Религия как форма культуры
Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 17:41, контрольная работа
Краткое описание
Религия (латин. religae — связывать) - это система учений, верований и культовых действий, связанных с единением человека со сверхъестественным и священным существом, именуемым Богом или Абсолютом, Творцом всего существующего на Земле и управляющим мыслями и поступками людей.
 
                
            
Файлы: 1 файл
                    
                
РЕЛИГИЯ КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ
Религия (латин. religae — связывать) 
- это система учений, верований и культовых 
действий, связанных с единением человека 
со сверхъестественным и священным существом, 
именуемым Богом или Абсолютом, Творцом 
всего существующего на Земле и управляющим 
мыслями и поступками людей.
Сущностью религии является 
вера в Бога. И как сказано в Евангелии: 
«вера есть осуществление ожидаемого 
и уверенность в невидимом». Она реализует 
себя:
- в культе (почитанием 
божества системой утвердившихся 
ритуалов и обрядов);
- в объединениях верующих 
(церковь, религиозная община);
- в мировоззрении, мировосприятии 
верующих людей.
Происхождение религии связано 
с зависимостью человека от окружавших 
его природных сил, с невозможностью древнего 
человека рационально подчинить и взять 
под контроль условия своего бытия. С момента 
создания человеческого общества религия 
была своеобразным средством защиты людей 
от природной стихии, во многом способствуя 
процессам познания и осознания общества.
Роль религии в обществе характеризуется 
наличием выполняемых ею функций, среди 
которых выделяются:
- мировоззренческая, создающая 
религиозную картину мира и 
объясняющая с точки зрения 
религиозного понимания природу, 
общество и человека. Религиозное 
мировоззрение формирует у верующих 
цель и смысл их бытия;
- компенсаторная, снимающая 
социальное и душевное напряжение, 
помогающая человеку преодолевать 
состояние бессилия, слабости, страдания, 
болезни. Так разобщенность людей 
заменяется братством во Христе 
в общине, а фактическое бессилие 
человека компенсируется всесилием 
Бога;
- воспитательная, проповедующая 
высокие нравственные ценности 
и нормы и призывающая человека 
к достойному поведению. Как нормативная 
система, религия определенным образом 
упорядочивает мысли и действия 
людей и тем самым регулирует 
их поведение в обществе;
- коммуникативная, способствующая 
сближению и общению верующих 
как между собой, так с Богом 
и со служителями культа.
Религиозная культура - это 
составная часть общей культуры, сформированная 
из религиозных запросов людей и призванная 
их удовлетворить. В религиозную культуру 
входят:
- религиозная мораль;
- религиозная философия;
- религиозное искусство;
- религиозные учебные 
и просветительские учреждения (семинарии, 
воскресные школы, библиотеки и 
пр.).
В конце XX века позиции религии 
и церкви в мире значительно укрепились. 
Это связано с теми социальными потрясениями 
(революциями, мировыми и региональными 
войнами, актами жестокого терроризма, 
последствиями НТР, непродуманными реформами 
и пр.), которые перенесло человечество, 
обнаружив при этом всю хрупкость своего 
существования. Люди, уставшие от социальных 
катастроф, ищут душевного равновесия 
в Боге, в церкви, в религиозной вере. И 
религия помогает человеку обрести:
- душевное спокойствие 
и независимость от внешних 
обстоятельств;
- внутреннюю полноту собственной 
жизни.
Однако, в современной религиозной 
деятельности значительна доля фанатизма 
и экстремизма, неприятия инакомыслящих 
и инаковерующих. Все это отнюдь не способствует 
консолидации людей, а, наоборот, стимулирует 
их агрессивность, подталкивая к разъединению 
и противоборству (например, деятельность 
исламских фундаменталистов).
Религия неразрывно связана 
с моралью, воплощаясь в ценностях и нормах, 
регулирующих человеческую жизнь. Вера 
вдохновляет на служение Добру, лежащему 
за пределами практического расчета и 
непосредственной целесообразности, дает 
человеку силы для этого служения. Именно 
в религиозной мысли настойчиво повторяется 
тезис о нравственной значимости каждой 
человеческой личности, об общечеловеческой 
природе морально-этических ценностей. 
Кроме того, и в религии, и в морали значительное 
место занимает эмоционально-чувственная 
сфера людей.
Исторически взаимоотношения 
религии и науки складывались весьма противоречиво. 
Если наука в своем постижении мира ориентируется 
на разум и рациональное познание, то религия 
пытается объяснить мир, опираясь на интуицию, 
чувственное познание и веру. Вместе с 
тем, вера и разум - это не взаимоисключающие 
друг друга пути познания. Наоборот, соединяясь 
в человеке, они становятся основой его 
духовной жизни и способствуют, в полном 
смысле этого слова - культурному развитию 
человечества.
Религия существует в многообразных 
формах. Наиболее известными первоначальными 
формами религии являлись:
- тотемизм (англ, totem из языка 
индейцев означающее «его род») -поклонение 
рода, племени - животному, растению, предмету 
или явлению природы, которое считается 
своим предком;
- анимизм (латин. anima - душа) - 
вера в существование духов, в наличие 
независимой души у людей, животных, растений;
- фетишизм (франц. fetiche - амулет) 
- вера в сверхъестественные свойства 
особых предметов;
- магия (греч. mageia - волшебство) 
- вера в действенность особых обрядов 
на окружающую действительность с целью 
ее изменения (она бывает любовной, вредоносной, 
сельскохозяйственной и т. д.).
Помимо сохранения и сегодня 
ранних религиозных форм, исповедуются 
национальные религии:
- иудаизм (религия, распространенная 
среди евреев; возникла в конце 
II тыс. до н. э.);
- индуизм (религия, наиболее 
значимая в современной Индии; 
возникла в V в. н. э.);
- конфуцианство (одна из 
религий Китая, разработанная в V 
в. до н. э.);
- синтоизм (средневековая 
религия японцев; с 1868 г. - по 1945 г. - государственная 
религия Японии) и др.
Национальные религии в значительной 
степени связаны с определенным народом, 
этносом, нацией. Причинами такого рода 
национальной замкнутости могут быть 
геополитические условия, ярко выраженное 
этническое своеобразие культуры.
Среди многообразия религий, 
выделяют фундаментальные, получившие 
название мировых. В мире существуют три 
мировые религии: буддизм, христианство, 
ислам.
Буддизм - самая ранняя по времени 
создания мировая религия (включает два 
основных направления: хинаяна и махаяна). 
Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии и 
назван по имени своего легендарного основателя 
- принца Сидхартха Гаутамы (623-544 гг. до 
н. э.), получившего впоследствии имя Будда 
(просветленный). Согласно буддизму, в 
мире все непостоянно, преходяще, а потому 
полно скорби и неудовлетворенности. Центральной 
идеей данной религии являемся учение 
о четырех благо-Родных истинах:
- истина страдания, существующая 
на протяжении жизни;
- истина о причинах 
страдания, которые происходят из-за 
эгоистических желаний человека;
- истина об освобождении 
от страданий, заключающаяся в 
освобождении от желаний, собственного 
«Я» и самой жизни;
- истина единственного 
пути прекращения страдания – 
это благородный восьмеричный 
путь, состоящий из восьми ступеней-шагов.
Пройдя этот путь, человек достигает 
нирваны (санскр. - угасание, остывание) 
- т. е. полной отрешенности от внешнего 
мира, отсутствия любых желаний. Одна из 
важнейших заповедей буддизма - принцип 
ненасилия, любовь и милосердие ко всем 
живым существам: людям и животным. Главный 
буддийский ритуал - это медитация, заменяющая 
собой молитву. Медитируя, человек отстраняется 
от внешнего мира, сосредотачивается и 
погружается в свое Я и соединяется с духовным 
миром.
Христианство возникло в I в. 
в Палестине. Основоположником христианства 
считается Иисус Христос, принявший мученическую 
смерть ради счастья человечества. Основы 
христианской веры изложены в Библии. 
Главными из них являются:
- понятие о греховности 
человека как причине всех 
его несчастий;
- идея искупления грехов 
через мужество, строгую жизнь (аскезу), 
примером здесь является Иисус 
Христос, своей смертью на кресте 
искупивший древний «первородный» 
грех человечества;
- учение об избавлении 
человека от грехов путем молитвы 
и покаяния;
- вера в загробное воздаяние 
человеческой душе (праведная попадет 
в Рай, грешная - в Ад);
- идея человеческой жизни 
как терпеливой, смиренной, всепрощающей 
и т. д.
В XI веке христианство раскололось 
на два самостоятельных направления: православие 
и католицизм. В XVI веке широкое антикатолическое 
движение в Европе - Реформация - способствует 
появлению третьего главного направления 
христианства - протестантства. В свою 
очередь каждая конфессия имеет различные 
направления, течения, секты.
Ислам, мусульманство (араб. 
- покорность) - третья мировая религия, 
(имеет два главных направления: суннизм 
и шиизм), возник в VII веке в Аравии. Основателем 
ислама считается Мухаммед, которого, 
по преданию Аллах (Бог) избрал своим пророком. 
Вероучение ислама изложено в Коране. 
Здесь сформированы пять основных догматов:
- единобожие (нет Бога, кроме 
Аллаха, а Мухаммед - его пророк);
- молиться (совершать намаз) 
пять раз в день;
- соблюдать пост (уразу);
- совершить хадж (паломничество) 
в Мекку, хотя бы один раз 
в жизни;
- давать милостыню (закят).
Ислам переносит поиски человеческого 
счастья на небо и закрепляет неразделенность 
духовной и светской власти, политики 
и государства.
Возникновение мировых религий 
- это результат длительного развития 
экономических, политических и культурных 
связей между различными странами и народами. 
Несмотря на различие в системах объяснения 
мира, все мировые религии предлагают 
верующим практически общий для всех кодекс 
поведения, который, в основном, может 
быть сведен к десяти Моисеевым заповедям.
В мировых религиях было много 
общего, что позволило им перешагнуть 
национальные границы и достаточно широко 
распространиться по всему земному шару.
 
    
    
    
    
    
 
 
 
					Информация о работе  Религия как форма культуры