Методы социального контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:37, реферат

Краткое описание

Изучение социального контроля, т. е. совокупности средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям, целесообразно начинать с рассмотрения социального порядка, внутри которого люди взаимодействуют друг с другом.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 51.36 Кб (Скачать)

1) Относительность девиации. Сравнение  разных культур показывает, что  одни и те же действия одобряемы  в одних обществах и недопустимы  в других. Определение поведения  как девиантного зависит от времени, места и группы людей. Например, если обычные люди взламывают склепы, их клеймят как осквернителей праха, но если это делают археологи, то о них говорят с одобрением, как об ученых, раздвигающих границы познания. Или, скажем, убийство - явное отклонение от нормы, но если такой акт совершается в бою по отношению к противнику, он оценивается как вполне нормальный и даже похвальный.  

2) Механизм закрепления определений.  Люди по-разному определяют, что  следует, а что не следует  считать отклонением от нормы.  Поэтому возникает вопрос, какие  индивиды и социальные группы  смогут придать своим определениям  превалирующее значение. Например, в 1776 г. британцы заклеймили  Джорджа Вашингтона как предателя;  через 20 лет он стал президентом  Соединенных Штатов Америки и  «отцом — основателем своей  страны».

Кто и что определяется как нарушитель и отклонение от нормы, в значительной степени зависит от того, кто дал  это определение и в чьих руках  сосредоточена власть, позволяющая  его закрепить. За последние годы такие стили поведения, как гомосексуализм, алкоголизм, употребление наркотиков, традиционно считавшиеся в России девиантными, определявшиеся в терминах уголовного кодекса, были подвергнуты пересмотру. Все большее распространение получает мнение, что подобные стили поведения являются медицинскими проблемами, т.е. считаются болезнями наряду с физическими заболеваниями типа язвы, диабета, гипертонии. Страдающих от этих нарушений людей (алкоголиков, наркоманов) помещают в лечебные учреждения, где их называют пациентами и где они получают лечение по назначениям врачей.

3) Зона допустимых вариаций. Нормы  могут быть представлены не  в виде фиксированной точки  или прямой линии, а скорее  как некоторая зона. Даже у  достаточно специфичных и строго  контролируемых норм есть зона  допустимых вариаций, не говоря  о практике, где нормы имеют  целый диапазон допустимых стилей  поведения, которые тем не менее могут не отклоняться от буквы закона.

Например, один профессор крупного университета имел обыкновение во время лекции взбираться с ногами на кафедру или  усаживаться на ее крышку. Несомненно, в русской культуре не принято  считать кафедру подходящим местом для сидения. Поэтому неудивительно, что большинство студентов на первой лекции профессора встречали  его чудачества хихиканьем. Однако профессор, обладая талантом общения  и являясь признанным авторитетом  в своей области, вскоре завоевывал аудиторию. Оценивая курс лекций, который  читал профессор, студенты обычно говорят, что сначала их ошеломили его непринужденные манеры, но вскоре они обнаружили, что стиль его поведения составляет часть эффективной методики преподавания.

Следовательно, норма обычно предполагает некий  вариант поведения, новый или  отличающийся от нормативного поведения, но не выходящий за рамки допустимого.

В общем, ни один стиль поведения не является отклонением сам по себе; отклонение есть предмет социальных определений. Одно и то же поведение  может рассматриваться одной  группой как отклонение, а другой — как норма. Более того, многое зависит от социального контекста, в котором наблюдается такое  поведение.

Например, появление в нетрезвом виде на работе вызывает недовольство окружающих, однако на новогодней вечеринке такое  поведение ее участников вполне естественно. Добрачные сексуальные отношения  и разводы, всего одно поколение  назад вызывавшие сильное осуждение  в обществе, сейчас в целом считаются  нормой.

Следует подчеркнуть, что понятие "норма" имеет конкретно-исторический характер и может изменяться с течением времени или с изменением обстоятельств. Напомним, что  самом общем виде нормой признается такое поведение, которое соответствует существующей в обществе конкретно-исторической системе культурных ценностей, обычаев, традиций и т.п., а также совпадает с так называемой "средней линией", которой в своем поведении придерживается большинство членов общества.

Ввиду названных особенностей неизбежен  вывод, согласно которому отклонения от нормы могут быть как в положительную, так и в отрицательную стороны. Недаром выдающийся немецкий философ А. Шопенгауэр называл людей, выпадающих из общепринятых норм в ту или иную сторону "уродами". Одни из них, гении, по его определению, "уроды по избытку" - избытку способностей, интеллектуальной мощи, глубины постижения прекрасного; а другие - "уроды по недостатку" -  люди интеллектуально и эстетически неразвитые, ограничивающие свои вожделения и стремления ненасытной жаждой удовлетворить простейшие жизненные потребности, - поесть, поспать, побездельничать.  Если гении, создающие шедевры в науке, искусстве, философии и т.д. зачастую смотрят на остальных людей свысока, то люди обычные, относятся к гениям с непониманием, недоверием, с плохо скрываемой недоброжелательностью. И все-таки рано или поздно к гениям приходит заслуженное признание, а свойственные им отклонения от нормы, редко встречающаяся "сверхнормативность" в интеллектуальном развитии, в трудолюбии, в волевых актах, в самопожертвовании, целеустремленности и т.п. начинают оцениваться как культурно одобренные отклонения. Знаком же "минус" обозначаются в общественном мнении те отклонения от нормы, которые не просто противоречат принятым в обществе социальным ценностям, но и наносят вред личности, социальной группе или обществу в целом. Именно такие отклонения беспокоят общество и вследствие этого они составляют основной предмет исследования, осуществляемого социологией девиации.

Учитывая  все, что было сказано об отклоняющемся  поведении ранее, можно выделить четыре основных компонента девиации как процесса. Они таковы:

1. Человек, которому свойственно  определенное поведение;

2. Существующее в обществе (группе) ожидание, или норма, которая является  критерием оценки совершенного  индивидом поведения;

3. Другой человек, группа или  организация, реагирующая определенным  образом на поведение индивида;

4. Определенная ситуация, подталкивающая  индивида на совершение девиантных поступков.

Поскольку о первых компонентах девиации уже  упоминалось, остановимся несколько  подробнее на ее четвертом компоненте - ситуации, в которой совершается  тот или иной поступок.

Функционирующая в обществе норма - правовая, моральная, религиозная, эстетическая - это правило  общего характера. Она рассчитана не на какой-либо конкретный случай или  обстоятельство, а на типовые, наиболее распространенные социальные ситуации и тем самым на определенную категорию  общественных отношений (скажем, правила  вождения автомобиля, устройства на работу, порядок увольнения, избирательная  процедура, заключение договора и т.п.). В ней содержатся в концентрированном  виде общие, типичные варианты поведения  людей, которые наиболее полно и  последовательно отвечают интересам  большинства общества или социальных слоев, занимающих в нем господствующее положение.

Отклонение  от социальной нормы начинается тогда, когда, в понимании определенного  индивида, стремящегося уйти от нормы, возникает неразрешимое противоречие между конкретной жизненной ситуацией  и социальной нормой, осуждающей или  запрещающей определенное поведение. Иначе говоря, конкретная жизненная  ситуация в подобных случаях способна сыграть роль фактора, приводящего  к отклонению от нормы. К тому же нужно иметь в виду, что социальная норма всегда несет в себе некоторое  ограничение. Побуждая индивида поступать  именно таким, а не иным образом, что  вызывает психическую предрасположенность  освободиться от ограничивающего действия нормы, сама эта последняя способна реализоваться в конкретный девиантный поступок в неблагоприятной жизненной ситуации.

Особое  значение для понимания детерминирующего влияния на возникновение девиантного поведения, с одной стороны, сложившейся объективной ситуации, в которой действует индивид, а с другой стороны, психологических особенностей самого действующего индивида, приобретают так называемые проблемные ситуации. Проблемной ситуация становится в том случае, когда индивид должен найти способ решения возникшей перед ним проблемы активным действием, чаще всего совпадающим с социальной нормой, но в некоторых случаях отклоняющимся от нее. И, чем более сложной и трудной для решения оказывается проблемная ситуация, тем более реально она может стать фактором, побуждающим индивида совершить девиантный поступок. Кроме того, чем меньше решающий проблему индивид надеется на свои собственные ресурсы, их достаточность для достижения цели, тем охотнее и чаще он склоняется к девиантному поступку.

Механизм  возникновения и развития отклоняющегося поведения  представлен как многозвенная структура взаимодействующих факторов и поступков, находящихся в отношениях соответствия-несоответствия с действующими в обществе социальными нормами.

Первое  звено этой многокомпонентной структуры - проблемная ситуация, ставящая индивида (или группу) перед необходимостью принять какое-то решение и действовать, сообразуясь с данной ситуацией.

Второе  звено - функционирующая в обществе (общности) социальная норма, побуждающая  индивида (или группу) действовать  в соответствии с ней или обходить ее в своих поступках.

Третье  звено - знание или незнание действующим  субъектом социальной нормы и  вытекающее отсюда его отношение  к ней.

Четвертое звено - социально-психологическая  специфика личности, влияющая на предпочтение ею правомерных, социально одобряемых, утверждаемых нормой поступков, или  напротив, подталкивающая ее к неприятию  социальной нормы, к отклонению от нее.

Пятое звено - совершение индивидом (или группой) определенного поступка, который  либо соответствует требованиям  социальной нормы, либо отклоняется  от них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          1. Заключение.

Изучив  основные виды и формы социального  контроля  можно прийти к выводу, что характер, система ценностей, привычки и мировоззрение человека полностью определяются обществом, которому он принадлежит.

Роль  и значение социального контроля переоценить сложно. Он  не только поддерживает существующую систему ценностей, но и играет немаловажную роль при стабилизации социальной системы, а также наведение социального порядка. Его основная задача – сделать привычкой стандарты поведения в обществе ,не вызывающие неодобрения и недовольства других членов социума. Стабилизирующая и охранительная функции социального контроля делают возможным существование современных многонациональных, многомиллионных государств со сложной системой взаимоотношений. Проблема социальных отклонений, девиантного поведения обращает на себя все большее внимание отечественных социологов. Активнее разрабатываются пути рационального контроля и распространения положительного поведения. Важным заданием исследователей становится также типологизация девиантного поведения личности, разработка концептуальных основ механизма социального контроля. Однако стоит признать, что не смотря на все старания социологов, в обществе все же до сих пор наблюдается огромное число нежелательных отклонений, бороться с которыми достаточно сложно. Задача будущего состоит в отыскании наиболее оптимальных форм контроля девиантного поведения с целью обеспечения счастливой жизни каждого члена общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факультет Экономики и Управления

 

Дисциплина  Социология

 

Контрольная работа по теме : Методы социального контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

Содержание:

  1. Введение
  2. Социальный контроль
  3. Элементы социального контроля
  4. Виды социального контроля
  5. Методы социального контроля
  6. Отклоняющееся поведение
  7. Заключение
  8. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8) Список использованной литературы:

1. “Основа социологии”,  С. С. Фролов, г. Москва, 2006г.

2. “Введение в социологию”,  А. И. Кравченко, г. Москва, учебное пособие, 2007г.

3. “Социология. Основы общей теории”, г. Москва, “Аспект- Пресс”, 2004г.

4. “Социология”, Н. И. Смелзер, г.Москва, “Феникс”, 2004г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л

 

 

 

Калининград

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

 Содержание


Информация о работе Методы социального контроля