Межэтнические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:49, реферат

Краткое описание

Целью работы является комплексное исследование данной проблемы, поэтому к основным задачам можно отнести:
1. Дать определение понятию «межэтнический конфликт», рассмотреть основные виды и формы конфликтов.
2. Выявить корни, лежащие в основе межэтнических конфликтов – причины и предпосылки конфликтов.
3. Охарактеризовать географию распространения межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве: выделить основные регионы, где происходят конфликты.
4. Выяснить пути выхода из конфликтных ситуаций, способы их мирного разрешения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Корни, лежащие в основе межэтнических конфликтов
1.1. Понимание межэтнического конфликта
1.2. Причины и факторы межэтнических конфликтов
1.3. Формы межэтнических конфликтов
1.4. Формы межэтнических конфликтов
Глава 2. География межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве
2.1. Прибалтийские республики
2.1.1. Латвия
2.1.2. Эстония
2.2. Украина
2.2.1. Крымская проблема
2.2.2. Статус Севастополя
2.3. Приднестровье
2.4. Южный Кавказ
2.4.1. Армяно-азербайджанский конфликт
2.4.2. Грузино-абхазский конфликт
2.5. Межэтнические конфликты в Центральной Азии
Глава 3. Предотвращение и урегулирование этнических конфликтов в новых независимых государствах
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Межэтнический конфликт2.docx

— 94.85 Кб (Скачать)

     Анализ  грузино - абхазского конфликта показывает, что эту проблему нельзя решить без  учета ее исторических, этнических, демографических, территориальных  и правовых аспектов, без исправления  ранее допущенных правовых ошибок. Весь ход историко-политических событий  позволяет сделать следующие  выводы:

     1. Абхазы и грузины относятся  к разным этносам

     2. Абхазы проживают на территории  современной Абхазии уже несколько  тысяч лет

     3. Абхазия обладает государственностью  с момента образования «Абхазского  царства» вот уже 1200 лет

     4. За весь исторический период  Абхазия и Грузия составляли  единое государство лишь 250 лет  в объединенном «царстве абхазов  и картлов» и 60 лет в Советский  период

     5. Все остальное время это были  два ничем не связанных между  собой государства

     6. В Российскую империю они входили  по отдельности, что свидетельствует  о том, что они не являлись  единым целым

     7. В 1931 году Абхазия как автономия  вошла в Грузию под нажимом  Сталина и против воли ее  народа

     8. Численный перевес грузин в  Абхазии (1989) был достигнут за  счет «махаджирства» абхазов  в конце 19-века и массового  заселения грузин на протяжении 20-века

     9. На протяжении последних ста  лет Грузия дважды совершала  военную агрессию по отношению  к Абхазии с целью захвата  ее территории

     10. После войны 1992-1993 гг. все государственно-правовые  отношения между Грузией и  Абхазией были разорваны, это  de facto два разных государства. 

     2.5. Межэтнические конфликты  в Центральной  Азии 

     Обострение  в 2007 году межэтнических отношений  в странах Центральной Азии и, прежде всего, в самой крупной  из них – Казахстане (см. рис. 5) –  заставляет вспомнить события более  чем пятнадцатилетней давности, когда  прокатившаяся по азиатским республикам  бывшего СССР на рубеже 1980-х – 1990-х гг. волна межэтнических конфликтов ускорила процессы распада единого государства.

     Развиваясь  в рамках другой общественно-политической системы и иной исторической ситуации, те конфликты были порождены причинами, схожими с нынешними, и стали  прообразом столкновений, происходящих в странах Центрально-Азиатского региона в наши дни.

     Опасность повторения этих конфликтов имеет непосредственное отношение к современной России и не только ввиду наличия у  нее самой длинной в мире государственной  границы с Казахстаном (более 7 тыс. км). В случае дестабилизации положения  в Центральной Азии в Россию может  хлынуть массовый поток мигрантов, которыми, как показывает опыт гражданской  войны в Таджикистане, может стать  и некоренное, и гораздо более  многочисленное коренное население  стран региона. Это повлечет резкое изменение этнического баланса  в ряде районов России, возрастание  конфликтного потенциала межэтнических  отношений и ухудшение криминогенной  обстановки в нашей стране. Наконец, конфликты напрямую затрагивают  безопасность проживающих в странах  региона русских (около 5,5 млн. чел.).

     В период после второй мировой войны  республики Средней Азии и, в меньшей  степени, Казахстан, пережили беспрецедентный  демографический взрыв, результатом  чего стало резкое увеличение населения. В 1959-1989 гг. численность жителей региона  увеличилась в 2,1 раза, тогда как  РСФСР – только в 1,3 раза. Наиболее быстро росла численность таджиков и узбеков, которые отличались более  высоким уровнем исламизации. В  посткочествых обществах, к числу  которых принадлежали казахи, киргизы  и туркмены, женщина традиционно  пользовалась большей свободой в  быту, что предопределило не столь  высокий уровень естественного  прироста. В условиях ограниченности земельно-водных ресурсов демографический  «взрыв» вел к нарастанию аграрного перенаселения, с особой силой сказывавшегося в традиционных земледельческих районах, главным из которых была Ферганская долина. К 1990 г. плотность населения на ее территории достигала 100 чел. на кв. км, а в узбекской части – 300 чел.3, тогда как в среднем по СССР она составляла всего 13 чел.4.

     В условиях характерного для СССР жесткого контроля над всеми сферами общественной жизни социальные конфликты в  Средней Азии и Казахстане носили латентный характер. Положение изменилось в конце 1980-х гг., когда власть союзного центра существенно ослабла. Одним из факторов, провоцировавших  конфликты, стала начавшаяся в период «перестройки» замена руководства  союзных республик, которая затрагивала  экономические и политические интересы местных кланов.

     В декабре 1986 г. первые после начала «перестройки»  массовые волнения на этнической почве  произошли в Казахстане. Поводом  для беспорядков стало решение  о замене прежнего руководителя республики Д.А. Кунаева бывшим первым секретарем Ульяновского обкома партии Г.В. Колбиным. В знак протеста против назначения главой республики русского 17-18 декабря 1986 г. на главной площади Алма-Аты  прошли массовые демонстрации, в которых  участвовала преимущественно казахская  студенческая молодежь. Для подавления выступлений были использованы подразделения  армии, милиции, внутренних войск и  специально мобилизованных дружинников. Демонстрации и акции протеста прошли также в Джезказгане, Караганде, Талды-Кургане, Аркалыке, Кокчетаве, Сарыозеке, Талгаре, Павлодаре, Чимкенте и других городах. По ряду оценок, организаторы беспорядков использовали межклановую  борьбу за власть и то, что недовольные  отстранением от власти Д. Кунаева лидеры Старшего жуза инспирировали массовые выступления казахской молодежи. О технологии организации переворотов, названных впоследствии «цветными революциями», у нас тогда еще не слышали.

     Несмотря  на подавление беспорядков в Казахстане, в 1989 г. Г. Колбин покинул республику, а первым секретарем республиканской  компартии стал Н. Назарбаев.

     К концу 1980-х гг. центр тяжести массовых беспорядков был перенесен в  Среднюю Азию. В силу аграрного  перенаселения межэтнические противоречия имели здесь более глубокий характер. В последние годы «перестройки»  на территории Ферганской долины произошли  два крупных межэтнических конфликта  – ферганский и ошский, охватившие соответственно Узбекскую и Киргизскую ССР.

     Ферганский  конфликт

     Первый  из них начался с беспорядков  в небольшом ферганском городке  Кувасае, где в мае 1989 г. произошли  драки между, с одной стороны, турецкой и, с другой стороны, узбекской  и таджикской молодежью. Драки переросли  в крупномасштабные столкновения. Беспорядки охватили города Ташлак, Маргилан, Фергану, Коканд и поселок Комсомольский, где начались массовые погромы, убийства и поджоги турецких домов. Подразделения  Внутренних войск МВД СССР смогли взять ситуацию под контроль лишь спустя несколько дней после начала выступлений. В течение июня 1989 года антитурецкие митинги и выступления  происходили в Ташкентской, Наманганской, Сырдарьинской и Самаркандской  областях. Напряженная ситуация в  Узбекистане сохранялась на протяжении всего 1990 года[17].

     Ошский  конфликт

     В основе ошского конфликта лежали более отчетливо выраженные социально-экономические  причины. В отличие от узбеков  киргизы традиционно занимались скотоводством и не имели навыков  земледелия а, следовательно – и  стимулов для проживания в сельской местности. Соответственно, миграция киргизов в города происходила более интенсивно. К концу 1980-х гг. в городах Киргизской ССР скопилась значительная масса сельских переселенцев, в большинстве своем не имевших собственного жилья, востребованной в городских условиях специальности, а зачастую - и постоянной работы.

     В течение 1989 года в Киргизии возникло несколько объединений застройщиков, претендовавших на земли вокруг Бишкека  и других крупных городов. В Оше  таким объединением стало общество «Ош-аймагы», участники которого 7 мая 1990 г. потребовали предоставить им для  застройки земли пригородного колхоза  им. Ленина, среди работников которого преобладали узбеки. В ответ узбеки выдвинули требования создания автономии  и придания узбекскому языку статуса  государственного. 4 июня на спорном  поле собрались толпы узбеков  и киргизов, для разгона которых  милиция открыла огонь на поражение. После этого в Оше начались массовые погромы, поджоги и убийства узбеков. Беспорядки охватили г. Узген  и сельские районы, большинство населения  которых составляли киргизы. 6 июня 1990 г. в охваченные волнениями населенные пункты были введены части Советской  армии, которым удалось овладеть ситуацией8.

     Таджикско-киргизский конфликт

     В 1989 г. произошли столкновения между  таджикским населением Исфаринского района Таджикистана и киргизским населением Баткенского района Киргизии, в основе которого лежал конфликт по поводу распределения земель. Безрезультатные  попытки урегулировать противоречия, в ходе которых выдвигались требования о передаче земель Таджикистану, продолжались вплоть до 1991 г., грозя перерасти  в открытый конфликт между двумя  советскими республиками. В том же 1989 г. произошел конфликт по поводу распределения пастбищ между  таджиками и тюрками-барласами Ганчинского района Таджикистана, для ликвидации которого были использованы войска МВД СССР[2].

     Кульминацией  межэтнических столкновений стали  февральские события 1990 г. в Душанбе, вызванные слухами о выделении  квартир армянским беженцам. Под  влиянием этих слухов начались акции  протеста. 12 февраля 1990 г. они переросли  в массовые беспорядки и погромы  русскоязычного населения, спровоцированные нарушением данного ранее первым секретарем ЦК Компартии Таджикистана (КПТ) К. Махкамовым обещания выйти к  митингующим и дать разъяснения  по поводу циркулировавших слухов. К вечеру 13 февраля в Душанбе  были введены танки и армейские  подразделения, которым удалось  остановить беспорядки.

     Последствия межэтнических конфликтов рубежа 1980-х - 1990-х гг. были многогранными. Массовые беспорядки привели к смене руководства  республик. Как уже сказано, первого  секретаря ЦК Компартии Казахстана Г.В. Колбина в июне 1989 г. сменил Н.А. Назарабаев. Одновременно был освобожден от обязанностей первого секретаря  ЦК Компартии Узбекистана Р. Ишанов, место которого занял И. Каримов. В Киргизии председателя Верховного совета А. Масалиева, который к тому времени сосредоточил в своих  руках большую часть властных полномочий, сменил А. Акаев. Сохранить  власть сумел лишь первый секретарь  ЦК Компартии Таджикистана К. Махкамов, но и он был отстранен после  поддержки им ГКЧП в августе 1991 г.

     Из  наиболее «конфликтных» республик  – Таджикистана, Узбекистана и  Киргизии - значительно возросла эмиграция  русского и другого некоренного  населения. В Казахстане и Туркменистане, где крупных межэтнических конфликтов в тот период не было, усиления эмиграции  некоренных этносов не произошло. По мере эмиграции русских, значительно  усилившейся с распадом СССР, межэтнические  противоречия все более смещались  в область противостояния между коренными этносами, что придавало им гораздо более опасный характер ввиду отсутствия в регионе четких этнических границ, трансграничного характера расселения многих народов и легкости, с какой такие конфликты могут перерастать в межгосударственные.

     Выводы

     1. В настоящее время межэтнические  взаимоотношения в государствах  Центральной Азии, являющиеся основополагающими  в проблеме стабильности и  безопасности, отличается неопределенностью  и недостаточной стабильностью.  Практически между всеми основными  этносами, населяющими этот регион, имеются серьезные противоречия, которые способны в некоторой  степени поставить их в положение  противостояния.

     2. Особенностью межэтнических противоречий  в центральноазиатском регионе  является их тесная взаимосвязь  с межгосударственными. Отсюда  вытекает вероятность потенциального  разрастания межэтнических конфликтов  в межгосударственные.

     4. Наиболее острыми и давними  являются узбеко-таджикские противоречия.

     5. Наиболее сложным элементом межэтнических  противоречий в Центральной Азии  является территориальный вопрос.

     6. В последнее время на первый  план выходит проблема обеспечения  государствами региона безопасности  границ, сильно осложняющая взаимоотношения  различных этнических групп.

     7. Решение межэтнических противоречий  требует пристального внимания  руководств всех государств Центральной  Азии, наличия у них доброй  воли, учета интересов друг друга,  готовности к взаимным компромиссам  и уступкам. 

     Глава 3. Предотвращение и  урегулирование этнических  конфлик тов в новых независимых государствах 

     На  момент своего распада Союз ССР переживал  целый ряд переходных процессов - от централизованного планирования к рыночной экономике, от тоталитарной политической системы - к демократии, от административной сверхцентрализации - к развитию федерализма и деколонизации. Каждый из этих процессов в отдельности  нес сам по себе риск стабильности гражданскому и межнациональному миру. Поэтому неудивительно, что процесс  дезинтеграции СССР сопровождался  возникновением ряда вооруженных конфликтов на его территории.

     Нельзя  не видеть, что, несмотря на некоторую  приостановку инерции дезинтеграции  внутри России, достигнутую после  декабря 1991 г. процесс этот, видимо, далеко не завершен (об этом, в частности, свидетельствовало обострение кризиса  в Чечне в конце 1994 г. - начале 1996 г.) Ухудшение экономической и  межэтнической ситуации практически  во  всех этих странах стимулирует  возникновение новых вооруженных  конфликтов. В этих условиях даже те скромные успехи, которые были достигнуты в области урегулирования уже  возникших конфликтов, представляют собой особую ценность с точки  зрения возможного использования накопленного опыта в будущем.

Информация о работе Межэтнические конфликты