Межэтнические семейно-брачные отношения: вопросы религии, культуры и быта

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 22:46, реферат

Краткое описание

Межэтнические браки являются объектом повышенного интереса социальных наук, поскольку их изучение затрагивает два аспекта, имеющих огромную значимость в современном обществе. Во-первых, на том этапе социального развития, который переживает наша страна в настоящий момент, возрастает актуальность исследования семьи как таковой, которая призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности.
В данном реферате я поставил целью изучить взаимоотношения супругов как в моноэтнических семьях русских и татар, так и в полиэтнических супружеских парах, где один из супругов является русским, а другой – татарином.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 26.27 Кб (Скачать)

     Основной формой заключения брака был брак по сватовству. На выбор супругов решающее влияние оказывали экономические или иные «деловые» соображения и воля родителей. Кроме брака по сватовству существовало еще бракосочетание посредством самовольного ухода девушки к своему избраннику. В таких случаях свадьба не проводилась.

    Семья для русского человека всегда была сосредоточением его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования, опорой не только государственности, но и миропорядка. Иметь семью и детей так же было необходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться. Семья скреплялась нравственным авторитетом. Таким  авторитетом  пользовался традиционный глава семьи. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость как свойства характера считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром  или промолчать. Все руководство домашним хозяйством держала в руках жена. Хозяин, глава дома и семьи, был, прежде всего, посредником в отношениях подворья и земельного общества. Кстати, в добропорядочной семье любые важные дела решались на семейных советах, причем открыто, при детях. Браки создавались по сватовству.

     Татары и русские живут бок о бок уже многие столетия, и это многовековое проживание на одной территории, давние экономические, культурные связи, тесное общение в быту, в трудовой деятельности не могло не наложить отпечаток на характер межэтнических контактов. В республике Татарстан, по данным переписи населения 2002 года, количество браков между татарами и русскими составляет приблизительно 1/3 от общего числа браков, а из числа ориентированных на межнациональные браки русских предпочтение отдают бракам с татарами 34,9%, а татары с русскими – 42,5%.

      Показателен в связи с этим тот факт, что многие супруги в русско-татарских семьях в бытовом общении не делают различий, кто татарин, а кто русский, что можно объяснить длительностью совместного проживания, широким распространением межнациональных браков, культурной и языковой близостью, двойственностью самосознания. 

      В межэтнических браках этническая идентичность имеет свои особенности. При смешанных браках русских и татар молодежь принимает преимущественно татарскую национальность, тогда как при смешанных браках русских с другими народами дети чаще избирают русскую национальность. По-видимому, здесь все-таки преувеличивается этническое влияние татар в смешанных браках, особенно в последние десятилетия.  Тем не менее, при рассмотрении вопроса о смешанных браках татар и русских следует учитывать крайне важный аспект национальной принадлежности конкретно матери и отца. «Как представляется, в тех семьях, где мать – татарка, до половины детей становятся татарами, если же отец - татарин, то в большинстве случаев дети становятся русскими» .

     Эмоциональной привлекательности супругов в моно- и полиэтнических браках неодинаковые. Например, эмоциональная привлекательность супругов в русских семьях ниже, чем в татарских. В полиэтнических браках эмоциональная привлекательность русских мужей для жен-татарок ниже, чем эмоциональная привлекательность татарских мужей для русских жен. В целом по исследованию, эмоциональная привлекательность супругов-татар выше, чем супругов-русских, что видимо, связано, с более высокой ценностью семьи и родственных отношений в татарской культуре.  

     Удовлетворенности браком в моно- и полиэтнических браках имеют ряд особенностей. Удовлетворенность браком супругов в русских семьях ниже удовлетворенности браком супругов татарских семей. Другими словами, браки татар приносят супругам больше удовлетворения, чем в русских семьях. При этом удовлетворенность жен вне зависимости от типа семьи ниже удовлетворенности мужей. Результаты удовлетворенности браком в полиэтнических браках следующие: жены-татарки в меньшей степени удовлетворены браком с русскими мужьями, хотя мужья русские имеют высокую удовлетворенность браком. А вот показатель удовлетворенности браком русских жен очень высокий, однако, мужья татары браком удовлетворены меньше, т.е татары в меньшей степени удовлетворены браком с русскими. В целом по исследованию удовлетворенность браком супругов моноэтнических браков выше удовлетворенности браком супругов полиэтнических браков, что, видимо, объясняется тем, что в полиэтническом браке больше разногласий и несовпадения образа жизни и привычек.

    В русских семьях жена ответственна за материальное обеспечение семьи. Основная роль мужа в этих семьях – это «психотерапевт». Остальные роли распределены равномерно. У жен в татарских семьях нет явных ролей, они распределены в равной степени с мужем. Однако ведущие роли мужа – это роль «хозяина», «психотерапевта» и воспитание детей. Если рассматривать результаты по распределению ролей в полиэтнических браках, то  они по обеим семьям почти совпадают. В обеих группах жены исполняют роль ответственного за материальное обеспечение, а роль мужа – «хозяин».

     Если удовлетворенность супругов браком высокая, то и эмоциональная привлекательность супругов будет  высокой, что, в принципе, очевидно. У мужей моноэтнических браков эмоциональная привлекательность супруги обратно пропорционально его удовлетворенностью браком. Думается, что эта особенность и ведет к высокой удовлетворенности браком в моноэтнических браках. Это подтверждается результатами исследований в татарских семьях, где высокий показатель удовлетворенности супругов браком, и это соответственно дает высокие результаты эмоциональной привлекательности супругов.

     Удовлетворенность браком зависит от зон конфликтов по распределению ролей в семье. Например, в русских семьях ярко проявляющаяся себя зона конфликта – «сексуальный партнер», где удовлетворенность браком низкая. Зоны, где могут происходить конфликты в татарских семьях, достаточно много, но они не связаны с основными семейными ролями – воспитание детей, материальное обеспечение, «сексуальный партнер» и роль «хозяина», поэтому и удовлетворенность браком более высокая. В полиэтнических браках  очень много зон конфликтов, как по основным ролям, так и по «второстепенным», в частности, «организация семейной субкультуры». Думается, что это и приводит к более низкой эмоциональной привлекательности супругов и соответственно к низкой удовлетворенности браком. В моноэтнических семьях зон конфликтов по основным ролям не существует. Можно предположить, что это также  приводит к высокой удовлетворенности браком, то есть ролевое совпадение и ролевое ожидание приводит к высокой удовлетворенности браком.

     Таким образом видно, что этнопсихологический и этнокультурный аспект супружеских отношений является важным фактором успешности брака. Изучение взаимоотношений в моно- и полиэтнических семьях позволяет выявить ряд проблем, решение которых имеет большое значение не только в масштабе отдельного этноса, но и на общероссийском уровне. Русские и татары являются самыми многочисленными этносами в Российской Федерации. В их взаимоотношениях наблюдается толерантность и взаимное принятие. Однако, как подчеркивалось мною ранее, невозможно говорить о полном отсутствии межэтнической напряженности между этими двумя этносами, что в поликультурном обществе было бы невозможно.

Информация о работе Межэтнические семейно-брачные отношения: вопросы религии, культуры и быта