Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:49, реферат
Целью работы является комплексное исследование данной проблемы, поэтому к основным задачам можно отнести:
1. Дать определение понятию «межэтнический конфликт», рассмотреть основные виды и формы конфликтов.
2. Выявить корни, лежащие в основе межэтнических конфликтов – причины и предпосылки конфликтов.
3. Охарактеризовать географию распространения межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве: выделить основные регионы, где происходят конфликты.
4. Выяснить пути выхода из конфликтных ситуаций, способы их мирного разрешения.
Введение
Глава 1. Корни, лежащие в основе межэтнических конфликтов
1.1. Понимание межэтнического конфликта
1.2. Причины и факторы межэтнических конфликтов
1.3. Формы межэтнических конфликтов
1.4. Формы межэтнических конфликтов
Глава 2. География межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве
2.1. Прибалтийские республики
2.1.1. Латвия
2.1.2. Эстония
2.2. Украина
2.2.1. Крымская проблема
2.2.2. Статус Севастополя
2.3. Приднестровье
2.4. Южный Кавказ
2.4.1. Армяно-азербайджанский конфликт
2.4.2. Грузино-абхазский конфликт
2.5. Межэтнические конфликты в Центральной Азии
Глава 3. Предотвращение и урегулирование этнических конфликтов в новых независимых государствах
Заключение
Список использованных источников
Неоднозначный опыт урегулирования этнических конфликтов на территории СССР представляет собой следствие не только объективных сложностей такого урегулирования, но и ошибок, допущенных в ходе миротворческой деятельности. Подобные ошибки заключались в недооценке или прямом игнорировании закономерностей самого конфликта, наличия у него различных стадий. Можно выделить шесть предпосылок, необходимых для урегулирования этнических конфликтов:
Наличие
авторитетного единого
Достижение определенного равновесия в ходе конфликта, когда стороны либо, хотя бы временно, исчерпали свои военные возможности, либо уже добились многих своих целей, казалось бы, представляется наиболее благоприятной стадией для начала действенных миротворческих усилий. Действительно, конфликт, вроде бы выдохся сам собой и все, что требуется обеим сторонам - это зафиксировать на бумаге сложившуюся де-факто линию контроля и прекращения огня. Между тем юридическое закрепление прекращения огня после достижения стадии равновесия сопряжено с большими трудностями. В сущности, достижение естественного равновесия происходит после того, как одна из сторон фактически потерпела поражение. Это не позволяет ей соглашаться со свергшимися фактами, а побуждает избегать каких-либо обязывающих соглашений с целью выиграть время до созревания подходящих для реванша условий.
Как
показывает опыт, появление на сцене
влиятельного посредника, способного
повысить интерес сторон к достижению
соглашения, могло бы предотвратить
переход конфликта из фазы достижения
одной из сторон минимальных целей
безопасности в стадию динамичного
равновесия. Именно в этот период
появляются шансы на быстрый успех
внешнего миротворчества. Формированиям
этнического меньшинства к
Согласие
сторон на «замораживание» кризиса
и, следовательно, на то, чтобы отложить
всеобъемлющее политическое урегулирование
на неопределенный срок, неизбежно
в условиях, когда удовлетворение
целей каждой из них представляется
недостижимым. Признание новым независимым
государством отделения этнического
меньшинства с целью
Процесс
роста национального
Несмотря на определенные успехи России в поддержании мирного состояния в «зонах напряженности», наблюдается явная стагнация процесса политического урегулирования существующих здесь конфликтов, что связано как с объективной сложностью решения проблем в силу различия подходов сторон, жесткости в отстаивании собственных интересов, так и с ограниченными возможностями действующей в СНГ модели разрешения кризисов, базирующихся главным образом на материальных ресурсах и политическом влиянии России.
Содружеству
так и не удалось сформировать
дееспособные механизмы сотрудничества
в военно-политической области, в
том числе в сфере
Для того, чтобы придать динамику миротворческим действиям в рамках СНГ безотлагательно требуется:
Рекомендации по Центральной Азии
Межэтнические противоречия потенциально угрожают стабильности и безопасности всех государств центральноазиатского региона, в том числе и Республики Казахстан. В этой связи представляется целесообразным:
1.
Необходимо не допустить «
2. В соответствии с указаниями Президента РК, завершить делимитацию границ в 2001 году.
3.
До окончательного оформления
статуса межгосударственных
4.
В процессе делимитации границ
необходимо строго учитывать
ареалы расселения этнических
групп, сложившиеся условия и
районы их хозяйственной
5.
В межгосударственных
Решение всего комплекса этих
непростых проблем, вероятно, может
быть осуществлено только в
рамках общего процесса
Заключение
Причиной
возникновения этнического
Прогнозирование, предупреждение и разрешение этнических конфликтов – важная задача правительств всех современных государств, в том числе и СНГ.
Регулирование конфликтов на этнической основе, поиск взаимопонимания сторон затрудняется рядом факторов, к которым следует отнести следующие:
Конфликт никогда не бывает статичным. Он постоянно развивается фактически по всем параметрам. Сам факт развития, изменения конфликта открывает возможности для его урегулирования.
Россия категорически против попыток применения югославского варианта урегулирования конфликтов на постсоветстком пространстве. Международным сообществом уже накоплен определенный опыт решения подобных проблем, какова бы ни была их кажущаяся неразрешимость.
Практика показывает, что восстановить прочный мир в том или ином конфликтном регионе можно лишь путем кропотливой политической работы. Необходим целый набор действий - превентивная дипломатия, урегулирование кризисов, миротворчество, постконфликтное восстановление и т. д.
Внешнее
воздействие в данном случае играет
вторичную роль и ограничено лишь
возможностями по созданию условий,
препятствующих эскалации кризиса
до уровня вооруженной борьбы. Меры
по предотвращению вооруженного конфликта
должны быть адресованы как этническому
меньшинству, так и центральным
властям. С одной стороны, необходимо
исключить всякую внешнюю поддержку
сепаратистским устремлениям меньшинства.
Ему следует дать ясно понять, что
его самопровозглашенная
Реалии
сегодняшнего дня свидетельствуют
о том, что особая ответственность
России за мир и безопасность в
Закавказье и странах СНГ не освобождает
руководство независимых
Список
использованных источников
Литературные источники