Местное самоуправление в зарубежных странах. конституционное право Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 10:38, реферат

Краткое описание

Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества. Зарубежный муниципализм знает громадное количество разнообразных моделей и типов организации местного самоуправления. Различия в построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр.

Файлы: 1 файл

кпзс готово.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

6) в  соответствии с концепцией кооперативного  федерализма все учреждения федерации  и земель должны оказывать друг другу правовую и административную помощь. В случаях серьезных нарушений общественного порядка, при стихийных бедствиях земля может просить федеральное правительство о направлении федеральных вооруженных сил, полицейских сил другой земли. В случае катастроф, охвативших несколько земель, федеральное правительство может и по своей инициативе направить в соответствующие земли вооруженные силы и дать указания другим землям о направлении в район бедствия полицейских сил. Федеральные министры не имеют значительного административного аппарата и для реализации принятых решений пользуются содействием администрации земель.

7) земли  могут быть и субъектами международно-правовых  отношений с соответствующими  правотворческими полномочиями. Основной  закон в ст. 32 предусматривает  право земель заключать договоры  с иностранными государствами:  «В той мере, в какой земли обладают законодательной компетенцией, они могут с согласия федерального правительства заключать договоры с иностранными государствами».

Законодательные органы земель обычно однопалатные (в  Баварии две палаты) и избираются гражданами в разных землях на четыре года или пять лет. Они формируют правительства земли на основе тех же принципов, что и федерация. Положение премьер-министра земли аналогично положению федерального канцлера. В землях имеются конституционные суды. Судьи конституционных судов земель избираются на срок от 5 до 12 лет. В трёх землях предусматривается возможность вхождения в состав конституционных судов автоматически по должности. Так, в Бремене законным членом органа конституционного контроля является Председатель ганзейского высшего земельного суда. В Северном Рейне - Вестфалии и Рейнланд - Пфальце председатели Высших административных судов одновременно являются председателями конституционных судов.

 К полицейским органам земель относятся полиция охраны общественного порядка, криминальная полиция, специальные службы: водная полиция и полиция быстрого реагирования. В компетенцию полиции быстрого реагирования входит оказание помощи (главным образом путём применения «силовых мер») полиции общественного порядка и криминальной полиции во время массовых манифестаций, международных ярмарок, стихийных бедствий, государственных визитов.

Во всех административно-территориальных единицах, кроме округов, существуют представительные органы, избираемые гражданами (а иногда и постоянно проживающими негражданами) на срок от четырех (например в земле Гессен) до шести лет (Бавария). В самом общем виде схема управления в округах, районах, общинах сходна. Органом управления округа является правительственный президент, назначаемый правительством или премьер-министром земли и подчиняющийся министру внутренних дел земли. Он следит за соблюдением законов и актов правительства и федерации, и земли. При правительственном президенте образуется правительственный президиум, который является его аппаратом, т.е. группой чиновников, ведающих отдельными административными вопросами. В районе имеется избираемое на срок от четырех до шести лет районное собрание. Глава администрации района - ландрат избирается в одних землях районным собранием, в других - непосредственно избирателями. Однако он всегда рассматривается как представитель государства -- государственный чиновник.

В общинах  население избирает совет. Он или  непосредственно граждане избирают бургомистра (обербургомистра в  общинах с населением более 50 тыс. человек). Бургомистр иногда нанимается по контракту на длительный срок -- 8--12 лет.

При общей  схеме организация самоуправления и управления в общинах земель неодинакова. Обычно различают четыре модели организации местного самоуправления и управления в общинах:

1) южногерманская (в Баварии). Представительный орган  -- совет общины и исполнительный  орган -- бургомистр составляют  единую коллегию. Они избираются  населени-ем раздельно, но бургомистр  становится по должности председателем  совета общины; ведущая роль принадлежит совету;

2) северогерманская (в Нижней Саксонии). Представительный  орган, избранный населением, избирает  директора общины и исполнительный  комитет. Комитет занимается подготовкой  решений совета, а директор руководит  общинной администрацией, ведет текущие дела. Решающая роль также принадлежит совету;

3) совет  - бургомистр (Пфальц, Саар). Представительный орган избирается населением, бургомистр избирается представительным органом и является по должности его председателем. Однако в отличие от южногерманской модели бургомистр обладает значительными полномочиями, единолично решая важные вопросы;

4) совет  - магистратура (Гессен, Гамбург). Представительный орган избирается населением, а исполнительным органом является коллективная магистратура, избираемая советом. Магистратура состоит из оплачиваемого бургомистра и неоплачиваемых членов магистратуры - своего рода совета при бургомистре. Важные вопросы решаются коллегиально, а бургомистр ведет в основном текущую работу по управлению.

Правовой  надзор за деятельностью муниципальных органов осуществляет министерство внутренних дел, а также вышестоящие по подчиненности органы - окружные и районные управления различных министерств. Судебный контроль осуществляется административными судами.

Таким образом, в административно-территориальных единицах органично переплелись механизмы управления и самоуправления.

Заключение Рассмотрев принципы функционирования муниципалитетов на западе и у нас, можно сказать, что в России такой институт просто отсутствует. И тому может быть несколько объяснений. У нашего народа отсутствует опыт самоорганизации, самостоятельной координации действий, самостоятельного решения проблем и задач, стоящих перед муниципальными образованиями. И дело не только в длительном периоде существования СССР, отсутствия практики свободной организации. Дело скорее в менталитете, привычке возлагать всю ответственность на государство, ждать решения проблем со стороны властей. Если посмотреть на организацию местного самоуправления в США, то можно увидеть (по крайней мере, в небольших городах), как люди сами, не полагаясь на власти штатов и тем более на федеральные власти, решают свои проблемы, касающиеся полиции, пожарной охраны и налогов. Мэр там избирается из местного населения и обычно является самым уважаемым человеком в округе. Ему не платят, он трудится на общественных началах. Совещаясь, люди решают там самые разнообразные вопросы. Например, если город спокойный и они считают, что полицейский департамент им ни к чему, могут договориться с соседним городом и объединить участки в один, тем самым уменьшив налоговое бремя. Трудно представить подобную практику у нас. Быть может со временем, грамотно используя накопленный в других странах опыт, соотнося его с реалиями нашей страны, в России будет выстроена система местного самоуправления ничуть не уступающая западным.

Основной  закон Германии 1949г. представляет собой  объёмный документ, детально регулирующий организацию государственной власти, основы общественного строя. ФРГ не только провозглашается демократическим, социальным, правовым государством, но и в реальной действительности соответствует указанным конституционным характеристикам. Законодательную власть в ФРГ осуществляет Бундестаг и Бундесрат, представляющий собой своеобразную верхнюю палату парламента. Главой государства является Федеральный Президент, избираемый Федеральным Собранием, имеющий традиционные для парламентской республики полномочия. Исполнительная власть принадлежит Федеральному Правительству, формируемому на основе парламентского большинства, во главе с Федеральным Канцлером. Весьма своеобразна судебная система, включающая пять видов специализированных судов. Особое место в системе государственных органов принадлежит Федеральному конституционному суду, имеющими широкие полномочия по охране федеральной конституции. В Германии сложилась своеобразная модель «кооперативного федерализма», предполагающая тесное сотрудничество земель между собой, а также субъектов Федерации с федеральным центром.

Для системы  организации власти на местном уровне характерно сочетание управления и самоуправления, что свойственно странам, принадлежащим к Романо-германской правовой системе.

Информация о работе Местное самоуправление в зарубежных странах. конституционное право Германии