Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:10, курсовая работа
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как государственная природоохранная деятельность – это сфера с уникальными объектами регулирования, и муниципальный уровень – это именно тот уровень, на котором следует решать такие глобальные проблемы, как охрана окружающей природной среды, её рациональное использование, защита и восстановление.
Введение
Глава I Проблемы эффективности государственного управления в сфере природоохранной деятельности
Структура и принципы государственного управления в природоохранной деятельности
Государственные полномочия органов местного самоуправления
Особенности муниципального управления в природоохранной деятельности российской федерации
Проблемы государственного и муниципального управления в сфере природоохранной деятельности
Глава II Механизмы повышения эффективности государственного и муниципального управления
Роль предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Глава
I Проблемы эффективности государственного
управления в сфере природоохранной деятельности
Глава II Механизмы повышения эффективности государственного и муниципального управления
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Для человека природа – сфера жизнеобитания. Он нередко стремится перестроить отведенное ему жизненное пространство на свой лад, но выйти полностью из-под её влияния не может. В последние годы проблема обеспечения экологической безопасности стала важнейшим компонентом национальной безопасности Российской Федерации, составной частью безопасности граждан России, мирового сообщества. Проблема загрязнения окружающей среды является приоритетной не только на региональном, но и на общенациональном уровнях. Одним из основных условий устойчивого развития Российской Федерации в настоящее время является достижение необходимых темпов экономического роста с одновременным обеспечением экологической безопасности государства. Современное состояние окружающей среды таково, что дальнейший рост благосостояния государства невозможен без коренных изменений в подходе к решению экологических проблем.
Актуальность
данной темы не вызывает сомнений, так
как государственная
Природопользование
– это один из самых сложных
объектов управления. Основной объем
работы по обеспечению природоохранной
деятельности лежит на муниципальном
уровне управления. Загрязнение окружающей
среды во многих районах достигло
критического уровня относительно возможностей
дальнейшего сохранения устойчивости
экологических систем и здоровья
населения. Загрязнение только атмосферного
воздуха сопровождается массовой гибелью
лесов, снижением урожайности
Приоритетную роль в деле обеспечения охраны и защиты окружающей среды играют органы государственного управления.
Цель
работы: исследовать современные
механизмы государственного и муниципального
управления в сфере природопользования
и природоохранной
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
исследовать понятие государственного управления в сфере природопользования и природоохранной деятельности, его структуру и принципы;
проанализировать особенности государственного и муниципального управления в сфере природопользования и природоохранной деятельности;
выявить составляющие эффективности государственного и муниципального управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
оценить процесс формирования и факторы, влияющие на управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования на муниципальном уровне;
Объектом
исследования является государственное
и муниципальное управление в
сфере охраны окружающей среды и
природопользования. Предметом исследования
является - особенности муниципального
управления в сфере охраны окружающей
среды как фактора
ГЛАВА I Проблемы эффективности государственного управления в сфере природоохранной деятельности.
Проблема управления природоохранной деятельностью ещё в начале 70-х годов XX века приобрела статус одной из самых приоритетных и острых проблем, стоящих перед человечеством. Создание надежного и эффективного механизма, способного обеспечить сбалансированное решение экономических задач проблем сохранения окружающей природной среды для удовлетворения жизненных потребностей населения, является основной задачей управления природоохранной деятельностью, как в России, так и за рубежом.
В истории часто происходили существенные изменения в развитие системы государственного управления в области природоохранной деятельности связанные вариабильностью системы управления на политическом, экономическом, социальных уровнях. Такие изменения в большинстве случаев оказывали регрессирующий эффект на управленческую деятельность в сфере экологии. Прежде всего, следует отметить трансформацию в августе 1996 Федерального министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в государственный комитет Российской Федерации, что было, безусловно, шагом назад в осуществлении повседневной государственной экологической политики. В мае 2000 года произошла фактическая ликвидация Государственного комитета экологии Российской Федерации (РФ) с передачей его функций в Министерство природных ресурсов РФ, которое в свою очередь, по словам специалистов1 считавших, что он не в состоянии будет совместить выполнения одновременно комплекса ресурсных и природоохранных задач.
За период 1988 – 2000 год функционирования Минприроды РФ и Государственного комитета экологии в практической деятельности этих структур самым слабым и уязвимым местом был контроль со стороны государственного управления, как за использованием всех видов природных ресурсов, так и за экологической ситуации в стране в целом. Многочисленные попытки продвинуть такие важные инструменты, как экологическое лицензирование и сертификация, экологическое страхование, с созданием страховых фондов как одного из потенциальных источников финансирования экологических проектов, внедрение системы экологического аудита, к сожалению, не увенчались успехом. Такова же участь тридцати пяти федеральных экологических программ, на разработку которых потрачено много усилий, а финансирование так и не было открыто по большинству из них.
Качество природоохранной деятельности напрямую зависит как от организации государственного управления, так и от степени развития высоконравственного культурного общества. К примеру, полного отсутствия такого признака в нашей стране можно сказать о следующем. В 2001 году очень настораживала ситуация со сбором платежей за природные ресурсы и за загрязнение окружающей среды. В связи с недопустимой затяжкой Думой принятием второй части Налогового кодекса РФ, к таким платежам природопользователи успевали адаптироваться за короткие сроки. Вполне уместно здесь отметить недостаточно эффективную работу думского комитета по экологии. Имеются некоторые частные успехи, к примеру, попытка лоббистов Минатома РФ отменить статью 50 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в 1991 году с целью ввоза и последующего складирования на территории России радиоактивных отходов, к счастью, в последний момент в Думе не прошла. Зачастую, это одна из многочисленных попыток, которые были направлены на изменение существовавшего в то время природоохранного законодательства, в сторону его послабления, что выгодно в лучшем случае, какой-то отрасли, а чаще – отдельным фирмам и компаниям или олигархам, которые в свою очередь преследуют интересы не в пользу общества. Чаще всего они даже не осмысливают ситуацию в стране и тот вред наносимый природе и обществу.
Как в советское время, так и в нынешнее время очень настораживает антиэкологическая, по сути, позиция многих российских чиновников, занимающих достаточно высокие посты в государстве. Их теоретическая, мировоззренческая неподготовленность к решению ресурсных и экологических проблем более чем очевидна. Отсюда отсутствие четкой действенной государственной природоохранной политики создает реальные и очень существенные угрозы экономической и экологической безопасности страны, является одной из главных причин затянувшегося экономического и демографического кризиса. Возрастание экологически обусловленных нарушений здоровья населения лишает Россию перспектив устойчивого социально-экономического развития и вхождения в мировую систему в качестве передовой постиндустриальной державы. Россия, как правовое государство, переживает сложный период становления. Одобренную Правительством РФ 31.08.2002 г. Экологическую доктрину РФ, тоже требует упоминания, потому что оказало положительное влияние на экологическое развитие.
Эти
и многие другие факторы повлияли
на нынешнее установленное устройство
управления природоохранной деятельностью.
Одна из основных проблем состоит в том,
что экономическое положение страны не
позволяет должным образом акцентировать
внимание на решении природоохранных
проблем. В свою очередь экономическое
положение страны зависит от степени экономического
развития, стабильности и нравственного
состояния общества. Отсюда вывод, что
главная проблема состоит в том, что в
обществе во всех слоях населения, отсутствует
теоретическая, мировоззренческая подготовленность,
к осмысливанию экологических проблем.
Эффективность государственной деятельности напрямую зависит от уровня ее правовой регламентации. Несмотря на то, что нормативная правовая часть охраны окружающей среды содержит немалое количество проблемных вопросов, сегодняшний уровень развития природоохранительного законодательства позволяет говорить о том, что оно сложилось в систему, создающую реальную правовую основу организации и осуществления единой государственной деятельности в рассматриваемой области. Возможность говорить о природоохранительном законодательстве как о системе основана на его интенсивном развитии в последние пятнадцать лет, в течение которых был создан законодательный фундамент этой системы. В настоящее время в области охраны окружающей среды действует достаточно большое количество законодательных актов, образующих вместе сложную правовую систему природоохранительного законодательства.
Рассматриваемая система может быть представлена в виде общепризнанной иерархии нескольких уровней: конституционного, где в основе лежит Конституция Российской Федерации; законодательного, регламентирующего в большей или меньшей степени положения Конституции Российской Федерации (федеральные конституционные законы, федеральные законы); подзаконного, детализирующего положения законодательных актов в части установления механизма, процедур или порядка их практической реализации (нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти).
Основа деятельности по охране окружающей среды заложена в ст. 9, 36, 42, 58, 71, 72 Конституции Российской Федерации, а также косвенно упоминается в ряде других ее статей. При этом Конституция Российской Федерации регламентирует два основных вопроса.
Первый из них устанавливает неразрывное единство прав и обязанностей граждан (независимо от их социального и должностного положения) по охране окружающей среды. Так, ст. 42 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Одновременно с этим ст. 58 и 36 Конституции Российской Федерации по своему смыслу соответственно указывают на обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и свободно реализовывать все права собственника, не нанося ущерба окружающей среде.
Второй из этих вопросов закрепляет форму участия государства в области охраны окружающей среды. Статья 9 Основного закона закрепляет положение, согласно которому земля и другие природные ресурсы охраняются (в частности, природоохранительным законодательством) в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Особое место занимают в Конституции Российской Федерации ст. 71 и 72, посвященные разграничению предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Учитывая, что указанное разграничение является конституционной основой существования Российской Федерации, тем более важно отметить присутствие в этих статьях положений, посвященных охране окружающей среды. Статья 71 Конституции Российской Федерации отнесла установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации к ее исключительному ведению. Перечисленные в данной статье предметы ведения Федерации закрепляют ее право самостоятельно выбирать и осуществлять стратегические направления своей внутренней политики. Федеральные программы в области охраны окружающей среды, так же как и в других областях, наполняют политику России конкретным содержанием. В этих программах устанавливаются их цели, задачи, источники финансирования и организации, ответственные за их выполнение. Российской Федерации приняты и действуют несколько федеральных программ в области охраны окружающей среды: "Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий", "Оздоровление окружающей среды и населения г. Череповца", "Отходы", "Обращение с радиоактивными отходами и отработанными ядерными материалами, их утилизация и ряд других.
Прямое указание ст. 71 Конституции Российской Федерации об отнесении к своему ведению основ политики в области экологического развития обусловливается необходимостью установления единой политики России и ее субъектов в области охраны окружающей среды.
Информация о работе Механизмы повышения эффективности государственного и муниципального управления