Межэтнические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:49, реферат

Краткое описание

Целью работы является комплексное исследование данной проблемы, поэтому к основным задачам можно отнести:
1. Дать определение понятию «межэтнический конфликт», рассмотреть основные виды и формы конфликтов.
2. Выявить корни, лежащие в основе межэтнических конфликтов – причины и предпосылки конфликтов.
3. Охарактеризовать географию распространения межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве: выделить основные регионы, где происходят конфликты.
4. Выяснить пути выхода из конфликтных ситуаций, способы их мирного разрешения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Корни, лежащие в основе межэтнических конфликтов
1.1. Понимание межэтнического конфликта
1.2. Причины и факторы межэтнических конфликтов
1.3. Формы межэтнических конфликтов
1.4. Формы межэтнических конфликтов
Глава 2. География межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве
2.1. Прибалтийские республики
2.1.1. Латвия
2.1.2. Эстония
2.2. Украина
2.2.1. Крымская проблема
2.2.2. Статус Севастополя
2.3. Приднестровье
2.4. Южный Кавказ
2.4.1. Армяно-азербайджанский конфликт
2.4.2. Грузино-абхазский конфликт
2.5. Межэтнические конфликты в Центральной Азии
Глава 3. Предотвращение и урегулирование этнических конфликтов в новых независимых государствах
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Межэтнический конфликт2.docx

— 94.85 Кб (Скачать)

     Несмотря  на де-факто нейтральный статус российских военнослужащих, грузинские вооружённые  отряды подвергали их обстрелам, вызывая  ответный огонь. Эти провокации зачастую приводили к жертвам среди  мирного населения. По мнению грузинской стороны, необходимость применять  оружие для самозащиты фактически была использована как формальное оправдание прямого участия российских вооружённых  сил в конфликте на стороне  абхазских сепаратистов.

     Тем временем конфликт внутри высшего руководства  Грузии привёл к тому, что в мае 1993 года Тенгиз Китовани и Джаба  Иоселиани были лишены своих постов в руководстве вооружёнными силами.

     Ситуация  на абхазском фронте с осени 1992 года до лета 1993 года оставалась неизменной, пока в июле абхазские силы не начали очередное наступление на Сухуми, третье по счету с начала года.

     27 июля 1993 года, после длительных боёв, в Сочи было подписано соглашение  о временном прекращении огня, в котором Россия выступала  в роли гаранта. Данное перемирие  абхазов заставила подписать  Россия (под нажимом авторитета  Э. Шеварнадзе), так как в результате  боёв абхазами был полностью  блокирован город Сухуми войска  Госсовета оказались в полном  окружении.

     Как утверждает грузинская сторона, в надежде  на то, что соглашение будет исполняться  всеми сторонами, практически всё  тяжёлое вооружение грузинских вооружённых  сил было вывезено из Сухуми на кораблях Черноморского Флота и значительная часть войск также покинула город. Абхазская сторона, в свою очередь, заявляет, что грузины сделали  это в силу острой необходимости  — в это время в самой  Грузии активизировались действия мятежников, поддерживавших Звиада Гамсахурдиа, и, чтобы подавить мятеж, Шеварднадзе  был вынужден снять с абхазского участка фронта наиболее боеспособные части, чем впоследствии и воспользовались  абхазы и северокавказские ополченцы.

     16 — 27 сентября 1993 года разгорелось  сражение, вошедшее в историю  конфликта как «Битва за Сухуми».  Абхазы нарушили перемирие и  возобновили наступление. Для  усиления своей группировки грузины  попытались перебрасывать войска  в Сухуми на гражданских самолётах.  Абхазы, развернув настоящую охоту  на гражданскую авиацию, сумели  сбить с зенитных установок  на катерах несколько самолётов,  заходивших на посадку в аэропорту Сухуми. Как утверждают участники боевых действий (с абхазской стороны), значительную роль сыграло также получение абхазами от России некоторого количества артиллерийских орудий и миномётов, обеспечение их необходимыми боеприпасами и обучение боевых расчётов.

      27 сентября Сухуми был взят  абхазскими и северокавказскими  отрядами в составе которых  боевой опыт получили многие  будущие чеченские террористы, в  том числе Шамиль Басаев и  Руслан Гелаев. Эвакуацию комбатантов  и гражданского населения осуществлял  российский Черноморский флот, хотя  крупные массы беженцев пытались  выбраться из Сухуми также  на восток, через Кодорское ущелье, и вдоль побережья. Существует  несколько противоречивых версий  относительно того, каким образом  удалось выбраться из осаждённого  города самому Эдуарду Шеварднадзе,  однако и абхазы, и грузины  сходятся во мнениях о том,  что он бросил свои войска  и мирное население на произвол  судьбы.

     После взятия Сухуми были захвачены в плен и казнены 17 министров прогрузинского правительства Абхазии во главе  с Ж. Шартава.

     К 30 сентября 1993 года абхазскими и северокавказскими  вооружёнными формированиями контролировалась уже вся территория автономии[5]. Около 250 тысяч этнических грузин, в  страхе перед реальной и предполагаемой угрозой со стороны победителей, бросились в бегство — покинули свои дома и ушли самостоятельно через  горные перевалы или были вывезены в Грузию по морю. Лишь небольшая  их часть через несколько лет  смогла вернуться домой.

     Поражение в Абхазии привело к падению  морального духа грузинской армии. Одновременно активизировались вооруженные отряды сторонников свергнутого президента Гамсахурдиа, пользовавшегося большой  поддержкой на западе Грузии. Часть  грузинских войск перешла на его  сторону. Грузия стояла перед лицом  полномасштабной гражданской войны.

     В условиях полного развала вооруженных  сил Эдуард Шеварднадзе заявил о  согласии вступить в СНГ, взамен попросив военной помощи у России. Россия «рекомендовала» абхазам остановить наступление, и грузинские силы смогли сконцентрироваться на подавлении мятежа в Западной Грузии.

     В сентябре 1993 грузинская фракция абхазского парламента в числе других беженцев была вынуждена покинуть Сухуми и  переехать в Тбилиси. Таким образом, на сегодняшний момент помимо не признанного  официальным Тбилиси фактического руководства Абхазии продолжают существовать также Верховный совет  и правительство Абхазской автономной республики в изгнании (летом 2006 после  восстановления контроля грузинских властей  над Кодорским ущельем эти  органы власти были по политическим соображениям передислоцированы в селения  верхней части ущелья — см. ниже).

     С 23 июня 1994 года на территории Абхазии  находятся миротворческие силы СНГ  — фактически это те же российские подразделения ВДВ, дислоцировавшиеся  здесь ранее. Вдоль реки Ингури установлена 12-километровая «зона безопасности». Единственным районом Абхазии, который  продолжает контролировать Грузия, является Кодорское ущелье.

     Последствия конфликта

     Вооружённый конфликт 1992—1993 годов, по обнародованным данным сторон, унёс жизни 4 тыс. грузин (ещё 1 тыс. пропала без вести) и 4 тыс. абхазов. Потери экономики автономии  составили 10,7 млрд. долларов. Около 250 тысяч  грузин[6] (почти половина населения) были вынуждены бежать из Абхазии, из 50 тыс. репатриировавшихся в течение 1994-97 годов 30 тыс. снова бежали в Грузию после событий 1998 года. По данным, предоставленным  грузинской стороной в ООН на ноябрь 2004 года, в Грузии и за её пределами  было официально зарегистрировано 280 тыс. беженцев из Абхазии. Однако сейчас, по заявлению властей Грузии, число беженцев составляет более 500 тысяч, при чем только на территории Грузии, хотя по последним данным неправительственных международных организаций число беженцев составляет около 150 тыс. человек с учетом новых членов семей (мужья, жены и т.д.) и детей родившихся после 1993 г. Несмотря на отказ в помощи от правительства Грузии 90 тысяч беженцев уже вернулось к себе в дома при поддержке правительства Абхазии.

     Неурегулированность отношений между мятежной автономией и Грузией, наличие многотысячных  групп грузинских беженцев является постоянным источником напряжённости  на Кавказе, средством давления на руководство  Грузии.

     В течение пяти лет после завершения конфликта Абхазия существовала в условиях фактической блокады  со стороны как Грузии, так и  России. Затем, однако (особенно с приходом к власти Владимира Путина), Россия, вопреки решению саммита СНГ, запрещающему любые контакты с сепаратистами, начала постепенно восстанавливать  трансграничные хозяйственные и  транспортные связи с Абхазией. Российские власти утверждают, что все контакты между Россией и Абхазией осуществляются на частном, негосударственном уровне. Грузинское руководство считает  предпринимаемые со стороны России действия попустительством сепаратистскому  режиму. Существенной поддержкой сепаратистского  режима, по мнению Грузии и многих членов международного сообщества, является выплата населению российских пенсий и пособий, ставшая возможной  после предоставления российского  гражданства значительной части (более 90 %) населения Абхазии в рамках обмена советских паспортов.

     В начале сентября 2004 возобновилось прерванное 12 лет назад железнодорожное движение по маршруту Сухум-Москва. Для восстановления дороги в Абхазию из Ростова была доставлена специальная техника, в том числе три вагона шпал. Было восстановлено 105 км железнодорожного полотна, более 10 км тоннелей.

     В конце сентября 2004 было установлено  регулярное автобусное сообщение между  Сочи и Сухумом. При этом российско-грузинская граница на Военно-Грузинской дороге была, наоборот, на некоторое время  закрыта после теракта в Беслане.

     Несмотря  на оживление российско-абхазских  контактов, экономика Абхазии (промышленность и туристический бизнес) так и  не восстановлены в полном объёме, что и неудивительно если вспомнить  о тотальной блокаде «мятежного»  региона. Но, несмотря на это уровень  жизни населения в Абхазии  выше уровня жизни в Грузии.

     Активизация действий Грузии

     2006 год

     В середине июля 2006 парламент Грузии принял резолюцию, требующую вывода российских миротворческих сил из Абхазии  и Южной Осетии. В ответ на это  парламент Абхазии призвал все  страны, в том числе Россию, «незамедлительно начать процесс официального признания  независимости Республики Абхазия», а также решил обратиться к  ООН, ОБСЕ и другим международным  организациям с просьбой «пресечь милитаристские планы грузинского руководства». Руководитель МИД РФ Сергей Лавров 20 июля в интервью газете «Коммерсант» заявил: «Благодаря миротворцам в  Южной Осетии и Абхазии сохраняется  мир и не льется кровь. Если кто-то забыл, можно вспомнить, как эти  конфликты начинались и какой  ценой, включая жизни наших солдат, удалось кровопролитие остановить. И в том, и в другом случае есть механизмы, одобренные международными организациями. Для Южной Осетии — это ОБСЕ, для Абхазии —  это ООН. В рамках этих организаций  одобрены, как я уже сказал, существующие миротворческие механизмы. Поэтому решение парламента — это попытка обострить ситуацию до предела».

     25 июля 2006 подразделения грузинских  вооружённых сил и МВД (до 1,5 тыс. человек) были введены  в Кодорское ущелье, составляющее  более трети Абхазии, для проведения  спецоперации против местных  вооружённых сванских формирований  Эмзара Квициани, отказавшегося  подчиниться требованию министра  обороны Грузии Окруашвили сложить  оружие. Квициани обвинён в «измене  родине».

     Летом — осенью 2006 Грузия восстановила контроль над Кодорским ущельем. 27 сентября 2006, в День памяти и скорби, указом президента Грузии Саакашвили Кодори был переименован в Верхнюю Абхазию.

     Тем временем, 18 октября 2006 года, Народное собрание Абхазии обратилось к российскому  руководству с просьбой признать независимость республики и установить между двумя государствами ассоциированные  отношения.

     Эскалация кризиса

     200 8 год

     В конце апреля над Абхазией уже  был сбит беспилотный самолет-разведчик, залетевший с территории Грузии. Как  сообщили в министерстве обороны  непризнанной республики, летательный  аппарат был сбит утром 20 апреля над населенным пунктом Гагида Очамчирского района.

     Этот  инцидент вызвал серьезный международный  скандал. Грузия обвинила Россию в том, что ее военно-воздушные силы сбили  самолет, а также потребовала  рассмотрения этого случая в Совете Безопасности ООН. Между тем СБ ООН  не пришел к единому мнению по поводу ситуации в Абхазии. По обоим вопросам - об укреплении связей России и непризнанных республик и о полете грузинского  беспилотного летательного аппарата - члены Совета лишь заслушали мнение России. [7]

     После этих событий, ситуация в зоне грузино-абхазского конфликта резко обострилась. Москва ввела в Абхазию дополнительные силы миротворцев. А Тбилиси расценил этот шаг как военную агрессию.

     20 апреля — Грузинская сторона  заявила, что российский истребитель  МиГ-29 сбил беспилотный самолет-разведчик  Hermes 450 МВД Грузии на грузинской  территории. Инцидент обсуждался  в Совете Безопасности ООН.  Командование ВВС России и  абхазские власти, в свою очередь,  настаивают, что его сбил находящийся  в распоряжении вооруженных сил  непризнанной республики самолет  Л-39, переделанный из учебной машины.[

     30 апреля — Россия увеличила  численность миротворческого контингента  в Абхазии с 2-х до 3-х тысяч  человек, что вызвало протест  грузинской стороны.

     4, 8 мая — Силами ПВО Абхазии  были уничтожены два грузинских  беспилотных летательных аппарата. Противостояние продолжается.

     Вывод

     Неразрешенность грузино-абхазского конфликта наносит  ущерб народам Абхазии и Грузии, отрицательно сказывается на стабильности всего Кавказа, вызывает озабоченность  Российской Федерации, за спокойствие  на своих южных рубежах. К конфликту  проявляют интерес США, заявившие  о своих «жизненных интересах» в  данном регионе. К урегулированию конфликта  подключены ООН, ОБСЕ, международные  дипломатические миссии.

Информация о работе Межэтнические конфликты