Религия и культура в XXI в

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 21:39, реферат

Краткое описание

Цель работы состоит в изучении вопроса взаимовлияния культуры и религии XXI века. Руководствуясь точкой зрения, что культура - это определённый уровень развития общественных творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, их взаимодействии, а также в совокупности создаваемых ими материальных ценностей, мы должны определить для себя: является ли религия элементом культуры? Или всё-таки она – основа культуры. А может быть – феномен, стоящий особняком и имеющий свой исторический путь?

Оглавление

1. Введение
2. Культура XXI века
3. Религия XXI века
4. Проблема соотношения культуры и религии
5. Культура и религия в современном социальном пространстве
6. Заключение
7. Библиографический список

Файлы: 1 файл

Титульник.docx

— 29.88 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)»

 

 

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

 

 

                                                        Реферат

                                          «Религия и культура в XXI в.»

 

                                          

 

 

 

 

                                                                     Составитель: Мишина Т. А.

                                                                     Руководитель: доцент Царёва Г.В.

                                                                     Оценка:

                                                                     Подпись руководителя реферата

 

                                               

                                                   

 

 

Ульяновск  2014

 

Содержание: 
1. Введение

2. Культура XXI века

3. Религия XXI века

4. Проблема соотношения культуры и религии

5. Культура и религия  в современном социальном пространстве

6. Заключение

7. Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Тема данной  работы - «Религия и культура XXI в.». Религия глубоко связана с культурой. Культура родилась из культа. Она соприродна духовности, следовательно, религии. Именно в религии коренятся глубинные сокровенные основы культуры. Поэтому исследование религии как феномена культуры является всегда актуальным.

    Двадцатый век был веком грандиозных перемен. За какую-то сотню лет произошло больше событий, чем за предыдущие два тысячелетия. Однако в двадцатом первом веке человечество повернулось спиной к Богу и с головой погрязло в материальных вещах. Каким же будет двадцать первый век? По мнению некоторых, научный прогресс доказал, что большинство религиозных верований — это не более чем предрассудки, неуместные в современном мире. Однако я утверждаю, что религия всегда была и будет уместна до тех пор, пока у людей есть душа и пока на земле не будет построен вечный мир.

    Цель работы состоит в изучении вопроса взаимовлияния культуры и религии XXI века. Руководствуясь точкой зрения, что культура - это определённый уровень развития общественных творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, их взаимодействии, а также в совокупности создаваемых ими материальных ценностей, мы должны определить для себя: является ли религия элементом культуры? Или всё-таки она – основа культуры. А может быть – феномен, стоящий особняком и имеющий свой исторический путь? Ведь религия - система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов, есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности. Безусловно, и поэтому в данной работе она будет рассматриваться в виде неотъёмлемой части развития социума.

 

 

Культура XXI века

    ХХI век немыслим вне культуры. Культура же неисчерпаема, многолика, всечеловечна. Огромностью своих деяний она перекрывает весь спектр человеческого бытия. 
   В настоящее время в культуре можно отметить две глобальные тенденции.

   Во-первых, имеет место  культивирование и манифестирование  разных, несовпадающих подходов, взглядов, видений мира (в конечном счете, они определяются разнообразием  и несходством форм индивидуальной  и коллективной жизни), а также  — идет поиск новых критериев  общезначимости и объективности. 
 
    Во-вторых, рассматривая национальную традицию как социально-культурный институт, выделим ее важную часть — национальную идею — емкое и многозначное явление. При всей ограниченности рамками одного этноса любое социально-экономическое развитие не может не опираться на веками выбранные традиции, обычаи, верования других народов. Поэтому, не преувеличивая роли национальных традиций в жизни общества, нельзя умалять и их роли в разрешении межэтнических конфликтов и других общезначимых проблем.

    Прозрачно и четко в настоящее время культура распадается на четыре основных, базовых элемента:

1) народные, традиционные (этнические) культуры многонациональной России;

2) классическое искусство;

3) техномасскультура;

4) шоубизнес.

Каждый из этих элементов выполняет свои функции и задачи, имеет свои технологии воздействия на людей, на их волю, творчество, интеллект и сознание. 
    В результате чего сегодня культура расслоилась, стала напоминать вавилонское столпотворение: «новые русские» и высшая интеллектуальная элита, молодежные и детские субкультуры на фоне устоявшихся традиций, резкое противопоставление столичного и провинциального, смешение иностранных диалектов с инвективной лексикой, «массовая культура» со своей иерархией форм и жанров на фоне возрождения академической и фольклорной культуры и т.д. При этом очень важно подчеркнуть особую культурную ситуацию в мире, не без оснований названную постмодернистской. 
    На фоне событий ХХ- XXI в. происходил еще один, важнейший культурный прорыв в реальность — это вторжение техники, которая ускорила ритм и темп жизни. Человечество никогда не имело возможности собирать миллиарды людей на всех континентах вокруг какого-либо зрелища — спортивного матча или концерта звезд, что нынче, благодаря телемостам, превратилось едва ли не в повседневность. С одной стороны, могущество каналов «массовой коммуникации» в состоянии превратить тиражирующиеся образцы в массовую культуру. Но с другой — способно более взвешенно и спокойно оценить сам феномен массовости, как один из специфических знаков современной цивилизации. 

 

 

Религия XXI века

    Религия XXI-го века носит прикладной характер, все ее религиозные установки легко применяются в обыденной жизни на практике, а не просто провозглашаются в Священных Писаниях. Религия XXI-го столетия так же находит общие точки соприкосновения с наукой и гармонично вплетается в формирующуюся постнеклассическую картину мира, дополняя и обеспечивая ее целостностью. Так же религия XXI-го века вступает в противоречие с государственными законами, не подменяет закон собой и себя – законом.

    Возникновение множества новых религиозных движений вплоть до частных, «индивидуальных» религий отдельных общин и учителей, которые идут на смену христианству, вовсе не требуют наличия жесткой иерархии и единого центра, не требуют обязательного наличия организации, догматики, общепринятых форм богослужения и даже устоявшейся терминологии. 

    Рубеж ХХI-го столетия ознаменовался закатом христианства и наступлением постхристианской эпохи, для которой характерны следующие особенности: 
 
1) религиозный плюрализм: возникновение и распространение новых быстроразвивающихся религиозных движений и эзотерических культов (например, New Age), как попытка уравновесить материализм современного общества; 
2) сближение науки с религией и другим ненаучным знанием. Вывод научного поиска за границы строгой науки. Развитие общенаучных, междисциплинарных методологий (например, системный подход и синергетика); 
3) возрастание социально-экономической и экологической нестабильности. Поляризация мира по доходам, обострение межконфессиональных конфликтов, политическая напряженность и экономические кризисы глобального характера. Осознание конечности природных ресурсов; 
4) изменение отношения к ценностям. Материальные ценности становятся смыслом жизни современного общества. Начинают преобладать такие мировоззренческие позиции как нигилизм, утилитаризм и прагматизм; 
5) увеличение численности «условных» верующих, приобщенных к религии не осознанно, а по инерции или семейной традиции.

    Необходимость в действенной религии, удовлетворяющей глубинные, духовные потребности человека привела к появлению новой современной религии, религии XXI века  – Саентологии.  
 
    Саентология — это религия, основанная Л. Роном Хаббардом, предоставляющая чёткий маршрут, приводящий человека к ясному и полному пониманию своей духовной природы и помогающая разобраться в отношениях с самим собой, семьёй, группами, человечеством, формами жизни, материальной вселенной, духовной вселенной и Верховным Существом.  
 
    Фундаментальные принципы Саентологии следующие: 
1) человек является бессмертным духовным существом; 
2) его опыт простирается на гораздо более продолжительный период, чем одна человеческая жизнь; 
3) его способности неограниченны, даже если в данный момент они реализуются не полностью.

 
    В Саентологии содержатся действенные методы, позволяющие духовно освободить человека, заменив невежество знанием, сомнения — уверенностью, невзгоды — счастьем.

 

 

Проблема соотношения культуры и религии

    Проблема соотношения религии и культуры стала значимой для многих представителей религиозно-философской мысли.

    Степень разработанности проблемы. Изучению проблемы соотношения     культуры и религии посвящено значительное число работ советских авторов. Ее различные аспекты рассмотрены в работах ряда советских философов, религиоведов — В. С. Глаголева, В. А. Зона, Н. П. Красникова, М- П. Новикова, Л. 3. Немнровской, Д. М. Угриновича и других.

    Существует точка зрения, согласно которой религия не включается в ряд культурных явлении, рассматривается как нечто внешнее но отношению к культуре, как некое антикультурное образование.Такое противопоставление представляется неправомерным, оно создает искусственные трудности в объяснении взаимосвязи культурных феноменов, в том числе: искусства и религии, философии и религии и т.д.

    Другие исследователи относят религию к явлениям культуры, однако на основе абстрактной оценки функциональной значимости религии склонны рассматривать ее в ряду социальных явлений, в конечном итоге отрицательно воздействующих на культуру. Есть позиция, исходя из которой религия оценивается однозначно положительно. В определенном смысле эти авторы подходят к пониманию культуры как совокупности результатов творческой деятельности человека, вдохновленного религиозными идеями.

 
    Религия оказывает двойственное влияние на культуру. С одной стороны: получают развитие те её формы, что связаны с религиозным культом.    

    Строительство храмов стало стимулом прогресса архитектуры; католическое песнопение с органными мелодиями породило расцвет музыки в Европе. Но в то же время, господство религии над культурой сдерживает свободу приложения творческих сил. Там, где искусство находится под властью религии, церковь сужает тематику для творчества, а иногда ставит под запрет целые его отрасли.

    В исламе, к примеру, запрещено изображение людей и животных, а православие допускает только плоскостное начертание библейских персонажей и святых. Тенденция к интеграции всей культуры на основе религии была особенно сильной в эпоху средневековья, однако преобладание религии над культурой и духовным развитием людей весомо ограничивало свободу их мысли. Лишь в новое время культура стала приобретать независимый от церкви, светский характер; и всё-таки, можно утверждать, что сама культура зародилась именно в религии, впитала корнями её сущность, и даже перешагнув её границы – осталась отражением религиозного наследия той или иной нации. Главная наша задача – установление взаимосвязи между религией и культурой, как на различных этапах развития человеческого общества, так и применительно к основным мировым религиозным течениям.

 

Культура и религия в современном социальном пространстве

   В XXI веке широко бытует мнение о безрелигиозности современной массовой культуры. Центральное положение в современном мировоззрении занимает, как известно, человек. Но это отнюдь лишь по видимости конкретный человек - на самом деле речь всегда идет о человеке вообще, о нормативных образцах, общечеловеческих ценностях и т. п. Но в религиозных учениях (а не в религиозной практике) все обстоит точно так же, только там свои образцы и ценности. Кроме того, целью своих забот человек иногда считает не удовлетворение насущного, а некую неуловимую самость, ради которой он готов менять свою внешность, свой характер, свои интересы. Но человек, как правило, не может полагать своей самостью то, что он готов изменить - иначе он превращается в самоистязателя и самоубийцу. Таким образом, жизнь ради ускользающей неизвестной самости ничем принципиально не отличается от жизни во имя рода, сообщества, государства, а это религиозная установка, которая просматривается и в язычестве, и в библейских религиях.

    Упомянем, наконец, культ новизны. Он противоречит традиционности православия и очасти других конфессий. Вместе с тем, не следует забывать, что культ новизны, отвергая наличное, уже существующее, тем самым означает и культ уничтожения, то есть смерти. Элементы такого культа можно усмотреть в традиционных религиях, но там он не столь прямолинеен и к тому же оправдан мифологемой спасения.

    Мы видим, что современная массовая культура насквозь пропитана религиозными флюидами, мифологемами, отражениями. Вероятно, тут имеет место какая-то малоисследованная, гетерогенная, неструктурированная религиозность. Современный человек, как правило, не осознает характера собственной религиозности или осознает ее превратно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Цель работы посвящалась изучению взаимосвязи культуры и религии. Социально-историчской и теоретико-познавательной проблеме, важность которой традиционно признается и обсуждается в плане значения эволюционных изменений и динамики этих двух сфер общественной жизни.

    Это вопрос мировоззренческого и идеологического характера, определяющий во многом социально-культурное и общественно-политическое развитие, как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом. Их интеграцию на основе толерантности, взаимного проникновения и духовного обогащения. Ведь при любых различиях в уровнях развития религии и культуры, либо их соотношения между собой, они всегда останутся существенными факторами личной и общественной жизни

    Роль религии и культуры, а наиболее важное – их единства и сбалансированности, велика не только в становлении национальной идентичности, но и для устранения конфликтов на этноконфессиональной почве. Особенно, когда развитие межконфессионального диалога, межкультурных связей и сотрудничества становится действенной альтернативой вражды.

Информация о работе Религия и культура в XXI в