Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 17:58, контрольная работа
Краткое описание
В своей работе я раммотрю сущность понятия «культура» и ее роль в жизни общества людей. Определю место религии в культуре людей и наконец, я выявлю взаимосвязь между религией и культурой.
Список литературы______________________________________________16
Введение
Культура и религия
играют важную роль в жизни общества, направляя
каждого человека к совершенствованию
себя самого, улучшению и развитию жизни
всего общества в целом. Отрыв культуры
от её религиозных основ не может остаться
без роковых последствий. Подлинный культурный
расцвет немыслим без интенсивной духовной
жизни.
Целью и задачей,
как культуры, так и религии является духовное
совершенствование человека. В этом между
ними нет никакого различия. Различие
между культурой и религией состоит в
способах и путях самого совершенствования.
Если культура целиком развивает сознательную
часть в человеке, его способность воспринимать
и оценивать мир, видимый и Божественный
в рамках разума и сознания. То религия
развивает интуитивную способность человека,
выражающуюся не в осознании себя и Божественного
начала, а в расширении своего познания
о них; то есть религия, не отрицая формы
сознания и разумной способности человека
мыслить осознанно, тем не менее, устанавливает
совсем другой способ познания мира человека
и мира Божественного. На основе веры как
внутренней неотделимой от человека его
духовной способностью к познанию единства
гармонии человека в окружающем мире и
мире Божественном.
К религии
ни коим образом не может
быть применимо понятие культурной
революции, или по аналогии
с ней «религиозной революции»,
так как сам процесс религиозного
познания целиком относится к
Божественному Промыслу и Божественному
Домостроительству. Именно Божественное
начало постепенно открывает
их человеку в виде Своего
Откровения и Провидения.
Религия же
предусматривает духовное совершенствование
человека и общества до достижения
ими обожания, возможно полному
восстановлению падшей природы
человечества со своим Первообразом
в виде Божественного начала уже
в сегодняшнем дне с тем, чтобы в будущей
жизни после смерти тела человек мог достичь
вечного блаженства в единстве и гармонии
с Божественной Реальностью.
В своей
работе я раммотрю сущность понятия
«культура» и ее роль в жизни общества
людей. Определю место религии в культуре
людей и наконец, я выявлю взаимосвязь
между религией и культурой.
Культура, как
мера развития человека
Термин «культура»
латинского происхождения и первоначально
означал возделывание почвы, её
«культивирование», то есть изменение
природы под воздействием человека,
его деятельности в отличие
от тех изменений, которые вызваны
естественными причинами. Уже
в этом первоначальном содержании
термина язык выразил очень
важную особенность культуры
– заложенное в ней человеческое
начало, акцентировав внимание на
единстве культуры, человека и
его деятельности.
В дальнейшем
слово «культура» получило более
обобщённое значение и им стали
называть всё созданное человеком.
В таком понимании культуры
действительно отражаются её
существенные черты. Культура
предстаёт как сотворённая человеком
«вторая природа», надстроенная
над природой естественной, как
мир, созданный человеком, в
отличие от девственной природы.
Этим определением утверждается
также принцип, что не следует
искать особой «сферы культуры».
Там, где есть человек, его
деятельность, отношения между людьми,
там имеется и культура. Нужно
лишь различать материальную
и духовную культуру, при этом,
не противопоставляя, их друг
другу. [2 с. 185]
Одна является
продуктом материального, а другая
духовного производства. Определяя
существо культуры, нужно исходить из
того, что любое внешнее выражение культуры
есть проявление степени развития самого
человека. Сам человек формирует себя
в процессе своей деятельности как культурно-историческое
существо. Его человеческие качества есть
результат усвоения им языка, приобщения
к существующим в обществе ценностям,
традициям, овладения присущими данной
культуре приёмами и навыками деятельности.
От природы человек имеет своё материальное
тело, которое наделено, через свои органы,
способностью к практической и сознательной
деятельности необходимой для его жизни.
Не будет преувеличением сказать, что
культура представляет собой меру человеческого
в человеке, характеристику развития человека
как общественного существа. Следовательно,
культура существует в постоянном взаимодействии
своего внешнего материализованного выражения
с самим человеком. Это взаимодействие
состоит в том, что человек усваивает созданную
ранее культуру, распредмечивает её, делая
тем самым предпосылкой своей деятельности,
и творит культуру, создавая новое.
Человек, конечно,
воспринимает культуру избирательно
под влиянием предпочтений, определяемых
многими обстоятельствами. И лишь
на основе этой усвоенной им культуры
он оказывается способным развиваться
дальше. Как творец культуры он вносит
в неё нечто новое.
Необходимо
также обратить внимание на
процесс развития культуры. Развитие
культуры связано с культурной традицией.
Она является устойчивой стороной культуры,
благодаря которой происходит накопление
человеческого опыта в истории, и каждое
новое поколение людей может использовать
этот опыт, опираясь в своей деятельности
на созданное предшествующими поколениями.
В культуре
отражаются различия в мировоззрении,
системах ценностей, идейных установках,
поэтому правомерно говорить
о реакционных и прогрессивных
тенденциях в культуре. Но отсюда
не следует, что можно вообще
отбрасывать предшествующую культуру.
На пустом месте создать новую,
более высокую культуру невозможно.
Серьёзный урон культуре наносит
общественная атмосфера периода
культа личности, с её неприятием
свободы творчества, насаждением
страха и произвола. Сталинские
репрессии привели к гибели
многих видных представителей
интеллигенции.
В острой
форме проблема культурной традиции
возникла в Китае в 60-е годы,
когда была провозглашена так
называемая «великая культурная
революция», принесшая стране большие
беды. Была прервана учёба в
школах и работа высших учебных
заведений, закрывались библиотеки
и музеи, подвергалась гонениям
творческая интеллигенция, насаждался
фанатизм, произведения великих
гуманистов прошлого объявлялись
«реакционными», уничтожались культурные
ценности. После кончины Мао Цзедуна
Компартия Китая осудила эту
мнимую «культурную революцию»
и её лидеров за экстремизм,
нанёсший вред социалистическому
развитию страны. Всё это свидетельствует
о том, что проблема отношения
к культурному наследию в определённых
ситуациях, и в особенности
в переломные моменты в развитии
общества и культуры, приобретает
острый политический характер. [4
с. 26]
Очевидно, что
вопрос о традиции в культуре
и об отношении к культурному
наследию касается не только
сохранения, но и развития культуры,
то есть созидания нового, приращения
культурного богатства в процессе
творчества.
Таким образом,
развитие культуры также связано
с её развивающейся стороной
– в процессе трудовой деятельности
с развитием технического прогресса
и способов производства. Созидание
нового становится одновременно
творчеством культурных ценностей тогда,
когда оно несёт в себе всеобщее содержание,
приобретает общественную значимость,
получает отзвук у других людей.
Тиражирование
в той или иной форме уже
известного, уже сотворённого ранее
– это распространение, а не
созидание культуры. Но и оно
необходимо, поскольку вовлекает
широкий круг людей в процесс
функционирования культуры в
обществе, а творчество культуры
обязательно предполагает включение
нового в процесс исторического
развития. Культуросозидающая деятельность
человека, следовательно, является
источником инноваций.
Культура и
цивилизация тесно взаимосвязаны
между собой. Цивилизация включает
в себя преобразованную человеком, окультуренную,
историческую природу (в девственной природе
существование цивилизации невозможно)
и средства этого преобразования, человека,
усвоившего культуру и способного жить
и действовать в окультуренной среде своего
обитания, а также совокупность общественных
отношений как форм социальной организации
культуры, обеспечивающих её существование
и продолжение.
Такой подход
позволяет более определённо
уяснить и природу многих глобальных
проблем как противоречий современной
цивилизации в целом. Загрязнение
окружающей среды отходами производства
и потребления, хищническое отношение
к природным ресурсам, нерациональное
природопользование породили глубоко
противоречивую экологическую ситуацию,
ставшую одной из острейших
глобальных проблем цивилизации,
для решения (или хотя бы
смягчения) которой требуется
объединение усилий всех членов
мирового сообщества.
Понятие «культура»
характеризует человека, определяет
меру его развития, способы самовыражения
в деятельности, творчестве, то понятие
«цивилизация» характеризует социальное
выражение самой культуры. [6]
Истоки религии
В духовной
жизни человека трудно найти
фактор, который играл бы более
важную роль, чем религия. В
поисках Бога человечество исходило
немало дорог, пройдя путь от
мироотрицающей мистики до богоотрицающего
материализма.
Знаменитый
физик Макс Борн, говоря о пропасти,
в которую катится цивилизация,
подчёркивал, что лишь религиозные
идеи могут вернуть здоровье
обществу. «В настоящее время, - писал
он, - только один страх вынуждает
людей сохранять мир. Однако
такое положение неустойчиво
и должно быть заменено чем-то
лучшим. Нет необходимости искать
где-то далеко принцип, который
мог бы стать более прочной
основой для устройства наших дел…В нашей
части мира этот принцип содержится в
христианской доктрине».