Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:10, курсовая работа
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как государственная природоохранная деятельность – это сфера с уникальными объектами регулирования, и муниципальный уровень – это именно тот уровень, на котором следует решать такие глобальные проблемы, как охрана окружающей природной среды, её рациональное использование, защита и восстановление.
Введение
Глава I Проблемы эффективности государственного управления в сфере природоохранной деятельности
Структура и принципы государственного управления в природоохранной деятельности
Государственные полномочия органов местного самоуправления
Особенности муниципального управления в природоохранной деятельности российской федерации
Проблемы государственного и муниципального управления в сфере природоохранной деятельности
Глава II Механизмы повышения эффективности государственного и муниципального управления
Роль предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки
Заключение
Список использованной литературы
Помимо названных природоохранительных законов действующее российское законодательство содержит положения об охране окружающей среды еще более чем в 90 законодательных актах различных областей деятельности, что в свою очередь является дополнительным подтверждением важности экологических проблем.
Столь
большое количество законодательных
актов неизбежно приводит к формированию
колоссального массива
Необходимость
совершенствования
Не секрет, что одновременное действие большого числа документов по одной и той же проблеме неизбежно порождает их внутренний конфликт между собой и, как следствие этого, потерю возможности эффективного и оперативного управления процессами, происходящими в той области, которую они призваны регулировать.
Парадоксально, но, несмотря на такое количество документов, одной из серьезных проблем в области правового регулирования охраны окружающей среды остается необеспеченность многих требований законов необходимыми подзаконными актами. Анализ действующего природоохранительного законодательства показывает, что примерно треть правовых норм носит на сегодняшний день декларативный характер, их положения не конкретизированы в соответствующих подзаконных актах. Соотношение, на сегодняшний день, числа проектов законов и проектов постановлений Правительства России показывает, что проблема применения норм, содержащихся в природоохранительном законодательстве, будет только усугубляться.
Декларативными являются многие статьи федеральных природоохранительных законов, в том числе и упомянутых в настоящем разделе. Так, например, в Федеральном законе "Об отходах производства и потребления", состоящем из 31 статьи, содержится более 20 отсылочных норм. В 34 статьях Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" содержится не менее 18 отсылок.
Огромную проблему создает ведомственное толкование многих природоохранительных норм. В настоящее время сложилась ситуация, при которой число нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, увеличивается с каждым годом вне всякой системы, предполагающей их взаимосвязь и приоритетность в вопросах, требующих правового регулирования.
До настоящего времени остается неразрешимой проблема использования жестких правовых конструкций в текстах законодательных актов. Недостаточная гибкость формулировок ряда существующих нормативных положений не позволяет оперативно адаптировать их требования, видоизменять правила и процедуры, исходя из изменяющихся условий.
Необходимо также отметить, что в современном российском природоохранительном законодательстве содержится избыточное число норм, устанавливающих принципы и приоритеты в области охраны окружающей среды, в то время как нормы-правила, раскрывающие механизмы применения указанных норм и конкретизирующие определенные права и обязанности в рассматриваемой сфере, порядок их осуществления, отражены в действующем законодательстве Российской Федерации недостаточно.
Недостаточная
эффективность
Изложенное
выше свидетельствует, что нынешнее
российское природоохранительное законодательство
не только сложно по своему составу, но
и внутренне противоречиво, в связи с чем
нуждается в глубоком объективном правовом
анализе и соответствующей корректировке.
По
Конституции РФ органы местного самоуправления
не входят в систему органов
На примере Водного кодекса России от 16 ноября 1995 г. можно наглядно увидеть, как этим законом передаются государственные функции органам местного самоуправления. В частности, органы местного самоуправления:
Это
перечень государственных функций
местного самоуправления лишь в области
водных отношений, он может быть продолжен
применительно к другим природным
ресурсам. Так что избирателям и налогоплательщикам
есть, что спрашивать с ближайших к ним
органов управления и должностных лиц
в условиях формирования демократического
правового социального государства, где
человек, его права и свободы являются
высшей ценностью, а их признание, соблюдение
и защита – первейшая обязанность государства,
органов местного самоуправления, правосудия
(ст. 1, 2, 7 и 18 Конституции РФ).
Рассмотрим некоторые аспекты муниципального управления в сфере природоохранной деятельности
Согласно ст. 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды", управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, как указывалось выше органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают иные вопросы местного значения. В соответствии с законодательством органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов власти и управления. Институт местного самоуправления пока еще недостаточно развит, однако его компетенция в сфере охраны окружающей среды сводится к большому объему вопросов, находящихся в ведении органов местного самоуправления.
Так, в соответствии со ст. 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрен муниципальный контроль в области охраны окружающей среды, который осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Статья 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к предметам ведения местного значения относит:
В рамках ст. 49 Закона РФ "О местном самоуправлении в РФ" поселковый, сельский Совет определяет в соответствии с законодательством правила пользования природными ресурсами, выносит решения о приостановлении строительства и эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на подведомственной Совету территории. Органы местного самоуправления наряду с органами государственной власти РФ органами государственной власти субъектов РФ вправе подавать обращения в суд об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду (ст. 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Значительно
расширятся полномочия органов местного
самоуправления с 1 января 2006 г. в связи
с принятием и вступлением в силу Федерального
закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" и соответствующих
положений Федерального закона от 29 декабря
2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные
акты Российской Федерации в связи с расширением
полномочий органов государственной власти
субъектов Российской Федерации по предметам
совместного ведения Российской Федерации,
а также с расширением перечня вопросов
местного значения муниципальных образований",
где органам местного самоуправления
предоставляется также право привлекать
к административной ответственности лиц,
допустивших нарушение законодательства
в области охраны окружающей среды, приостанавливать
хозяйственную и иную деятельность юридических
и физических лиц при нарушении ими законодательства
в области охраны окружающей среды. При
этом следует отметить, что полномочия
органов государственной власти субъектов РФ
по осуществлению государственного экологического
контроля за объектами хозяйственной
и иной деятельности независимо от форм
собственности, находящимися на территориях
субъектов РФ, за исключением объектов
хозяйственной и иной деятельности, подлежащих
федеральному государственному экологическому
контролю, определенных постановлением
Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 777 "О перечне
объектов, подлежащих федеральному экологическому
контролю", с 1 января 2006 г. прекращаются.
Информация о работе Механизмы повышения эффективности государственного и муниципального управления