Культура и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 17:58, контрольная работа

Краткое описание

В своей работе я раммотрю сущность понятия «культура» и ее роль в жизни общества людей. Определю место религии в культуре людей и наконец, я выявлю взаимосвязь между религией и культурой.

Оглавление

Введение _______________________________________________________3

Глава 1. Культура, как мера развития человека _______________________4

Глава 2. Истоки религии __________________________________________7

Глава 3. Взаимосвязь культуры и религии___________________________12

Заключение____________________________________________________ 15

Список литературы______________________________________________16

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 39.21 Кб (Скачать)
text-align:justify;line-height:14pt">     С древнейших  времён человек старался осмыслить  свою жизнь и найти гармонию  между собственным бытием и  окружающим его миром. Он пытался  установить связь между явлениями  окружающей его природы и своим  самопознанием. Такой связью явилось  толкование идеи Бога, как высшего  Существа, как некоего Абсолюта, которым можно было бы объяснить  бытие самого человека и окружающий  его мир. Разум человека по  мере развития своего познания  о природе человека и природе  окружающего его мира не мог,  до конца, установить или ответить на все жизненно важные вопросы бытия. И поэтому вынужден был сформировать само понятие божественного начала как некую первопричину, охватывающую собой всю совокупность недоступных для него ещё в настоящий момент знаний о самом бытие; из которого бы вытекало, логическим образом, объяснение тех следствий действительной реальности, которые не мог объяснить пока он сам. Таково понятие о Боге и Божественной Реальности для неверующего человека. Но совсем другой смысл вкладывает в понятие о Боге и самопознание человека самим собой и окружающего его мира верующий человек. Он твёрдо уверен, что он сам и весь окружающий мир являются лишь частью Божественной Реальности, где творцом всего сущего является живой Бог, который не может быть осмыслен самим человеком, так как неизмеримо превосходит мыслительную способность самого человека. И поэтому Бог открывает Себя верующему человеку в Своём Откровении, сообщая человеку знания о Нём, а также о самом человеке и окружающем его мире. Дух Святой просвещает ум человека-христианина. [1 с. 78]

     Божественная  Реальность остаётся сокровенной  и не подавляет человека необходимой  очевидностью, и это сохраняет  нашу свободу перед Богом. Постижение  Его совершается постепенно, в  строгом соответствии с готовностью  человека к мистической Встрече.  Бог как бы сокрыт от непосредственного  восприятия. Шаг за шагом входит  Он в сознание людей через  природу, любовь, чувство тайны и переживание священного. С этим связано и историческое многообразие религий, которое отражает различные фазы и уровни Богопознания.

     Тем не менее, можно говорить о единстве религий. Оно связано и с единством человеческой природы, и с родственностью переживаний, которые вызывают чувство Высшего и мысль о Нём. Пусть зачастую вера затемняется эгоизмом, корыстью, примитивным страхом – её подлинное ядро, благоговение, роднит между собой и язычника, и последователя высших мировых религий.

     История всех  времён и народов, говорит Макс  Планк, весьма убедительно свидетельствует  о том, что из непосредственной, незамутнённой веры, которую религия  внушает своим последователям, живущим  деятельной жизнью, исходили самые  сильные стимулы и значительные  творческие достижения, причём в  области социальной не меньше, чем в области искусства и  науки. Действительно, невозможно  переоценить вдохновляющую роль  веры в жизни великих мыслителей, поэтов, художников, учёных и реформаторов.

     Нужно отметить, что большинство определений религии говорит почти исключительно о психологических предпосылках веры, но нас интересует сама её сущность. Религия есть преломление Бытия в сознании людей, но весь вопрос в том, как понимать само это Бытие. Материализм сводит его к неразумной природе, религия же видит в его основе сокровенную Божественную Сущность и осознаёт себя как ответ на проявление этой Сущности.

     Материальное  бытие очевидно для нас –  возникает вопрос: «Но как мы можем узнать о Бытии Божественном?» Мы не видим и не слышим Высшего Бытия, откуда же нам известно, что оно реально? [3 с. 162]

     Вера представляет  собой такое состояние человека, когда он убеждён в существовании  чего-либо, не основываясь при  этом на каких-либо внешних  фактических и формально-логических  доказательствах, т.е. интуитивно.

     Слово «религия»  происходит от латинского глагола  religare, что значит «связывать».  Она есть сила, связующая миры, мост между тварным духом и  Духом Божественным. Укреплённый  этой связью, человек оказывается  активным соучастником мирового  созидания. Бог не порабощает  человека, не сковывает его волю, а напротив, даёт ему полную  свободу, включающую и возможность  отвергнуть Его, искать своих  путей.

     Религия – восстановление связи между человеком и Богом – начинается в истории человечества после Грехопадения. Библия не случайно в истоке всякого проявления религиозного чувства, т.е. культа, ставит жертвоприношение. В нём отразилось пусть смутное, но сильное стремление человека загладить свой грех и восстановить единство с Богом. Жертвуя Незримому часть своей пищи, которая добывалась с таким трудом, люди как бы заявляли о своей готовности следовать велениям Высшей Воли.

     Но обрести  прежнюю гармонию было труднее,  чем потерять её. Постепенно в  сознании первобытного человека  Бог становится далёким и безличным.  В повседневной жизни люди  всё больше и больше внимания  уделяют природному миру. В мышлении  первобытного человека живёт  чувство родства всех живых  существ. Идея братства человека  и животного нашла своё выражение  в широко распространённых мифах,  согласно которым предки людей  имели смешанные человеко-звериные  черты.

     Эта вера  оказала огромное влияние на  общественный уклад древних. Она  объясняет возникновение такого  своеобразного явления, как тотемизм. Тотем – это, как правило,  животное, которое считается предком  и покровителем данного племени.  Источник тотемизма – вера  в духовное единство с природой. Он имел широкое распространение  в различных частях света. Следы  его обнаруживаются не только  у примитивных племён Азии, Африки  и Америки, но и у цивилизованных  народов; например, запрет на убийство  коров в Индии – отголосок  седой старины, когда эти животные были священными тотемами.

     Первобытный  человек повсюду видел сокрытую  одушевлённость: и в стволах деревьев, и в лесных животных, и в  беге облаков. Для него взаимодействие  вещей в мире – это не  только взаимодействие видимого, но в то же время – и  более всего – взаимодействие  невидимого. В журчащем ручье,  в пламени костра обитали духи, враждебные или добрые, а иногда  и нейтральные.

     Здесь –  корни того странного на первый  взгляд верования, которое в  науке получило название фетишизма.  Фетиши, т.е. священные предметы, сопровождают всю жизнь первобытного  человека. Это может быть и  камень, и зуб животного. В них  обитают духи, и человек, обладающий  фетишем, заручается их поддержкой. Иногда какой-нибудь фетиш приобретает  значение талисмана. Он противопоставляет  силе силу, вредоносному влиянию  – своё, защитное. Вера в значение  таких амулетов проходит через  все века человеческой истории.

     Постепенно  фетиши приобретают человекоподобный  облик. В них просматриваются  человеческие черты предка или  духа. Такие фигурки особенно  часто встречаются у африканских  народов. Это прототипы будущих  идолов. Но попытки установить  контакт с духовным миром не  ограничивались талисманами, фетишами  или тотемными изображениями.  Существовал и мистический способ  общения с духами, который и  составляет главный, непреходящий  интерес в первобытной религии.  С течением веков духовная  интуиция у первобытных людей  ослабевала. И поэтому из их  среды стали выделяться люди, обладающие особой мистической и оккультной одарённостью.

     На них была  возложена миссия посредников  между человеческим родом и  окружающим его миром демонов  и духов. Всякая религия складывается  из трёх основных элементов:  мировоззрения, жизненных нормативов  и мистического чувства, которое  находит внешнее выражение в  культе. Разумеется, слово «культ»  мы здесь должны понимать очень  широко. Даже в тех религиях, где  внешние их выражения сведены  к минимуму, всё же какой-то  «культ» существует. Человеку свойственно  связывать свои внутренние переживания  с какими-то действиями, во что-то  их «облекать». Отсюда и слово  «обряд» (от «облечь», «обрядить»). В общении между собой люди  никогда не могут избежать  хотя бы самой простой формы  обряда. Но обряд помогает не  только человеческим контактам,  но и нашей устремлённости  к Высшему. [1 с. 80]

     Стремясь обрести  утерянную полноту непосредственного  созерцания Бога, люди пытались  вернуться к прежнему состоянию  при помощи плясок, ритмичной  музыки, массовых радений. Это  была попытка как бы приступом  овладеть крепостью духа. Люди  кружились в такт ударам первобытных  барабанов; всё обыденное переставало  существовать, казалось, что душа  летит далеко и освобождается  от гнетущих пут. По существу, это была попытка механическим  путём обрести духовную свободу  и могущество.

     У большинства  же «диких» народов мы застаём  следующую стадию развития –  шаманизм. Здесь на первое место  выступают избранники, те, кто пытается  проложить путь к сверхчеловеческим  силам. Экстатические состояния  транса делают шамана медиумом и ясновидцем, соплеменники прибегают к нему для разрешения различных житейских вопросов. Он безошибочно указывает, где найти в тайге пропавшего оленя, куда нужно отправиться, чтобы иметь успех в охоте. Здесь также необходимо охарактеризовать магическое миросозерцание. Для первобытного человека не существовало резкой границы между сверхъестественным и естественным. Мир был един, и силы видимые переплетались в нём неразрывно с невидимыми. В полном смысле слова сверхъестественным в мире ничего назвать нельзя. Одному плану бытия свойственны одни законы, другому – другие. Физики показали нам, что микромир сильно отличается от макромира. Легко предположить, что и другие измерения Вселенной, физические и духовные, будут иметь свои особые черты.

     Но нас интересует  в древней магии не столько  соотношение планов бытия и  законов мира, сколько внутренние  мотивы, которые руководили доисторическим  магом. В магизме скрыто присутствует та духовная тенденция, которая коренится в первородном грехе человечества: поставить себя в центре мироздания и заставить служить себе его силы. Именно поэтому магизм явно посюсторонен. Высшим благом для него являются блага земные. Предел желаний мага – процветание здесь, на земле: богатство, здоровье, благополучие. Маг ищет только достижения могущества в повседневной жизни – на охоте, в земледелии, в борьбе с врагами.

     Религиозные  воззрения базируются на знании  причинно-магической связи между  вещами; полностью и строго соблюдая  сложную церемониальную систему,  можно управлять стихиями и  богами, как своими слугами. Огненная  жертва может вызвать молнию  и гром, возлияние молока –  дождь. Эта иллюзорная власть  над миром неизбежно приводит  к полному порабощению человека. Магические представления сковывают  его сознание и постепенно  гасят в нём подлинно религиозную  мысль. Такое механистическое  миропонимание – антипод духовного,  мистического; оно глубоко материалистично  в своём постижении ценностей  бытия. И если в некоторых  культурах, проникнутых магическими  элементами, как, например, в египетской, и существовала живая вера  в загробный мир, то он рисовался  точной копией мира земного.  Племя и власть становятся  над духом. [5 с. 107]

 

Взаимосвязь культуры и религии

     Родственность,  близость и взаимосвязь культуры  и религии состоит в том,  что они решают сходные задачи  мироуяснения и воздействия на  сознание, поведение людей.

     Через эпос, сказки, легенды, исторические предания  мифологические образы, сюжеты, отражающие  религиозные взгляды своего времени,  вошли в гуманитарную культуру  различных народов – в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Так, древнегреческая  мифология отражена в произведениях  литературы и искусства.

     Важной исторической  миссией культуры и религии,  приобретающей в современном  мире небывалую актуальность, выступало  и выступает формирование сознания  единства человеческого рода, значимости  общечеловеческих нравственных  норм, непреходящих ценностей.

Информация о работе Культура и религия