Культура и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 17:58, контрольная работа

Краткое описание

В своей работе я раммотрю сущность понятия «культура» и ее роль в жизни общества людей. Определю место религии в культуре людей и наконец, я выявлю взаимосвязь между религией и культурой.

Оглавление

Введение _______________________________________________________3

Глава 1. Культура, как мера развития человека _______________________4

Глава 2. Истоки религии __________________________________________7

Глава 3. Взаимосвязь культуры и религии___________________________12

Заключение____________________________________________________ 15

Список литературы______________________________________________16

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 39.21 Кб (Скачать)

     Религия как система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов, безусловно, есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности, поэтому в данном реферате она будет рассматриваться как феномен культуры, присущий всем народам, разворачивающийся в разных культурных средах, что и определяет многообразие религий.

     Религия возникает в истории человечества вместе с осознанием человеком самого себя и противопоставлением себя окружающей действительности. Традиционно возникновение религиозных представлений о мире связывают с процессом обожествления природы, которая выступает по отношению к человеку как всемогущее, высшее, неподвластное ему начало, которое требует поклонения.

   «Религия, - пишет один из основателей современной (математической) логики А. Уайтхед, - является видением того, что находится по ту сторону, вне и внутри мимолетного потока непосредственно данных вещей; того, что обладает реальностью и все же ожидает реализации; того, что придает значение всему преходящему, само же ускользает от понимания; того, что представляется окончательным благом и в то же время находится вне пределов достигаемости; того, что служит высшим идеалом и является предметом безнадежных исканий». [7]

     Общество меняется несравненно быстрее, нежели религия. Благодаря своей проницаемости едва ли не во все сферы жизни, особой традиционности и инерционности, она выступает консервативным, сохраняющим началом общественной жизни и культуры. В ней немало реликтов, и все же в сфере культуры религию символизирует не архив - хранилище древностей, но именно действующий, питаемый реалиями прошлого и современности храм.

     В язычестве особенно глубоки корни сознания и подсознания этноса. Их питало единство представлений и обрядов тотемизма, культа предков, героев и вождей племени. Глубинные языческие корни этносов во многом определили облик позднее складывавшихся локальных религий и цивилизаций, неповторимое и консервативное своеобразие национальных культур.

     Пробуждение национального самосознания обычно связано с оживлением интереса к отечественной религии. Именно это в последние годы происходит в России. На наш взгляд, не столько проповеди и шоу заезжих миссионеров, сколько обращение к истокам и реалиям отечественной культуры (в том числе к ценностям исконной религии) могут стать одной из опор духовного возрождения страны. Говоря о позитивности церковного влияния на развитие этноса, нельзя не отметить и те консервативные моменты, которые присущи его воздействию на культуру, как таковую. Учтем также, что религиозный фактор национальной культуры нередко становится «картой» политических игр и межнациональных столкновений. Религия равным образом может быть использована и для разжигания фанатичного национализма, и для умиротворения всех противоречий. Это зависит не непосредственно от самой религии, а от тех, кто использует ее «карту» в политике. 

     Культура и религия - не случайные соседи. Внутренне они слитны с самого начала истории человечества. На раннем этапе культуры формирующееся сознание человека было мифологическим по своему содержанию и форме. Историки культуры свидетельствуют, что у ее истоков для наших предков были почти неотличимы факт и вымысел, наблюдение и иллюзия, реалия и воображение, действительность и легенда, практическое действие и магический ритуал, очевидность и миф. Такова мифология - мироощущение детства человечества. Массу своих архетипов (не столько в знаниях, сколько в верованиях) культура вынесла именно из мифологии. Один из таких архетипов - вера в чудесное. [6]

     На самом деле очень важную роль в жизни человека играют культура и религия. Они совершенствуют человека и развивают общество. Культура - это воздействия человека, которые меняют природу. То есть в культуре заложено человеческое начало. Культура - это искусственная природа, созданная человеком. Развитие человека проявляется в культуре. Различают духовную и материальную культуру. Человек сам формирует свою культуру в процессе своей деятельности, но он воспринимает ее в зависимости от своих предпочтений, которые определяются разными обстоятельствами. Человек вносит в культуру что-то новое, потому, как он является ее творцом. Культура идет рука об руку с человеком и развивается вместе с ним, и вместе с культурой и человеком идет религия.

     Религия - это связь между Богом и человеком. С помощью этой связи люди просят как милостыни у Бога, так и прощение их грехов. Опыт, полученные человеком в процессе существования, формирует религию. Чтоб оставаться непорочным и безгрешным, человек должен быть сопричастным к миру, космосу и высшей силе, которую мы называем Божество. Перефразируя всемирно известного Н. Бора, человек сделал два открытия: одно заключается в том, что Бог есть, другое в том, что Бога нет. Но не важно, какую точку зрения мы считаем правильной, важно найти правильную дорогу, которая приведет нас к Храму.

     Культура и религия - это формы общественного сознания современного общества. Религию невозможно оторвать от культуры. Настоящий культурный расцвет невозможен без бурной культурной жизни.

     Пожалуй, сильнее всего религия влияла на становление и развитие национального самосознания, на культуру этноса. Повсеместно быт и традиции формирующегося этноса, его язык и предания, даже сам строй национального мышления, окрашены верованиями предков. Религиозное (в том числе языческое) наследие этносов стало одним из компонентов глобальных цивилизаций Запада и Востока.

     Сплетённость религиозного и национального в культуре этноса - явление общечеловеческое. Его надо воспринимать как объективную данность. Но вместе с тем неправомерно сводить национальные особенности культуры лишь к религиозному началу, отождествлять духовное возрождение нации со всеобщим воцерковлением. Культура каждого этноса обязательно включает и светские начала. Чем выше его религиозность - тем сильнее начала религиозные, чем влиятельней секуляризационные процессы - тем сильнее начала светскости и свободомыслия в культуре народа. [7]

 

 

Заключение

      Религия и культура являются предметом познания в отдельности, а в их взаимосвязи – формами общественного сознания, реального и прежде всего современного общества, как его неотъемлемые части, взаимодополняющие друг друга.

     Нужно отметить, что историческое развитие культуры и религии протекало одновременно. На всём протяжении развития истории человека и общества мы видим одновременное отражение здесь культурных форм с их религиозным содержанием. В живописи это выражено от наскальных рисунков до иконописи; в музыке от языческих песнопений до церковного пения; в архитектуре от городских стен до храмового строительства. Таким образом, можно сказать, что культура неотделима от религии в своём историческом развитии.

     Общество меняется несравненно быстрее, нежели религия. Благодаря своей проницаемости едва ли не во все сферы жизни, особой традиционности и инерционности, она выступает консервативным, сохраняющим началом общественной жизни и культуры. В ней немало реликтов, и все же в сфере культуры религию символизирует не архив - хранилище древностей, но именно действующий, питаемый реалиями прошлого и современности храм.

     В религии органически сплетено сакральное и священное. На ранних этапах развития человечества власть религии особенно выходила за ее непосредственные границы. Вплоть до позднего Средневековья Церковь охватывала едва ли не все культурные сферы. Она была одновременно школой и университетом, клубом и библиотекой, лекторием и филармонией.

     Прогресс культуры невозможен без смены привычной для многих парадигмы: противостояния и потрясения - двигатели прогресса. Согласие, сотрудничество, терпимость к различным позициям мировоззрения (толерантность) - вот, без чего нельзя спасти культуру человечества, обеспечить ее будущее. То, что объединяет верующих и неверующих, неизмеримо важнее того, что разделяет их мировоззрение. Общность истории, национальной судьбы, заботы о выходе из кризиса нашего государства и преодолении глобальных опасностей - что может быть более значимо для всех людей, независимо от их отношения к религии и свободомыслию.

 

Список литературы:

 

  1. Гуревич П.С. Культурология. - М.: Просвещение, 2008 387 с.
  2. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Высшая школа, 2005 310 с.
  3. Мень Александр История религии. В 2 кн. Учеб. пособие. М.: Издательская группа «Форум-Инфра-М», 2001
  4. Введение в культурологию / Под редакцией Е. В. Попова. - М.: ВЛАДОС, 2003 414 с.
  5. Фролов И.Т. Введение в философию в 2 кн.Учеб. для выс. учеб. завед., М.: «Политиздат», 2007
  6. Культура и религии // voov.narod.rureligion/kultur.htm  
  7. Взаимосвязь культуры и религии // www.verhoturie.com/?page=vzaimosvyaz

 

 

 

 

Информация о работе Культура и религия