Межэтнические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:49, реферат

Краткое описание

Целью работы является комплексное исследование данной проблемы, поэтому к основным задачам можно отнести:
1. Дать определение понятию «межэтнический конфликт», рассмотреть основные виды и формы конфликтов.
2. Выявить корни, лежащие в основе межэтнических конфликтов – причины и предпосылки конфликтов.
3. Охарактеризовать географию распространения межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве: выделить основные регионы, где происходят конфликты.
4. Выяснить пути выхода из конфликтных ситуаций, способы их мирного разрешения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Корни, лежащие в основе межэтнических конфликтов
1.1. Понимание межэтнического конфликта
1.2. Причины и факторы межэтнических конфликтов
1.3. Формы межэтнических конфликтов
1.4. Формы межэтнических конфликтов
Глава 2. География межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве
2.1. Прибалтийские республики
2.1.1. Латвия
2.1.2. Эстония
2.2. Украина
2.2.1. Крымская проблема
2.2.2. Статус Севастополя
2.3. Приднестровье
2.4. Южный Кавказ
2.4.1. Армяно-азербайджанский конфликт
2.4.2. Грузино-абхазский конфликт
2.5. Межэтнические конфликты в Центральной Азии
Глава 3. Предотвращение и урегулирование этнических конфликтов в новых независимых государствах
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Межэтнический конфликт2.docx

— 94.85 Кб (Скачать)

     Нынешнему правительству Эстонии угрожает не только недоверие своего народа и признание полного провала  программы интеграции русскоязычного населения, финансируемой Евросоюзом.

     Последние события скорее заставили русскоязычных  граждан Эстонии задуматься об интеграции не с эстонским обществом, а с  российской экономической системой. Они боятся, что сгоряча Россия может применить к Эстонии  экономические санкции, что серьезно ударит по благосостоянию именно русскоязычного населения.

     Вывод

     Сейчас  можно с точностью отметить, что  Прибалтика является одной из самых  конфликтных зон на постсоветском  пространстве.

     Известно, что около 40 - 50% населения Эстонии  и Латвии составляют небалтийские этносы, в основном русский и близкие  к нему. Но за последние годы неприязнь  прибалтов к этим последним вошла  в пословицу, и, хотя до открытого  противостояния здесь не доходит, но ситуация остается очень сложной. На сегодняшний день Латвия и Эстония - единственные среди новых независимых  государств, не давшие своего гражданства  бывшим подданным СССР, проживающим  на их территории. К моменту получения  независимости 30% населения Эстонии (по преимуществу русским, большинство  которых родилось в этой республике) было отказано в гражданстве. Русские, как иностранцы, получили особые паспорта желтого цвета. Помимо этого, к ним  применяют запреты на профессиональную деятельность: например, 700 тысяч русских, проживающих в Латвии, не могут заниматься 23 видами профессий. Политическое руководство страны закрывает глаза даже на то, что благодаря этому такие гиганты прибалтийской промышленности как Рижский радиозавод или Ингалинская АЭС лишаются нужного количества квалифицированных кадров. Фактически русские постепенно вытесняются из большинства сфер общественной жизни.

     Политическое  руководство Латвии и Эстонии  пытается искусственно создать мононациональные государства и таким образом  отдалиться от «великого соседа», и  причины стремления к разрыву  прежде всего политические; разграничение  населения по национальному признаку в данном случае носит скорее вспомогательную  роль. Надо признать, что результаты такой линии в этнополитике налицо - для прибалтийских государств был  облегчен прием в Совет Европы, предоставлены все условия для  скорейшей интеграции в европейские  структуры. Очевидно, что для СЕ важны  не сами Латвия или Эстония, а тот  факт, что Россия лишается доступа  к пяти первоклассным балтийским портам. Но политика политикой, а права  человека продолжают нарушаться.

     2.2. Украина 

     2.2.1. Крымская проблема

     Статус  Крыма – это особый вопрос сейчас, который грозит еще более обособиться  в будущем. Нынешняя трактовка места  Крыма в политической системе  Украины как автономной республики является уже сейчас компромиссом/

     Как известно, Крым был объявлен присоединенным к России и стал неотъемлемой частью русского государства в конце XVIII века на основе Кучюк – Кайнарджийского  мирного договора между Россией  и Турцией  1774 года, подписанного Екатериной Второй  8 апреля 1783 г. Манифеста  о присоединении Крымского полуострова, полуострова Тамань и всей Кубанской стороны к России и после присяги крымско-татарских беков на верность России в 1783 году[12].

     Точкой  отсчета, превративший Крым в регион наиболее вероятного конфликта на территории Украины, можно считать 20 января 1991 года. В этот день в Крыму состоялся  референдум, в ходе которого большинство  жителей полуострова высказались  за восстановление Крымской АССР как  субъекта СССР и участника Союзного договора. После горячих дебатов  Верховный совет Украины «легализовал»  результаты референдума, приняв закон  о воссоздании Крымской АССР в  составе Украины.  Таким образом  было положено начало крымскому сепаратизму,  завязан тугой узел политических, социальных, экономических проблем, осложненных к тому же возросшим  межэтническим напряжением.  Основными  причинами последнего стало массовое возвращение в конце 80-х – начале 90-х годов крымских татар –  коренного народа Крыма, депортированного сталинским режимом в 1944 г., и негативная реакция на этот процесс населения, преимущественно русского и русскоязычного. В последние годы эскалации межэтнических  трений на полуострове немало способствовали местные средства массовой информации, преуспевшие в создании главного «образа врага» в лице западного  украинца. Хотя большинство жителей  Крыма с таковым «врагом» никогда  не сталкивались, этот новый стереотип  в значительной мере потеснил в массовом сознании  создававшийся десятилетиями  образ крымского татарина – предателя, «пособника немецких фашистов».

     Августовский  путч 1991 года существенно ускорил  распад Союза. Провозглашение государственной  независимости Украины, что катализировало развитие дальнейших событий в Крыму.

     Повышенная  конфликтогенность этого региона, помимо общих для всего постсоветского  посттоталитарного пространства причин, обусловлена еще и его специфическими факторами, особым демографическим составом и динамикой этносов, населяющих полуостров.

     Согласно  последним статистическим данным, из 2,7 млн. жителей Крыма более 60% составляют русские, подавляющее большинство  которых переселенцы, заселяющие земли, опустевшие и заброшенные после  депортации коренного населения, в  ходе нескольких послевоенных миграций. Около четверти населения относится  к этническим украинцам, в основном существенно русифицированным.

     По  последним данным, крымские татары, вернувшиеся из мест ссылки, в основном из республик Средней Азии, частично из России, составляют около 10%  всего  населения. Остальные проценты приходятся  на национальные меньшинства. Динамика существенного изменения этнического  состава населения за последние  несколько лет связана в основном с возрастанием доли крымских татар.

     Несмотря  на относительно небольшую долю крымских татар в общей численности  населения Крыма, крымско-татарский  фактор играет важнейшую роль в политической, экономической и социальной жизни  полуострова. Как отмечают некоторые  аналитики,  русский сепаратизм исчерпал себя. На политическую арену все  более определенно выступает  крымско-татарский сепаратизм, который  гораздо более радикален в  своих действиях. В основе он имеет  межрелигиозный характер и является проявлением исламского фундаментализма.

     Известны  и турецкие интересы относительно Крыма. Предметом конкретной турецкой политики является расширение экономического (через  сеть банков и коммерческих структур с турецким капиталом), а затем  и политического присутствия  в Крыму. Украина оказывается  между двух огней на фоне того, что  в России  отсутствует понимание  исламской угрозы в Крыму и  продолжается муссирование крымской проблемы в антиукраинском контексте. В результате оказывается, что для Украины Турция и Россия в этом  смысле находятся «в одной лодке». 

     2.2.2. Статус Севастополя

     Город Севастополь возник и был построен как главная военно-морская база Российского Черноморского флота  и являлся особым административным округом, управление которым осуществлял  военно-морская администрация, назначаемая  непосредственно  Санкт-Петербургом.

     Указом  Президиума Верховного Совета РСФСР  «О выделении города Севастополя  в самостоятельный административно-хозяйственный  центр» от 29 октября 1948 г. город Севастополь  был выделен в самостоятельный  центр со своим особым бюджетом и  отнесен к категории городов  республиканского подчинения. Финансовые и организационные функции в  административно-территориальных границах городского округа по состоянию  на 8 декабря 1991 г. осуществлялись под непосредственным руководством Совета Министров СССР без какого-либо участия Совета Министров  Украинской ССР. Постановление  Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 г. «О передаче Крымской области  из состава РСФСР в состав Украинской ССР» и Закон СССР от 28 апреля 1954 г. «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР», не содержали упоминания о  городе Севастополе. Как считает  Государственная Дума Федерального Собрания РФ, они были приняты с  нарушением  Конституции СССР, Конституции  РСФСР и законодательной процедуры.

     6 февраля 1992 г. ВС РФ признал  незаконной передачу Крыма 1954 года Украинской ССР, а в  июле 1993 г. подтвердил не зависимый  от Украины статус Севастополя.  МИД России выступил с заявлением, в котором указал  что принятое  постановление ВС РФ «О статусе  г. Севастополя» расходится с  линией президента и правительства  РФ на реализацию интересов  России в вопросах Черноморского флота. 20 мая  1994 г. ВС Крыма принял решение о восстановлении Конституции Республики Крым в редакции от 6 мая 1992 г., которая предусматривала, что «Республика Крым входит в государство Украина и определяет с ней свои отношения на основе договоров и соглашений», а также право жителей Крыма на двойное гражданство.

     Все действия Украины, которые привели  к ее фактическому владению г. Севастополем,  носили  односторонний характер. Россия их никогда не признавала, что  зафиксировано, в частности, в постановлении  ВС РФ от 9 июля 1993 г. Поэтому никакие  ссылки на географические карты или  односторонний документ, в том  числе Конституцию Украины, не могут  быть юридически значимыми с точки  зрения международного права. Надо отметить и тот факт, что более чем 70% населения города  состоит из русских, которые всегда считали  себя гражданами России, что подтверждается данными нескольких референдумов.  

     2.3. Приднестровье 

     Конфликт  с Приднестровской Молдавской Республикой (ПМР), который превратился в более  серьезный вызов территориальной  целостности Молдовы, является одной  из важнейших, но трудноразрешимой проблемой  этого постсоветского государства/

     Народный  фронт Молдовы (НФМ),  получивший в результате парламентских выборов  в феврале-марте 1990 г. весомые рычаги политической власти, выдвинул на первый план общественной жизни идею «общерумынской общности», подчинив ей другие проблемы культуры и истории. В Приднестровье, где исторически сложилось русско-украинское большинство, а молдавское население  находилось под сильным влиянием славянской культуры, идея объединения  с Румынией была воспринята крайне негативно. Сторонники отделения от Молдовы делали упор и на то, что на территории Приднестровья были сосредоточены построенные еще в советские времена промышленные предприятия (57% промышленного потенциала Молдовы), способные функционировать автономно (при этом некоторые местные политики считал идею независимости Приднестровья утопией, другие ратовали за присоединение к Украине и т. д.). Недовольством приднестровцев ирредентистскими выступлениями молдавских националистов воспользовались в той части ЦК КПСС, которая боролась против выхода молдавской компартии из состава КПСС и в целом против самостоятельности Молдавии, а потом и ее независимости. С этой целью, возможно, намеренно разжигалась угроза «румынизации»  Молдавии и особенно ее русского населения, становившегося в такой ситуации заложником «политических игр российских патриотов». И все же в отличие от карабахского и абхазского конфликтов, в которых этнический фактор сыграл существенную роль, конфликт в Молдове имеет иную природу. Едва ли его можно интерпретировать как один из эпизодов «столкновения цивилизаций» – «румынской» и «славянской». Не сводится данная конфликтная коллизия лишь к противоборству молдавских националистов – сторонников «унии» с Румынией – с «коммуно-большевиками» Приднестровья. Глубинные причины конфликта – в исторических, экономических, этнических особенностях формирования современной Молдовы как национального государства, а также в тех противоречиях, которые дали о себе знать в условиях распада СССР, по мере обретения народами республики национального самосознания (или идентичности).

     С 1 марта 1992 г. политическое противостояние в Молдове перешло в фазу вооруженного конфликта, кульминацией которого стала  операция в Бендерах в июне 1992 г. Тогда армейские части Молдовы  вместе с подразделениями МВД попытались взять город вооруженным путем, но натолкнулись на ожесточенное сопротивление отрядов местного ополчения, усиленного 14-й российской Армией. 21 июня 1992 г. президенты Молдовы и РФ  подписали Соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы», которое, подтверждая принцип территориальной целостности Молдовы, предусматривало прекращение огня и переход к политическому урегулированию конфликта.

     С конца 1992 г. и по настоящее время  Кишинев и Тирасполь ведут  переговоры по определению правового  статуса Приднестровья. Функции  посредников в них выполняют  Россия (с 1992 г.), ОБСЕ (с 1993 г.) и Украина (с 1995 г.). 8 мая 1997 г. президенты Молдовы, Приднестровья, России и Украины  в присутствии председателя ОБСЕ подписали в Москве Меморандум «Об  основах нормализации отношений  между Республикой Молдова и  Приднестровьем», а также Совместное заявление, подтверждающее намерение  строить свои отношения в рамках «общего государства». Однако каждая сторона трактовала формулу «общего  государства» по-своему: Кишинев предлагал  решить проблему путем предоставления Приднестровью статуса автономии, или даже «широкой автономии» в рамках унитарной республики, Тирасполь  выступал за «равносубъектность». Забуксовавший  переговорный процесс не смогли сдвинуть в мертвой точки ни периодические  встречи президентов на высшем уровне, ни посредническая деятельность: договоренности срываются либо нарушаются.

     Трудность в том, что независимое приднестровское  государство, хотя оно и не признано международным сообществом, де-факто  существует более десяти лет. Руководители ПМР охотно обсуждают различные  варианты взаимоотношений с Кишиневом, но на практике их уже трудно сдвинуть с завоеванных позиций. Примечательно, что в конце 2000 г. Гагаузия заявила о намерении стать третьим участником переговорного процесса по формированию «общего государства». Между Гагаузией и Приднестровьем было подписано соглашение о торгово-экономических, культурных и иных видах сотрудничества. Как и в случае с другими самопровозглашенными республиками, время работает на ПМР. Республика, которую называют иногда «живым музеем советской эпохи», удерживается на плаву, благодаря сочетанию легальных и нелегальных экспортных операций, в числе которых – продажа стали и оружия. Она претендует даже на самостоятельную роль в отношениях с Россией, Украиной, СНГ, да и в региональной политике в целом. Здесь уживаются интересы многих влиятельных сил, для которых нормализация осложнила бы бизнес, а потому их вполне устраивает нынешний статус не признанной никем республики.

Информация о работе Межэтнические конфликты