Конституционное право зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:58, контрольная работа

Краткое описание

Япония представляет собой унитарное централизованное государство. Географическое расположение страны предопределяет своеобразие территориальной организации власти. Административно-территориальные единицы образуют два уровня – высший и низовой. К высшему уровню относятся: токийский столичный округ, остров Хоккайдо (приравниваются по статусу к префектурам), две столичные префектуры, 43 обычные префектуры. Их статус почти идентичен, поэтому всего насчитывается 47 префектур.

Файлы: 1 файл

Конституциооное право.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ:

«КОНСТИТУЦИОННОЕ  ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН» 
 

ВАРИАНТ 3 
 
 
 

      Выполнила:

      студентка группы Ю 42

      Золотова  А.А.

Екатеринбург, 2012

1.Покажите административно-территориальное деление Японии и США. Дайте характеристику местных органов этих государств, сделав акцент на формах контроля за их деятельностью со стороны центральных органов власти.

     Япония представляет собой унитарное централизованное государство. Географическое расположение страны предопределяет своеобразие территориальной организации власти. Административно-территориальные единицы образуют два уровня – высший и низовой. К высшему уровню относятся: токийский столичный округ, остров Хоккайдо (приравниваются по статусу к префектурам), две столичные префектуры, 43 обычные префектуры. Их статус почти идентичен, поэтому всего насчитывается 47 префектур. Административно-территориальные единицы низшего уровня (муниципалитеты) включают районы, города (их 669), поселки (около 2 тыс.), сельские общины (570). Мелкие острова в ряде случаев образуют самостоятельные территориальные единицы и являются муниципальными образованиями. Токийский столичный округ подразделяется на 23 городских района и ряд городов, поселков и деревень. Остров Хоккайдо, столичные и обычные префектуры делятся на города, поселки и деревни. Города с населением свыше 1 млн. человек делятся на районы. Для того чтобы получить статус города, населенный пункт должен отвечать определенным требованиям: численность населения должна превышать 50 тыс. человек, более 60% жилых строений должно находиться в центральной части, не менее 60% жителей должно быть занято в промышленности, торговле или иметь свободные профессии. Низовые территориальные единицы включают в свои границы не только собственно места проживания населения, но и окружающие их пахотные земли, леса и т.д. В границы отдельных городов (например, Саппоро или Киото) входят также обширные безлюдные горные массивы. Система органов местного самоуправления. Нормативно-правовой основой функционирования местных органов власти являются Конституция (гл. VIII) и Закон о местном самоуправлении 1947 г. Организация власти на местном уровне базируется на принципе местной автономии, под которым понимается «сочетание двух элементов: самоуправление населения и автономия органов местного самоуправления».

     Органами  местного самоуправления на высшем уровне являются преферектуральные собрания, избираемые населением прямыми выборами на четыре года. Исполнительная власть осуществляется губернатором, также избираемым населением префектуры на четыре года.

     В городах действуют собрания депутатов, избираемые населением, а в поселках и сельских общинах – общие  собрания жителей. Исполнительная власть в городах и поселках осуществляется мэрами, избираемыми населением, в сельских общинах – старостами. Срок полномочий всех выборных лиц составляет четыре года. Численный состав представительных органов в зависимости от численности населения колеблется от 40 до 120 на уровне префектур и от 12 до 100 – в городах и поселках.

     Районы  крупных городов не имеют статуса  единиц местного самоуправления. Здесь  не создаются местные собрания, а  главы исполнительных органов назначаются  мэром города.

     Местные органы власти разделяются на две  группы – органы общей компетенции и специальные органы. К компетенции органов местного самоуправления относится: поддержание общественного порядка на своей территории, обеспечение безопасности, здоровья и благополучия населения, устройство и управление парками, площадями и дорогами, ведение коммунального хозяйства, управление школами, больницами и многое другое.

     Следует отметить, что в Японии отдельные  сферы ведения контролируются центральной  властью (охрана общественного порядка, образование и некоторые иные). Кроме того, многие жизненно важные и необходимые отрасли коммунального хозяйства (электро- и газоснабжение) находятся в руках частных компаний.

     Закон о местной автономии предусматривает  возможность для избирателей  непосредственно участвовать в  управлении соответствующей административно-территориальной единицей. Избиратели имеют право требовать от главы соответствующего муниципалитета обратиться в местное собрание с просьбой принять или отвергнуть решение (если оно не касается налогов и финансов). Если такое требование поддержано не менее чем 1/15 избирателей данного муниципалитета, то мэр обязан в течение 20 дней созвать собрание. В случае ненадлежащего исполнения выборными лицами своих обязанностей, избиратели в количестве не менее 1/3 избирателей могут войти в комиссию по контролю за выборами с предложением о роспуске собрания. Комиссия должна вынести этот вопрос на голосование. Если требование одобрено абсолютным большинством голосов избирателей, собрание распускается. В таком же порядке может быть отозван мэр и другие важные должностные лица. Закон устанавливает, что роспуск собрания или отзыв должностных лиц могут осуществляться только по истечении одного года с момента начала их деятельности.

     Собрания  осуществляют свою работу сессионно. Ежегодно созывается четыре сессии. На весенней сессии депутаты утверждают муниципальный бюджет, подготовленный исполнительным органом (такая сессия длится 20–28 дней). На осенней сессии заслушивают отчет мэра по итогам минувшего финансового года.

     Общий контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляет министерство по делам местного самоуправления.

     Административно-территориальное  деление Японии включает еще два  вида территориальных организаций. Это регионы, охватывающие несколько  префектур (всего их восемь) и округа, на которые делятся префектуры. В рамках регионов осуществляется статистический учет и планирование правительственными структурами, а в округах функционируют отраслевые службы префектур и центрального правительства.

Франция страна централизованная, не имеющая в своем составе автономных образований. При этом, однако, она обладает развитой системой местного самоуправления, опирающейся на вековые традиции. В административном отношении Франция разделена на 22 региона, 99 департаментов и 36 700 коммун (из них 5 300 городских коммун, которые занимают всего 16% территории метрополии, но проживают в них 74% населения). Кроме того, существуют 4 заморских округа с особым статусом. В начале 80-х гг. во Франции были приняты законы о самоуправлении, в основу которых положены принципы децентрализации (т.е. передачи значительных полномочий на места) и деконцентрации (т.е. распределения полномочий между различными ветвями власти). Регионы (округа) были образованы в 1972 г., а с 1982 г. превращены в самоуправляемые административно-территориальные единицы. Границы и названия регионов имеют историческое происхождение.

Во главе  региона стоит региональный совет, избираемый на 6 лет прямым всеобщим голосованием в один тур. Голосование проводится по департаментским партийным спискам. Каждый список содержит число кандидатов, равное числу мест в совете, поэтому избиратели не имеют права изменять их. Распределение мест производится по пропорциональному принципу. Списки, собравшие менее 5 % голосов, не получают ни одного места. Если место в региональном совете оказывается свободным, оно заполняется следующим кандидатом из того списка, по которому был избран выбывший советник. Минимальный возраст для избрания в региональный совет - 21 год.

Региональный  совет избирает из своего состава тайным голосованием по мажоритарной системе в три тура председателя сроком на 6 лет. Избираются также его заместители и постоянная комиссия. Председатель регионального совета является главой исполнительной власти региона, руководит региональными административными службами и служащими региональной администрации. Полицейской властью он не обладает.

Основная  задача совета - решение социально-экономических  проблем региона, в том числе  разработка регионального плана, бюджета, оказание помощи предприятиям, обеспечение благоустройства территории, строительных работ и пр. Совет занимается вопросами образования, включая строительство лицеев, управлением средними учебными заведениями, вопросами культуры, жилищного строительства, защиты окружающей среды.

Консультативную помощь региональному совету оказывает региональный социально-экономический совет. Он дает заключения по плану и бюджету, оказывает помощь в разработке других решений совета, дает их предварительную оценку и оценку исполнения их председателем. Закон предписывает следующий состав совета: 35% - представители предприятий и лиц, работающих не по найму; 35% - представители профсоюзов лиц наемного труда; 25% - представители общественных организаций региона; 5% - эксперты, видные специалисты и общественные деятели (их назначает премьер-министр).

Представителем  государства в регионе является префект региона (он же - префект департамента, где расположена столица региона). Он участвует в подготовке решений центральных государственных органов по данному региону, осуществляет административный контроль за законностью решений регионального совета и его председателя, руководит деятельностью местных служб центральных государственных административных органов.Департаменты были созданы впервые в период Великой Французской революции в 1789-1790 гг. Тогда их было 83.Руководящим выборным органом департамента является генеральный совет. Выборы в него проходят по так называемым кантонам и потому называются кантональными. Кантон - не административная единица. Фактически - это избирательный округ, в который входит определенное число коммун. Каждый кантон избирает в генеральный совет одного представителя. Число кантонов в разных департаментах различно, оно устанавливается правительством. Каждый член генерального совета (они называются генеральными советниками) избирается на 6 лет. Состав генерального совета обновляется наполовину каждые 3 года. Выборы проводятся по одномандатной мажоритарной системе в два тура. В случае выбытия генерального советника в соответствующем кантоне проводятся новые (частичные) выборы. Возраст, дающий право быть избранным в генеральный совет, - 21 год.

Заседания генерального совета должны проводиться  ежеквартально. Они проходят открыто, публично, но совет может принять  решение и о закрытом заседании. Голосование в большинстве случаев открытое, оно может быть и поименным. Однако решения о назначении на должность принимаются тайным голосованием. В случае отсутствия на заседании генеральный советник имеет право передать мандат на участие в голосовании своему коллеге (только одному!).

Генеральный совет избирает из своего состава председателя, его заместителей и постоянную комиссию. Число заместителей и членов постоянной комиссии устанавливается советом. Председатель генерального совета избирается на 3 года, но может избираться неограниченное число раз. Голосование тайное по мажоритарной системе в три тура. Согласно закону от 2 марта 1982 г., председатель генерального совета является главой исполнительной власти в департаменте (ранее эту роль выполнял префект). Занимать одновременно посты председателя генерального и регионального советов запрещено.

В своем  большинстве коммуны возникли из церковных приходов и крупных  деревень и носят старинные исторические названия. Их территориальные границы  определены государством. Численность населения коммуны устанавливается .декретом правительства по итогам переписи (от этого зависит их статус, размер государственных дотаций, количество муниципальных советников). За последние сто с лишним лет права коммун все более расширялись (до 1882 г. мэры и муниципальные советники назначались префектами). Для взаимной помощи в решении местных проблем коммуны могут создавать ассоциации.

Во главе  коммун стоит муниципальный совет. Он состоит из муниципальных советников, число которых колеблется от 9 (для коммун с населением менее 100 жителей) до 69 (с населением от 300 тыс. и более). В особом положении находятся крупнейшие города Франции: Париж (163 советника), Марсель (101), Лион (73). Совет выбирается прямым всеобщим голосованием всех избирателей коммуны. Избиратели должны обладать правом голоса (условия: французское гражданство, совершеннолетие, правоспособность и наличие гражданских прав) и быть связанными с коммуной. Для каждой коммуны составляется единый список избирателей, который используется для всех политических выборов. Список пересматривается раз в год и перед каждыми очередными выборами.

Любой избиратель данной коммуны может  войти в члены муниципального совета, за исключением случаев несовместимости  занимаемой должности с участием в выборном органе. Например, не могут быть членами совета государственные служащие, выполняющие властные функции в департаменте или регионе, куда входит данная коммуна. В этих случаях приходится выбирать одно из двух: либо должность, либо членство в муниципальном совете. Запрещено входить в несколько муниципальных советов.

Муниципальные советы переизбираются каждые 6 лет  одновременно во всех коммунах Франции  в одно из воскресений марта. Процедура  выборов различается в зависимости  от числа жителей коммуны.

Информация о работе Конституционное право зарубежных стран