Межэтнические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:49, реферат

Краткое описание

Целью работы является комплексное исследование данной проблемы, поэтому к основным задачам можно отнести:
1. Дать определение понятию «межэтнический конфликт», рассмотреть основные виды и формы конфликтов.
2. Выявить корни, лежащие в основе межэтнических конфликтов – причины и предпосылки конфликтов.
3. Охарактеризовать географию распространения межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве: выделить основные регионы, где происходят конфликты.
4. Выяснить пути выхода из конфликтных ситуаций, способы их мирного разрешения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Корни, лежащие в основе межэтнических конфликтов
1.1. Понимание межэтнического конфликта
1.2. Причины и факторы межэтнических конфликтов
1.3. Формы межэтнических конфликтов
1.4. Формы межэтнических конфликтов
Глава 2. География межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве
2.1. Прибалтийские республики
2.1.1. Латвия
2.1.2. Эстония
2.2. Украина
2.2.1. Крымская проблема
2.2.2. Статус Севастополя
2.3. Приднестровье
2.4. Южный Кавказ
2.4.1. Армяно-азербайджанский конфликт
2.4.2. Грузино-абхазский конфликт
2.5. Межэтнические конфликты в Центральной Азии
Глава 3. Предотвращение и урегулирование этнических конфликтов в новых независимых государствах
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Межэтнический конфликт2.docx

— 94.85 Кб (Скачать)

     Победа  коммунистов на досрочных парламентских  выборах 25 февраля 2001 г. и избрание президентом  страны первого секретаря ЦК ПКРМ В. Воронина создают неплохие условия  для решения приднестровской  проблемы. Как справедливо замечает российский политолог С. Марков, «коммунисты  всегда занимали тут менее жесткие  позиции. К тому же, и это главное, – уменьшилась угроза растворения  Молдавии в Румынии, чего больше всего  опасались в Приднестровье». Время  покажет, хватит ли новому президенту политической воли для того, чтобы  сдвинуть с мертвой точки переговорный процесс, изменить его принципы и  окончательно урегулировать приднестровский  конфликт. Ведь очевидно и то, что  экономические и политические реалии все сильнее заставляют конфликтующие  стороны, у которых, разумеется, есть и собственные интересы, искать конструктивных комплексных решений приднестровской  проблемы. Они, возможно, и приведут многонациональный народ Молдовы  к долгожданному миру и спокойствию. 

     2.4.  Южный Кавказ 

     2.4.1. Армяно-азербайджанский  конфликт

     Хотя  яблоком раздора в этом длящемся с февраля 1988 г. конфликте стала  Нагорно-Карабахская автономная область  Азербайджана, объявившая себя в 1992 г. независимой Нагорно-Карабахской  Республикой (НКР), подоплека армяно-азербайджанского вооруженного противостояния более сложна и многопланова. Помимо собственно территориального спора здесь и историко-культурное соперничество с элементами межнациональной розни между армянами и азербайджанцами; и вступившая в противоречие с принципом суверенитета и целостности государства идеология национального самоопределения, взятая на вооружение новыми элитами Армении и Азербайджана, их общественно-политическими объединениями (Комитет «Карабах», Армянское общенациональное движение, Народный фронт Азербайджана и др.); и маневры тогдашнего союзного Центра с целью сохранить республики Закавказья в орбите влияния Москвы, для чего требовалось ослабить и расколоть тамошние национально-освободительные движения; и, наконец, завязавшаяся с 1993 г. интрига вокруг каспийской нефти и путей ее транспортировки, превратившаяся со временем в едва ли не главный фактор геополитического соперничества в регионе.

     В ходе боев 1993-го армия НКР установила контроль над семью прилегающими к Нагорному Карабаху азербайджанскими районами, превратив их в так называемый пояс безопасности. Подписанное армянской  и азербайджанской сторонами 16 мая 1994 г. Бишкекское соглашение о прекращении  огня в целом соблюдается, однако позиции сторон по большинству спорных  вопросов конфликта, как и прежде, расходятся.

     По  сравнению с Арменией и НКР  Азербайджан имеет более твердые  – с международно-правовой точки  зрения – позиции: он отстаивает территориальную  целостность своего государства, что  в целом находит поддержку  мирового сообщества. Баку обставляет обсуждение проблемы Нагорного Карабаха рядом предварительных – и  явно неприемлемых для другой стороны  – условий, требуя отмены законодательных  актов, меняющих статус спорной территории, которую продолжает считать своей; возвращения семи прилегающих к  Нагорному Карабаху районов, оккупированных армией НКР, что составляет, по подсчетам  азербайджанской стороны, 20% территории страны; разоружения и роспуска армии  НКР. Лидеры Азербайджана, апеллируя  к мировой общественности, стремятся  представить нагорно-карабахский  конфликт не борьбой карабахских  армян за самоопределение, а агрессией  Армении и захватом ею чужих земель с вытекающими отсюда международно-правовыми  последствиями.

     Во  главу угла руководство Армении  ставит вопрос о безопасности армянского населения Нагорного Карабаха и  такое решение карабахской проблемы, которое было бы приемлемо для  НКР. Официально не признавая Нагорно-Карабахскую  Республику, армянская сторона поддерживает право НКР на самоопределение. По мнению президента Армении Р. Кочаряна, «важно, чтобы решение карабахского конфликта было найдено его сторонами, а не навязано международным сообществом». Вместе с тем объективно Армения  заинтересована в установлении мира с Азербайджаном. Во-первых, это уменьшило  бы ее зависимость от России. Во-вторых, позволило бы ей наладить нормальные взаимоотношения с соседями и  мировым сообществом. В-третьих, дало бы возможность подключиться к выгодным экономическим проектам, связанным, в частности, с транспортировкой каспийской нефти.

     Все это происходит на фоне обострения социально-экономических проблем  в странах и территориях, участвующих  в конфликте. Сохраняется и внутриполитическая нестабильность: 27 октября 1999 г. группа террористов расстреляла армянский  парламент; в марте 2000 г. было совершено  покушение на президента НКР А. Гукасяна; в Азербайджане обстановку повышенной нервозности создают слухи о  проблемах со здоровьем президента Г. Алиева, а также планы передать власть назначенному им преемнику (на этом посту Алиев видит своего сына Ильхама). По мере того как растет число тех, кто разочаровался  в возможности решения конфликта  путем переговоров, во всех вовлеченных  в противоборство республиках все  громче заявляют о себе «партии войны».

     Ни  Баку, ни Ереван за шесть лет конфликта  не сделали ни шага навстречу друг другу. Переговорный процесс, несмотря на усилия многочисленных посредников (Минская группа ОБСЕ, Россия, США, Турция, Иран и др.), фактически торпедируется. Не удалось добиться прорыва в  разрешении конфликта и в ходе состоявшихся в 1999–2000 гг. двусторонних встреч азербайджанского и армянского президентов. И в той, и в другой стране попытки их лидеров пойти  на взаимные уступки вызвали осенью 1999-го острейший политический кризис. Последняя встреча Алиева и Кочаряна, состоявшаяся в сентябре 2000 г. в Нью-Йорке  на ООНовском «Саммите тысячелетия», не привела к каким-либо результатам. Предпочтение по-прежнему отдается апелляциям к общественному мнению. В целом  же противоречия между конфликтующими сторонами – относительно статуса  Нагорного Карабаха, захваченных  азербайджанских территорий, беженцев и т. п. – остаются неразрешенными, соответственно слаба и надежда  на мирный исход конфликта.  
 

     2.4.2. Грузино-абхазский  конфликт

     Грузино-абхазский  конфликт - самый кровопролитный из всех когда-либо существующих на постсоветском  пространстве.

     Грузино-абхазский  конфликт - этнополитический конфликт между центральной властью Грузии и руководством автономной республики Абхазия). В более широком смысле, является одним из проявлений геополитического конфликта в кавказском регионе, обострившегося в конце XX века в  связи с распадом СССР[18].

     Напряжённость между грузинами и абхазами начала усиливаться в конце 1980-х годов, что было вызвано призывами грузинских националистических группировок к  независимости от СССР. Абхазское  руководство, наоборот, заявляло о намерении  остаться в составе СССР, особенно после того, как в 1989 году в Тбилиси  прошли массовые демонстрации, в ходе которых, в частности, звучали требования ликвидации абхазской автономии. Опасаясь новой волны «грузинизации», абхазские  власти рассматривали для себя отделение  от Грузии как более предпочтительный вариант. При этом следует отметить, что на тот период абхазы составляли национальное меньшинство в республике.

     Одновременно  с распадом СССР политические конфликты  в Грузии перешли в фазу открытого  вооружённого противостояния как между  Грузией и автономиями (Абхазия, Южная Осетия), так и внутри Грузии как таковой.

     9 апреля 1991 года Грузия под руководством  президента Звиада Гамсахурдиа  провозгласила свою независимость.

     В январе 1992 года Звиад Гамсахурдиа  был свергнут вооружённым путём, и победители (Джаба Иоселиани, Тенгиз Китовани, Тенгиз Сигуа) пригласили Эдуарда  Шеварднадзе вернуться в Грузию, рассчитывая воспользоваться его  авторитетом и влиянием как на международном уровне, так и внутри страны.

     21 февраля 1992 года правящий Военный  совет Грузии объявил об отмене  советской конституции и восстановлении  конституции Грузинской демократической  республики 1921 года.

     Вернувшись  в Грузию в марте 1992 года, Шеварднадзе  возглавил временный парламент  — Государственный Совет, сформированный руководителями переворота против Гамсахурдиа. Госсовет контролировал большую  часть территории Грузии, за исключением  Южной Осетии, Аджарии и Абхазии. Одновременно продолжалась гражданская  война в Мингрелии, на родине Гамсахурдиа, где верные ему силы удерживали город  Зугдиди.

     Шеварднадзе действительно смог к лету 1992 года мирно урегулировать югоосетинскую  проблему, договорившись с Россией  о вводе миротворческих сил в  этот регион.

     С Абхазией отношения наладить не удалось. Абхазское руководство восприняло отмену советской конституции Грузии, осуществлённую парламентом Грузии, как фактическую отмену автономного  статуса Абхазии, и 23 июля 1992 года Верховный  Совет республики (при бойкоте  сессии со стороны депутатов-грузин) восстановил действие Конституции  Абхазской Советской республики 1925 года, согласно которой Абхазия  является суверенным государством (это  решение Верховного Совета Абхазии  не было признано на международном  уровне). Верховный совет разделился на две части — абхазскую и  грузинскую.

     Начались  массовые увольнения грузин из силовых  структур автономии, а также создание «абхазской гвардии». В качестве ответной меры в Тбилиси было принято решение  о вводе войск в автономию. Официальной причиной была названа  необходимость охраны железной дороги, использовавшейся в качестве единственного  маршрута транспортировки грузов из России в Армению, уже находившуюся в состоянии войны с Азербайджаном.

     По  всей видимости, Шеварднадзе не в  состоянии был контролировать действия вооружённых отрядов, подчиняющихся  его партнёрам по власти, и 14 августа 1992, в самый разгар курортного сезона, отряды Национальной гвардии Грузии численностью до 3000 человек под командованием  Тенгиза Китовани, под предлогом  преследования отрядов сторонников  Звиада Гамсахурдиа, вошли на территорию Абхазии. Абхазские вооружённые  формирования оказали сопротивление, но отряды Национальной гвардии за несколько дней заняли практически  всю территории Абхазии, включая  Сухуми и Гагру.

     Правительство Абхазии во главе с председателем  Верховного Совета Владиславом Ардзинба перебазировалось в Гудаутский район. Ввод грузинских войск привёл к массовому  бегству абхазского и русскоязычного населения, в том числе на территорию России. Здесь абхазские отряды получили поддержку оружием и многочисленными  добровольцами, в том числе со стороны Конфедерации горских народов  Кавказа, заявившей о готовности чеченцев, кабардинцев, ингушей, черкесов, адыгейцев вместе с этнически  родственными им абхазами выступить  против грузин. Создание, подготовка, вооружение и отправка в Абхазию ополченческих  формирований не могли оставаться незамеченными  российскими властями, однако российское руководство предпочло не вмешиваться.

     По  словам тогдашнего президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, Борис Ельцин в телефонном разговоре с ним  изъявил желание помочь решить грузино-абхазский  конфликт мирным путём. В результате отрядам национальной гвардии был  отдан приказ прекратить наступление. Многие в Грузии до сих пор считают  это решение Шеварднадзе предательством.

     К октябрю 1992 года, получив пополнения и большое количество современного вооружения, абхазы перешли к наступательным действиям. Был отбит город Гагра, в боях за который большую роль сыграл так называемый «абхазский батальон». Взяв Гагру, абхазы установили контроль над стратегически важной территорией, прилегающей к российской границе, наладили линии снабжения с поддерживающей их Конфедерацией горских народов Северного Кавказа, и стали готовиться к наступлению на Сухуми. В ходе штурма Гагры (в котором, по утверждению грузинской стороны, участвовали российские танки) абхазы, как утверждается, получили в своё распоряжение около десяти боевых машин пехоты и бронетранспортёров. Впоследствии, в ответ на обвинения Грузии в том, что Россия снабжала мятежную автономию оружием, абхазское руководство утверждало, что в боевых действиях использовалось трофейное оружие.

     При этом в зоне конфликта, на территории, контролируемой абхазскими и грузинскими  силами, оказалось несколько частей российских Вооружённых Сил, находившихся здесь ещё с советских времён (авиабаза в Гудауте, военно-сейсмическая лаборатория в Нижних Эшерах и  батальон ВДВ в Сухуми). Формально  они сохраняли нейтральный статус, занимаясь охраной имущества  Министерства обороны РФ и обеспечением безопасности гуманитарных операций (эвакуация  мирного населения и отдыхающих, доставка продуктов в блокированный  город Ткварчели). В то же время  грузинская сторона обвиняла российских военнослужащих в выполнении разведывательных операций в интересах абхазов.

Информация о работе Межэтнические конфликты