Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 13:19, курсовая работа
Среди комплекса проблем менеджмента особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом фирмы.Задачей этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека,повышение уровня его квалификации ,компетентности ,ответственности ,инициативы.
Содержание 2
Введение 3
Глава 1:Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы 4
Глава 2:Способы мотивации 7
1.Причины пассивности работника 7
2.Мотивирующие факторы,принципы возедйствия на
мотивацию людей 9
3.Методы улучшения параметров работы 13
4.Экономическая мотивация 17
Глава 3:Опыт кадровой политики IBM 19
1.Роль отдела кадров 19
2.Принцип уважения к личности 20
3.Принцип пожизненой занятости 22
4.Принцип единого статуса 23
5.Каналы связи 23
Заключение 26
Список литературы 28
Неот’емлемыми правами работников компании являются также равные возможности - единый статус.Хотя в IBM занято большое число временных сотрудников,работающих по контракту,и к ним отношение компании иное.
Отдел кадров непосредственно отвечает за реализацию нескольких ключевых программ,от которых во многом зависит успех общей кадровой политики.Эти программы играют роль предохранительных клапанов,гарантируя каждому сотруднику независимое право на обращение к вышестоящему руководству.
Наиболее
мощным инструментом кадровой политики
IBM являются опросы общественного мнения,которые
проводятся раз в два года.Это анонимные
и добровольные опросы,охватывающие почти
всех сотрудников IBM.По результатам этих
опросов каждый руководитель готовит
план действий по устранению выявленных
недостатков и согласовает его со своими
подчиненными.Подобная практика - уникальная
находка IBM,и может быть заимствована другими
компаниями.
2.Принцип
уважения к личности.
Для многих компаний уважение к личности - лишь броский лозунг,но для IBM - основа ее успехов.
Под
“уважением к личности” понимается
прежде всего максимальное развитие
инициативы,талантов,
Это
не просто условия хорошей работы,это
возможность более полной самореализации,это
те факторы,благодаря которым IBM удается
достичь
Согласно “Теории-Z”.подобные убеждения являются первой ступенью к завоеванию доверия людей,столь необходимого для достижения компанией успеха.Это означает необходимость их пропаганды и доведения до каждого работника,необходимость сделать их достоянием общественного сознания.
Главная
роль в проведении кадровой политики
отводится руководителям.Это об’ясняет
их высокую долю в общей численности занятых.
Система
аттестаций и собеседований.
САС-ключевой формальный момент во взаимоотношениях сотрудника и его руководителя.Главная цель САС - контроль за индивидуальной производительностью,а также выяснения потребности в повышении образования.
Деятельность каждого сотрудника оценивается по пятибальной шкале.Высшая оценка - “1”.Получивший “единицу” должен быть немедленно повышен.Большинство работников попадает в группу с оценками “2” и “3”.
Для получивших “5”,т.е. “неудовлетворительно” руководитель определяет краткосрочные цели и аттестовает их еще минимум два раза.В случае повторения этого результата работник может быть уволен.
Результатом САС является подпись работника на документе,в котором содержатся цели на предстоящий год и дается оценка работы последнего года.Зарплата работника в будущем году непоредственно зависит от результатов работы в предыдущем.Поэтому переговоры по поводу заданий могут длится бесконечно долго.Так что САС - ответственная и тяжелая процедура как для руководителей,так и для подчиненных.
САС
- процесс,гарантирующий справедливую
оценку труда.Несправедливая оценка исключается,поскольку
руководитель,выставляя оценку,
Благодаря
САС работник точно знает ,чего он
стоит.Он расчитывает на справедливое
к себе отношение и его получает.
Система
“уровней”.
Уровень
сотрудника - технический показатель,
Уровень
представляется в виде двухзначного
числа,где первый знак определяет тип
выполняемой работы(5-отдел
Система
уровней обеспечивает гибкость рабочей
силы,а значит сохраняет способность
IBM к изменению и обновлению.
Система
уровней ведет к равноправию
руководителей и подчиненных.
Сетка
заработной платы в IBM привязана
к системе уровней.Но размер денежного
вознаграждения,получаемого
Стимулы
Важнейший
элемент стимулирования,
То
есть все построено так,чтобы
работник сам всегда стремился достичь
поставленных ему целей,причем скорее
для самоутверждения,чем для
3.Принцип
пожизненной занятости.
Пожизненную занятость следует понимать как обязательство IBM обеспечивать всеми возможными средствами постоянную занятость для тех сотрудников,которые работают хорошо.Этот принцип - всего лишь намерение и юридической силы не имеет,однако в IBM действительно пытаются всячески поддерживать занятость работников.И работники верят,что у них есть надежные гарантии занятости.Это дает преданность работников в сочетании с гибкостью рабочей силы.
Поддержание
пожизненной занятости IBM рассматривает
как особого рода инвестиции которые
окупаются в период экономических
под’емов,когда преданные
Согласно
“Теории-Z” гарантия занятости служит
той основой,на которой строится вера
работника в свою компанию,которая в свою
очередь явилась,по мнению многих,движущей
силой “японского чуда” и сравнимых с
ним успехов IBM.
Возможности
карьеры.
Помимо гарантии занятости,сотрудники IBM видят перспективу личного роста,которая не обязательно связана с получением руководящей должности.Любой работник вправе расчитывать на получение такой подготовки и образования,которые помогут ему раскрыть личный потенциал,причем в гораздо большей степени,чем он смог бы это сделать в другой компании.В любом случае он может расчитывать на поднятие уровня,а при этом он будет иметь высокий статус,не занимая руководящего поста.
Однако
перспектива занять руководящий
пост все же заманчива.И она реальна
практически для любого сотрудника.Ведь
все кандидаты на эти должности подбираются
из числа работниов IBM.Людей со стороны
приглашают лишь в том случае,когда требуемыми
качествами не обладает ни один собственный
сотрудник.
4.Принцип
единого статуса.
IBM
предоставляет всем работникам
равные возможности.Повышение
Однако в последние годы в IBM появились граждане “первого” и “второго” сорта - т.е. постоянные и временные.Отношение фирмы к тем и другим весьма различно.Штатные сотрудники служат об’ектом постоянной заботы,временные же нанимаются через посреднические агенства,по принципу низшей платы за услуги - т.е. это дешевая рабочая сила со всеми вытекающими последствиями.
Но
долго закрывать глаза на проблему
не возможно и ее решение IBM видит
в переходе на новую организационную
структуру,которая уменьшит потребность
в административном и секретарском
персонале.А именно эта категория
работников и составляет большую часть
временных.
5.Каналы
связи.
Для
постоянных работников есть несколько
каналов обратной связи с руководством.Отдел
кадров следит за тем чтобы данная
связь не нарушалась.
Программа
“Говори!”
В
рамках этой программы каждый сотрудник
может написать анонимную жалобу и направить
ее в ту инстанцию,которая отвечает за
решение данной проблемы.Ответ на нее
дается в срок до 10 дней.Благодаря анонимности
канал очень популярен и эти жалобы встречают
самое серьезное отношение со стороны
руководства.
Программа
открытых дверей.
Эта
программа предусматривает,что
Несмотря
на то что данная программа предоставляет
работнику большие возможности,
Программа
собеседования “через
голову” руководства.
Согласно этой программе каждый сотрудник раз в год должен обязательно побеседовать с руководителем своего руководителя.Инициатива подобных встреч исходит сверху.Это заставляет непосредственного руководителя внимательнее прислушиваться к мнению подчиненных.
Проведение
данной программы - эффективное средство
решения многих вопросов ведения
кадровой политики,но отнимает много времени.В
связи с этим в последние годы она не применяется.
Опросы
общественного мнения.
Среди
каналов обратной связи самое
важное место по праву принадлежит
опросам общественного мнения.
Анкета,используемая
в опросах очень об’емная.
По результатам нескольких таких опросов прослеживаются определенные тенденции,расчитывается некий индекс настроений,отражающий моральный климат в коллективе(его еще называют барометром производительности) и т.д.Результаты опроса руководитель доносит до каждого своего подчиненного.
Назначение опросов - дисциплинировать руководство.Иначе максимум через два года руководителю придется отвечать перед подчиненными.Опрос - главный способ для IBM предотвратить отрыв руководства от реальной жизни.
Опросы
могут с большой пользой