Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:49, реферат
Целью работы является комплексное исследование данной проблемы, поэтому к основным задачам можно отнести:
1. Дать определение понятию «межэтнический конфликт», рассмотреть основные виды и формы конфликтов.
2. Выявить корни, лежащие в основе межэтнических конфликтов – причины и предпосылки конфликтов.
3. Охарактеризовать географию распространения межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве: выделить основные регионы, где происходят конфликты.
4. Выяснить пути выхода из конфликтных ситуаций, способы их мирного разрешения.
Введение
Глава 1. Корни, лежащие в основе межэтнических конфликтов
1.1. Понимание межэтнического конфликта
1.2. Причины и факторы межэтнических конфликтов
1.3. Формы межэтнических конфликтов
1.4. Формы межэтнических конфликтов
Глава 2. География межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве
2.1. Прибалтийские республики
2.1.1. Латвия
2.1.2. Эстония
2.2. Украина
2.2.1. Крымская проблема
2.2.2. Статус Севастополя
2.3. Приднестровье
2.4. Южный Кавказ
2.4.1. Армяно-азербайджанский конфликт
2.4.2. Грузино-абхазский конфликт
2.5. Межэтнические конфликты в Центральной Азии
Глава 3. Предотвращение и урегулирование этнических конфликтов в новых независимых государствах
Заключение
Список использованных источников
Нынешнему правительству Эстонии угрожает не только недоверие своего народа и признание полного провала программы интеграции русскоязычного населения, финансируемой Евросоюзом.
Последние события скорее заставили русскоязычных граждан Эстонии задуматься об интеграции не с эстонским обществом, а с российской экономической системой. Они боятся, что сгоряча Россия может применить к Эстонии экономические санкции, что серьезно ударит по благосостоянию именно русскоязычного населения.
Вывод
Сейчас можно с точностью отметить, что Прибалтика является одной из самых конфликтных зон на постсоветском пространстве.
Известно, что около 40 - 50% населения Эстонии и Латвии составляют небалтийские этносы, в основном русский и близкие к нему. Но за последние годы неприязнь прибалтов к этим последним вошла в пословицу, и, хотя до открытого противостояния здесь не доходит, но ситуация остается очень сложной. На сегодняшний день Латвия и Эстония - единственные среди новых независимых государств, не давшие своего гражданства бывшим подданным СССР, проживающим на их территории. К моменту получения независимости 30% населения Эстонии (по преимуществу русским, большинство которых родилось в этой республике) было отказано в гражданстве. Русские, как иностранцы, получили особые паспорта желтого цвета. Помимо этого, к ним применяют запреты на профессиональную деятельность: например, 700 тысяч русских, проживающих в Латвии, не могут заниматься 23 видами профессий. Политическое руководство страны закрывает глаза даже на то, что благодаря этому такие гиганты прибалтийской промышленности как Рижский радиозавод или Ингалинская АЭС лишаются нужного количества квалифицированных кадров. Фактически русские постепенно вытесняются из большинства сфер общественной жизни.
Политическое руководство Латвии и Эстонии пытается искусственно создать мононациональные государства и таким образом отдалиться от «великого соседа», и причины стремления к разрыву прежде всего политические; разграничение населения по национальному признаку в данном случае носит скорее вспомогательную роль. Надо признать, что результаты такой линии в этнополитике налицо - для прибалтийских государств был облегчен прием в Совет Европы, предоставлены все условия для скорейшей интеграции в европейские структуры. Очевидно, что для СЕ важны не сами Латвия или Эстония, а тот факт, что Россия лишается доступа к пяти первоклассным балтийским портам. Но политика политикой, а права человека продолжают нарушаться.
2.2.
Украина
2.2.1. Крымская проблема
Статус Крыма – это особый вопрос сейчас, который грозит еще более обособиться в будущем. Нынешняя трактовка места Крыма в политической системе Украины как автономной республики является уже сейчас компромиссом/
Как
известно, Крым был объявлен присоединенным
к России и стал неотъемлемой частью
русского государства в конце XVIII
века на основе Кучюк – Кайнарджийского
мирного договора между Россией
и Турцией 1774 года, подписанного
Екатериной Второй 8 апреля 1783 г. Манифеста
о присоединении Крымского
Точкой
отсчета, превративший Крым в регион
наиболее вероятного конфликта на территории
Украины, можно считать 20 января 1991
года. В этот день в Крыму состоялся
референдум, в ходе которого большинство
жителей полуострова
Августовский путч 1991 года существенно ускорил распад Союза. Провозглашение государственной независимости Украины, что катализировало развитие дальнейших событий в Крыму.
Повышенная
конфликтогенность этого
Согласно последним статистическим данным, из 2,7 млн. жителей Крыма более 60% составляют русские, подавляющее большинство которых переселенцы, заселяющие земли, опустевшие и заброшенные после депортации коренного населения, в ходе нескольких послевоенных миграций. Около четверти населения относится к этническим украинцам, в основном существенно русифицированным.
По
последним данным, крымские татары,
вернувшиеся из мест ссылки, в основном
из республик Средней Азии, частично
из России, составляют около 10% всего
населения. Остальные проценты приходятся
на национальные меньшинства. Динамика
существенного изменения
Несмотря на относительно небольшую долю крымских татар в общей численности населения Крыма, крымско-татарский фактор играет важнейшую роль в политической, экономической и социальной жизни полуострова. Как отмечают некоторые аналитики, русский сепаратизм исчерпал себя. На политическую арену все более определенно выступает крымско-татарский сепаратизм, который гораздо более радикален в своих действиях. В основе он имеет межрелигиозный характер и является проявлением исламского фундаментализма.
Известны
и турецкие интересы относительно Крыма.
Предметом конкретной турецкой политики
является расширение экономического (через
сеть банков и коммерческих структур
с турецким капиталом), а затем
и политического присутствия
в Крыму. Украина оказывается
между двух огней на фоне того, что
в России отсутствует понимание
исламской угрозы в Крыму и
продолжается муссирование крымской проблемы
в антиукраинском контексте. В результате
оказывается, что для Украины Турция и
Россия в этом смысле находятся «в
одной лодке».
2.2.2. Статус Севастополя
Город
Севастополь возник и был построен
как главная военно-морская
Указом
Президиума Верховного Совета РСФСР
«О выделении города Севастополя
в самостоятельный
6
февраля 1992 г. ВС РФ признал
незаконной передачу Крыма 1954
года Украинской ССР, а в
июле 1993 г. подтвердил не зависимый
от Украины статус Севастополя.
Все
действия Украины, которые привели
к ее фактическому владению г. Севастополем,
носили односторонний характер.
Россия их никогда не признавала, что
зафиксировано, в частности, в постановлении
ВС РФ от 9 июля 1993 г. Поэтому никакие
ссылки на географические карты или
односторонний документ, в том
числе Конституцию Украины, не могут
быть юридически значимыми с точки
зрения международного права. Надо отметить
и тот факт, что более чем 70%
населения города состоит из
русских, которые всегда считали
себя гражданами России, что подтверждается
данными нескольких референдумов.
2.3.
Приднестровье
Конфликт
с Приднестровской Молдавской Республикой
(ПМР), который превратился в более
серьезный вызов
Народный
фронт Молдовы (НФМ), получивший
в результате парламентских выборов
в феврале-марте 1990 г. весомые рычаги
политической власти, выдвинул на первый
план общественной жизни идею «общерумынской
общности», подчинив ей другие проблемы
культуры и истории. В Приднестровье,
где исторически сложилось
С 1 марта 1992 г. политическое противостояние в Молдове перешло в фазу вооруженного конфликта, кульминацией которого стала операция в Бендерах в июне 1992 г. Тогда армейские части Молдовы вместе с подразделениями МВД попытались взять город вооруженным путем, но натолкнулись на ожесточенное сопротивление отрядов местного ополчения, усиленного 14-й российской Армией. 21 июня 1992 г. президенты Молдовы и РФ подписали Соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы», которое, подтверждая принцип территориальной целостности Молдовы, предусматривало прекращение огня и переход к политическому урегулированию конфликта.
С
конца 1992 г. и по настоящее время
Кишинев и Тирасполь ведут
переговоры по определению правового
статуса Приднестровья. Функции
посредников в них выполняют
Россия (с 1992 г.), ОБСЕ (с 1993 г.) и Украина
(с 1995 г.). 8 мая 1997 г. президенты Молдовы,
Приднестровья, России и Украины
в присутствии председателя ОБСЕ
подписали в Москве Меморандум «Об
основах нормализации отношений
между Республикой Молдова и
Приднестровьем», а также Совместное
заявление, подтверждающее намерение
строить свои отношения в рамках
«общего государства». Однако каждая
сторона трактовала формулу «общего
государства» по-своему: Кишинев предлагал
решить проблему путем предоставления
Приднестровью статуса
Трудность
в том, что независимое