Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 11:18, реферат
Культура и религия - не случайные и внешние соседи. Внутренне они связаны с самого начала истории человечества. На раннем этапе культуры формирующееся сознание человека было мифологическим по своему содержанию и форме. Историки культуры свидетельствуют, что у ее истоков для наших предков были почти неотличимы факт и вымысел, наблюдение и иллюзия, реалия и воображение, действительность и легенда, практическое действие и магический ритуал, очевидность и миф. Такова мифология - мироощущение детства человечества. Массу своих архетипов (не столько в знаниях, сколько в верованиях) культура вынесла именно из мифологии. Один из таких архетипов - вера в чудесное.
Введение
1. Понятие и происхождение религии
2. Происхождение религии
3. Структура и функции религии
4. Нравственное содержание религии
Заключение
Литература
Понятие Бога как Абсолюта включает в себя три основных момента совершенства:
1. Бог как абсолютное, всемогущее и совершенное начало, творец всего сущего;
2. Бог абсолютное духовное начало, которому приписывается атрибут всеведения, всемудрости;
3. Бог как совершенное всеблагое начало, абсолютный источник милости и справедливости.
Представление о Боге как о творце и властелине Вселенной, источнике нравственного закона наиболее определенно обнаруживается в Библии.
2. Происхождение религии
Одни культурологи считали, что религия сложилась как своеобразный ответ на страдания и лишения людей. Они искали утешения в этой многотрудной жизни и мечтали об иной жизни. Именно такие чувства и привели к рождению религии. О таком мирочувствии древнего грека писал, например, Фридрих Ницше (1844-1900). Философ описывал, как глубоко и проникновенно ощущал древний грек трагизм жизни.
Однако русский писатель В.В. Вересаев оспорил эту точку зрения. Он писал: "Несомненно, ужасы, скорби и несправедливости жизни тонко и остро чувствовались гомеровским эллином. Все сильное, прекрасное и героическое обречено у Гомера на печальный конец. Большинство героев Троянской войны гибнет либо под стенами Трои, либо при взятии ее, либо по возвращении домой. Грубо и самовластно вмешиваются боги в человеческую жизнь, портят ее, уродуют. В бедах людских виноваты не сами люди, а это вмешательство высших сил, мало доступный человеческому воздействию. Не было бы ни странствий Одиссея, ни самой Троянской войны, если бы боги оставили людей в покое и с жестоким равнодушием не пользовались ими для своих целей. А выше беспомощный людей и самовластный богов стоит слепой, могучий и беспощадный Рок, и все совершается так, как он заранее постановит. Понимание жизни - самое черное и безнадежное"[4]
По мнению В.В. Вересаева, хотя греки ощущали трагизм жизни, вряд ли в этом следует искать корни религии. Мир для эллина был прекрасен и божествен, боги составляли неотрывную его часть. Столь же неотрывную часть этого мира составлял и человек. "Через радость свою эллин приобщался к божеству. Не с покаянными вздохами шел он к своим богам, не с мольбами о помиловании. Он шел к ним в белой одежде, с венком из цветов на голове - символом танцами молился он и хороводами" (там же, с.262).
Корни религии усматривали также в чувстве страха и бессилия, который был укоренен в сознании первобытного человека. Д. Фейблман, о котором мы говорили в связи с типологией культур, пишет о том, что "на стадии первобытной культуры боги и люди взаимодействуют; человек беспомощен в руках капризных богов. Сами боги - воплощение мифов о природе" [5] Такая версия происхождения религии была впервые определена Демокритом Абдеры (V н. э) Эту концепцию греческого философа в виде афоризма выразил поэт Стаций: "Первых в мире богов создал страх". Человек - песчинка мироздания. Его окружают грозные природные стихии. Небо осыпает людей кометами. Недра Земли извергают огненные лавы. Человек постоянно на себе предательство земной тверди. Э. Фромм писал, что человек стоит перед страшной опасностью превращения в узника природы, оставаясь одновременно свободным внутри своего сознания, ибо ему предопределено быть частью природы и одновременно быть из нее, быть ни там, ни здесь. Человеческое самосознание сделало человека странником в этом мире, он отделен, уединен, объят ужасом...
Культурологи часто утверждали,
что истинный и высший источник религии
- чувство зависимости в
Однако, по справедливому комментарию Э. Кассирера, "пассивная установка никак не может передать продуктивную энергию"[7]
Другие философы, скажем 3. Фрейд и Э. Фромм, искали чисто психологическое объяснение происхождения религии. Они считали, что бессознательное восхищение отцом, поэтизация его облика служат ключом к объяснению тайны Бога. Бог для человечества - это кристаллизация психологических переживаний, связанных с отношением к отцу. Вот почему Бог в религиях милует и карает. Он добрый и суровый...
Многие мыслители, в том числе Б. Рассел, З. Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг, выражали неудовлетворенность религиозной картиной мира, искали светские нравственные опоры в обосновании жизнеутверждающего мироощущения.
Однако некоторые мыслители
рассматривали религию как
3. Структура и функции религии
Любая религия включает в себя несколько составных частей. Первый - это вера, учение, система представлений о главных богах, о происхождении мира и людей. Т.е. можно говорить о совокупности идей и образов, которые обосновывают, утверждают и укрепляют религиозную веру.
Второй компонент религии - религиозные чувства. Упоминавшийся ранее У. Джеймс отвергал бесстрастное, чисто интеллектуальное истолкование Он видел в ней живое, трепетное чувство, невыразимые и многочисленные роптания души. "Красота и безобразие, любовь и жестокость, жизнь и смерть живут рядом друг с другом, в нерасторжимой связи, и мало-помалу взамен прежнего человеколюбимого Божества, склонного к людям, в нас складывается понятие о грозной силе, которая никого не любит и ненавидит, но бессмысленно ведет все к общей погибели" (Джеймс У. Волях вере. М., 1997, с.34). Считая такое мировоззрение тем не менее полагал, что религия всегда преисполнена различными чувствами. В трудах по психологии и философии религии нередко встречаются попытки точно определить сущность религиозного чувства. Однако религиозных чувств множество. Есть религиозная любовь, религиозное чувство возвышенного, религиозная радость, религиозное спокойствие, религиозный фанатизм.
Третий компонент религии
- обряды, культы. Культ - это совокупность
специальных действий и ритуалов,
обусловленных верой и
B. C. Соловьев писал: какова
бы ни была наша уверенность
в истине нашей религии, она
не дает нам права закрывать
глаза на тот факт, что религий
существует множество и что
каждая себе исключительную
Какие же функции выполняет в обществе религия? Прежде всего, она несет людям ценностный, ориентирующий смысл, т.е. отвечает на вопросы: "Зачем? Во имя чего? В чем смысл?" Но религия не ограничивается этой функцией. Она объединяет людей, выполняя интегрирующую функцию. Благодаря религии общество сплачивается. Религия - своеобразная (духовная) скрепа общества, поскольку создает коллективные представления внутри общества, предлагая людям определенные ориентиры поведения. Таким образом, она выполняет свою нормативную функцию.
Религия оказывает огромное воздействие на архитектуру, живопись, музыку. Австрийский искусствовед Ганс Зедльмайр в работе "Утрата середины" отмечает, что на протяжении почти полутора тысячелетий в архитектуре Западной Европы преобладал храм как обитель Бога, а с эпохи Возрождения - замок и дворец как жилище божественного человека. В последовательности архитектурно-художественных задач, сменяющих собою безраздельно главенствующую до XVIII в. задачу (церковь, замок и дворец), Зедльмайр видит нисходящую поступь новых религий, заменяющих для европейского человека сначала христианского личного Бога, а потом одна другую.
4. Нравственное содержание религии
Будучи феноменом культуры,
религия обладает огромным нравственным
содержанием. Она представляет собой
явление человеческого духа и
есть живое общение с Абсолютом.
Религия относится к философии,
как молитва к понятию. Человек
на всех ступенях развития с тех
пор, как осознал себя человеком,
ищет Бога и возносит к нему свою
молитву. Это всемирный факт, который
указывал на искони присущую человеку
потребность общения с Высшим
Существом. Человек находит в
религии этическое
Русский философ и политический мыслитель Борис Николаевич Чичерин (1928-1904) задается вопросом: не есть ли все это самообольщение? Внутреннее отношение людей к Богу не подлежит опытному исследованию. Нет внешних признаков, по которым наука могла бы удостовериться в его реальности. Мы знаем только свое субъективное чувство, но предмет для нас остается скрытым. Вследствие этого многие исследователи видят в религии только плод фантазии. Если мы не в состоянии познавать абсолютное, то тем менее может быть допущена возможность общения с ним.
На понятие Бога, считает русский философ, могут быть перенесены некоторые человеческие черты. Но само понятие взято отнюдь не с человека. Между ними та разница, которая вообще пролегает между физическим и духовным существом, между относительным и абсолютным. представление возникает из другое - из чистой мысли. Если опыт составляет единственный источник познания, то каким образом человек может воображать в течение уже тысячелетий, что он имеет общение с существом, которое не только никогда никому не являлось, но о котором он не может иметь даже ни малейшего понятия? Что это за безумный бред, охвативший человеческий притом не только на низших ступенях развития, во времена первобытного невежества, а равно и высших, ибо мы знаем из опыта, что к числу религиозных людей принадлежали величайшие умы человечества?
С культурологической точки
зрения, напротив, религия представляется
необходимым феноменом
Мы видели, что религия заключает в себе серьезное культурологическое содержание. Каждая религия представляет известное миросозерцание, определяющее отношение человека к Богу и миру. Если разъять ее на составные части, мы откроем в ней философскую истину, в которой все связано логической нитью. Конечно, религия этим не ограничивается; она соединяет все элементы души в живом общении с Богом. Но само это общение возможно единственно на основании того понятия, которое мы имеем о Боге. Религия исстари сопровождает культуру, являясь ее стержневым элементом. Она оказывает воздействие на все элементы культуры и выражает огромный нравственный потенциал.
1. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. - М., 1999.
2. Культурология. Отечественная культура: Учеб. пособие. - Кемерово, 2003.
3. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: "Гардарика", "Экспертное бюро", 1997. - 344 с.
4. Рапацкая Л.А. Искусство "серебряного века". - М., 1996.
5. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала ХХ вв. - М., 1993.
6. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Составители: Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Отв. редактор Радугин А.А. - М.: Центр, 1998. - 592 с.
[1] Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып.1, М,, 1978, с, 31.
[2] Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и и искусства. М., 1994, с. 412)
[3] Работы Э. Жилъсона по культурологии и истории мысли, М., 1987, с. 110-111
[4] Вересаев В.В. Живая жизнь. М., 1999, с. 247.
[5] Антология исследований культуры. Т. 1,. М., с. 210
[6] Фрэзер Дж. Золотая ветвь, М., 1980, с. 72
[7] Кассирер Э. Избранное. Опыт о человека. М., 1998, с. 547
[8] Соловьев B.C. Собр. Соч. в двух томах. Т. 1, М.,1988, с. 102
[9] Чичерин Б.Н. Наука и религия, М., 1999, с. 190-191