Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 13:19, курсовая работа
Среди комплекса проблем менеджмента особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом фирмы.Задачей этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека,повышение уровня его квалификации ,компетентности ,ответственности ,инициативы.
Содержание 2
Введение 3
Глава 1:Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы 4
Глава 2:Способы мотивации 7
1.Причины пассивности работника 7
2.Мотивирующие факторы,принципы возедйствия на
мотивацию людей 9
3.Методы улучшения параметров работы 13
4.Экономическая мотивация 17
Глава 3:Опыт кадровой политики IBM 19
1.Роль отдела кадров 19
2.Принцип уважения к личности 20
3.Принцип пожизненой занятости 22
4.Принцип единого статуса 23
5.Каналы связи 23
Заключение 26
Список литературы 28
При возникновении трудностей с обеспечением “содержания” работы лучше данную операцию автоматизировать.Однако даже здесь возможно внесение некоторых изменений. Так работе по производству идентичных деталей можно придать целостность ,если детали укладывать в коробку ,а затем коробку уносить к месту назначения.Работник делается ответственным за подготовку сырья.
Об’единение
нескольких операций в одну законченную
работу улучшит многие показатели работы
- от временных до стимуляционных.Однако
важно вовремя остановиться и не поручить
всю работу одному исполнителю.
Повышение
важности работы.
Если работник знает как конкретно будут использованы результаты его труда он начинает ощущать важность собственной работы что стимулирует его к скорейшему выполнению работы при хорошем ее качестве.
Работник
всегда хочет знать зачем он делает
ту или иную работу .Даже если его
просят собрать данные для отчета
,ему хочется знать какую цель
преследует этот отчет.Поэтому при
формулировке абсолютно любого задания
необходимо упомянуть о целях ,о том что
реально будет зависеть от скорости и
качества выполнения данной работы , как
эта работа “вливается” в работу фирмы
в целом.После выполнения работы исполнитель
будет ждать результата.
Увеличение
автономии.
Работа менеджера состоит из решения задач разного уровня важности.Передача некоторых управленческих функций низкого уровня подчиненным несет двойной эффект - концентрация усилий менеджера на решении проблем более высокого уровня и, одновременно, оказывает положительное влияние на мотивацию работников.
Передача
права принятия решений низкого
уровня подчиненным может
При условии знания подчиненными всех требований и инструкций ,действующих в организации ,менеджер может предоставить им возможность самостоятельной постановки целей своей работы.Даже если они частично участвуют в процессе принятия таких решений, гораздо больше вероятность того ,что они будут чувствовать ответственность за работу и испытывать чувство успеха при успешном ее завершении.Реально это реализуется с помощью системы квалифицированных собеседований.В ходе таких собеседований необходимо предотвратить ситуацию ,когда подчиненный ставит перед собой нереальные цели ,которые заведомо не могут быть реализованы по каким-либо причинам ,зависящим в том числе и от текущего состояния дел фирмы.
Инструменты ,материалы и оборудование , а также методы их использования образуют еще одну область,где можно увеличить самостоятельность.Очень часто работники не имеют права отказываться даже от некачественных материалов.Нетрудно предположить к чему это может привести в случае ,если дальше по ходу технологического процесса предусмотрен контроль качества.Ведь обязанность контролеров - пред’являть жалобы тем ,чьи компоненты не соответствуют стандарту.
В
случае когда менеджер определяет как
и каким оборудованием
Время
является чрезвычайно важным фактором
во всех видах работы.Если человек не имеет
достаточно времени для качественного
выполнения работы ,он будет считать ,что
на нее не стоит тратить усилий.Поручение
работы заранее предоставляет работникам
значительную автономию в выборе времени
работы.У него появляется возможность
расстановки приоритетов,планировать
арботу с учетом своих наклонностей,а,следовательно,
Темп
выполнения работы также оказывает
существенное влияние на мотивацию.Поэтому
менеджер должен стремиться к снижению
монотонности полуавтоматических процессов
предоставляя работникам свободу в выборе
темпа.Если же это не возможно и темп всецело
задается машиной,необходимо ввести систему
буферных накопителей.
Усиление
обратной связи.
Обратная связь бывает внутренней - то есть идущей от самой работы и внешней - в случае ,когда потребитель результатов работы отзывается об их качестве ,а также в случае публичной похвалы.
Внутренняя обратная связь является более надежной ,т.к. действует непосредственно на работника во время выполнения задания.Верный способ стимулирования этой связи - постановка четких и конкретных целей ,не указывая при этом путь их достижения.Другой способ - введение в процесс изготовления проверок на качество.Это позволит работнику немедленно исправлять недостатки , и соответственно корректировать процесс выполнения работы ,приближая его к максимально эффективному.А значит в результате подобные сбои в будущем уже не повторятся.
Очень часто бывает ситуация исключительно негативной обратной связи ,то есть ,когда работники узнают только о недостатках своей работы.Таким образом они лишаются вознаграждения за хорошую работу.С друой стороны известно ,что люди почти не реагируют на критическую обратную связь.Работник не воспримет отрицательные оценки более чем по двум-трем параметрам.Однако,если менеджер чередует положительную и отрицательную критику ,то информация о неудачах будет воспринята полнее.
Другая
крайность - когда начальник неспособен
критиковать своих подчиненных.
Часто
люди сопротивляются введению обратной
связи ,так как не были к этому
подготовлены,не знают как ее обеспечить.Для
эффективности внешней обратной связи
необходимо ,чтобы она была правдивой
,точной ,подробной ,осуществлялась незамедлительно.Сообщение
о плохом выполнении работы только демотивирует
работника.Если же указать что именно
было сделано неправильно ,почему это
случилось ,как исправить ситуацию ,и при
этом не забыть затронуть положительные
аспекты работы, эффективность такой обратной
связи ,несомненно, возрастет.Она может
быть еще выше ,если работник выяснит эти
вопросы сам.
4.Экономическая
мотивация.
До сих пор мы рассматривали методы мотивации ,в основном ,в свете психологических потребностей,воздействий на внутреннюю мотивацию.Эти методы основаны ,посуществу, на “Теории Y”. Однако, применение ”Теории X” то же имеет место сегодня и во многих случаях полностью оправдывает себя.Это означает ,что обзор методов мотивации сотрудников был бы не полным без рассмотрения экономических методов мотивации.
Согласно посылок “Теории X” люди работают,главным образом для удовлетворения своих экономических нужд.
Задача менеджера, в случае применения экономической мотивации ,заключается в разработке премиальной схемы выплат за производительность ,системы сдельной оплаты или трудовых соглашений.Эта задача отнюдь не проста ,так как ситуация в каждой фирме уникальна и,следовательно, премиальная система должна быть уникальной для каждого случая.Она также зависит от специализации персонала.Так совершенно неэффективно вводить сдельную премиальную систему производственным рабочим на фирмах с динамичным производственным процессом ,ориентированным , главным образом,на работу под заказ.
Не
все способы экономического поощрения
могут оказать мотивационное
воздействие на сотрудников ,однако
,существует несколько основных положений
о премиях ,которые не затрагивают
специфику фирмы и являются универсальными.Ими
должен руководствоваться менеджер при
внедрении методов экономической мотивации:
-Премии
не должны быть слишком общими
и распространенными ,
-Премия
должна быть связана с личным
вкладом работника в
-Должен
существовать какой-либо
-Работники должны чувствовать ,что премия зависит дополнительных ,а не нормативных усилий.
-Дополнительные
усилия работников ,стимулированные
премией должны покрывать
Как
уже отмечалось, способы экономического
стимулирования должны зависеть не только
от специфики фирмы в целом ,но и варьироваться
в зависимости от специализации работников.В
приведенной ниже таблице показаны возможные
способы экономического стимулирования
различных групп персонала:
Персонал | Вознаграждения |
Торговая группа |
|
Производственные рабочие |
|
Секретарь |
|
Управляющий производством |
|
Приведенный
список не является исчерпывающим(такой
список по отмеченным выше причинам составить
практически невозможно).Однако, он демонстрирует
принципиальную разницу подхода к разработке
систем экономического стимулирования
по группам персонала.Из него видно ,что
,например,система вознаграждения за сверхурочную
работу обладает значительно большей
универсальностью ,чем схема долевого
участия в бизнесе.
Глава
3:Опыт кадровой политики IBM.
Опыт управления кадрами корпорации IBM достоен отдельного рассмотрения поскольку он сильно отличается от применяемой большинством других компаний Запада кадровой политики.Скорее это стиль управления,свойственный японским фирмам,основанный на “Теории Z”.
Уникально
так же то ,какой подход использует
IBM для анализа и оценки результатов
работы каждого сотрудника.
1.Роль
отдела кадров.
Отдел кадров занимает в верхнем управленческом звене IBM,гораздо более важное место,нежели такой отдел в других западных компаниях. Он служит хранителем тех принципов ,которые для компании священны и благодаря которым,по мнению многих,она и достигла таких успехов.
Три основных принципа- уважение к личности,гарантированная пожизненная занятость,единый статус работников.
Первичным элементом управленческой структуры IBM являются отношения между руководителем и подчиненным.Они контролируются специально созданным институтом - системой аттестаций и собеседований(САС).Ежегодно в ходе этих собеседований каждый сотрудник официально уведомляется о той оценке,которую получила его деятельность,а так же для него формулируются цели и задачи на следующий год и выделяются приоритетные направления.Эта система подразумевает письменное согласие работника с полученными формулировками,что является одновременно системой гарантии точноcти и обоснованности всех оценок и нормативов.От этой оценки будет зависеть зарплата работника в течении года.Статус каждого работника определяется абстрактным “уровнем”,величина которого напрямую с занимаемой должностью не связана и формально не подлежащая оглашению.
Ключевой принцип кадровой политики IBM - гарантированная пожизненная занятость.В результате возникает необходимость регулярной переподготовки кадров и смены ими видов деятельности,при этом отдел кадров выступает в роли опекуна и обязан сделать все необходимое,чтобы работники реализовали свой потенциал.