Механизмы повышения эффективности государственного и муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как государственная природоохранная деятельность – это сфера с уникальными объектами регулирования, и муниципальный уровень – это именно тот уровень, на котором следует решать такие глобальные проблемы, как охрана окружающей природной среды, её рациональное использование, защита и восстановление.

Оглавление

Введение
Глава I Проблемы эффективности государственного управления в сфере природоохранной деятельности
Структура и принципы государственного управления в природоохранной деятельности

Государственные полномочия органов местного самоуправления

Особенности муниципального управления в природоохранной деятельности российской федерации

Проблемы государственного и муниципального управления в сфере природоохранной деятельности

Глава II Механизмы повышения эффективности государственного и муниципального управления
Роль предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1.docx

— 70.84 Кб (Скачать)

     Статья 72 определила в качестве вопроса  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Обобщенное формулирование данного предмета ведения имеет своей целью возложить как на Российскую Федерацию, так и на ее субъекты заботу об охране окружающей среды, состоящую в разработке, принятии и обеспечении мер по рациональному использованию и охране земли, недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, воды, а также воспроизводству природных ресурсов и их учету. Охрана окружающей среды предполагает наличие федеральной и региональной систем органов исполнительной власти, осуществляющих исполнительно-распорядительные функции в рассматриваемой области.

     В Законе «об охране окружающей среды» использована, революционна норма, предельно четко закрепившая требование обеспечения научно обоснованного сочетания экономических и экологических интересов государства и общества. Еще одной его особенностью стала ярко выраженная направленность на защиту интересов человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды, что закреплено в ст. 14 Закона соответствующими государственными гарантиями экологических прав граждан и общественных объединений. Течение времени выявило еще одну положительную черту этого Закона, а именно, его прямое действие. В то врем когда множество действующих законодательных актов, носят отсылочный характер и требуют принятия огромного числа подзаконных актов для своей практической реализации, этот Закон в большинстве своем (Разделы IV, VI, VII, IX, X, XIII) состоит из норм прямого действия. Признавая основополагающую роль Федерального Закона "Об охране окружающей природной среды", необходимо отметить, что несвоевременный учет назревших изменений в области охраны природоохранной деятельности привел к затруднению в его практической реализации, что объясняется присутствием в тексте ряда фактически устаревших положений и отсутствием норм, регламентирующих правоотношения, сложившиеся на практике.

     На  сегодняшний день в области охраны окружающей среды действуют более  полутора десятков федеральных законодательных  актов.

     Между тем общеизвестно, что комплексное законодательство является необходимым условием существования и развития отраслевого законодательства.

     За  время, прошедшее с момента принятия Закона "Об охране окружающей природной среды", законодательство в области природоохранной деятельности существенно расширилось, прежде всего, за счет принятия федеральных законов.

     Об  отходах производства и потребления. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

     Закон закрепляет ряд определений понятий, используемых в области обращения  с отходами: отходы производства и  потребления, опасные отходы, обращение с отходами, хранение отходов, захоронение отходов, использование отходов, обезвреживание отходов, объект размещения отходов, трансграничное перемещение отходов, лимит на размещение отходов, норматив образования отходов, паспорт опасных отходов, вид отходов, лом и отходы цветных и (или) черных металлов.

     Новшеством  данного Закона является регламентация  отходов как объекта права  собственности. Закон установил: право  собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались; право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов; собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами, в случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них. Лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

     Об  охране атмосферного воздуха. Закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан, на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Особенностью настоящего Закона является установление ст. 16 общих требований к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух. В целях предупреждения вреда, который может быть причинен окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека, стандартами на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, устанавливаются требования охраны атмосферного воздуха.

     Запрещается внедрение новой техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха.

     Производство  и использование топлива на территории Российской Федерации допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха.

     Производство  и использование на территории Российской Федерации технических, технологических  и иных передвижных средств допускаются  только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах, решений, соответствующих нормативам. Сертификаты, подтверждающие соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических и технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов, а также сертификаты, подтверждающие соответствие топлива установленным нормам и требованиям охраны атмосферного воздуха, выдаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.

     Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для  жизни и здоровья человека и для  окружающей природной среды не установлена.

     Действия, направленные на изменение состояния  атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

     Об экологической экспертизе. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

     Об  охране озера Байкал. Данный Закон ввел ст. 5 следующие основные принципы охраны Байкальской природной территории: приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решений социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития.

     Об  особо охраняемых природных территориях. Закон определяет особо охраняемые природные территории как часть земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Статья 2 этого Закона относит к ним: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки, государствен- ные природные заказники, памятники природы, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

     О животном мире. Этот законодательный акт определяет животный мир России как совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Охраной животного мира признается деятельность, направленная на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира.

     О недрах. Рассматриваемый Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производств. Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях национальной безопасности и охраны окружающей природной среды.

     Лесной  кодекс Российской Федерации. Статья 5 определяет отношения, регулируемые лесным законодательством Российской Федерации. Лесное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (лесные отношения).

     Отношения в области использования и  охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством Российской Федерации.

     Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности, не включенной в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд (далее — древесно-кустарниковая растительность), регулируются гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о растительном мире, земельным, водным законодательством Российской Федерации, а также соответствующими статьями настоящего Кодекса.

     Отношения в области использования древесины, технического и лекарственного сырья, а также иных лесных ресурсов, добытых в установленном порядке при пользовании лесным фондом и лесами, не входящими в лесной фонд (продукции), регулируются гражданским законодательством и иным законодательством Российской Федерации.

     Отношения в области использования и  охраны животного мира, водных объектов, недр, атмосферного воздуха регулируются лесным законодательством Российской Федерации в той мере,

     в какой это необходимо для рационального  использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью.

     Имущественные отношения, возникающие при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

     Административные  отношения, в том числе финансовые, возникающие при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью, регулируются лесным законодательством Российской Федерации в соответствии с административным и финансовым законодательством Российской Федерации.

     Уголовный кодекс Российской Федерации. В Уголовном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу с 1 января 1997 г., составы экологических преступлений впервые выделены в самостоятельную главу.

     Водный  кодекс Российской Федерации выделяет воды как важный компонент окружающей природной среды, а охрану водных объектов рассматривает в качестве деятельности, направленной на сохранение и восстановление водных объектов, и др.

Информация о работе Механизмы повышения эффективности государственного и муниципального управления