Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 21:39, реферат
Цель работы состоит в изучении вопроса взаимовлияния культуры и религии XXI века. Руководствуясь точкой зрения, что культура - это определённый уровень развития общественных творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, их взаимодействии, а также в совокупности создаваемых ими материальных ценностей, мы должны определить для себя: является ли религия элементом культуры? Или всё-таки она – основа культуры. А может быть – феномен, стоящий особняком и имеющий свой исторический путь?
1. Введение
2. Культура XXI века
3. Религия XXI века
4. Проблема соотношения культуры и религии
5. Культура и религия в современном социальном пространстве
6. Заключение
7. Библиографический список
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)»
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
Ульяновск 2014
Содержание:
1. Введение
2. Культура XXI века
3. Религия XXI века
4. Проблема соотношения культуры и религии
5. Культура и религия в современном социальном пространстве
6. Заключение
7. Библиографический список
Введение
Тема данной работы - «Религия и культура XXI в.». Религия глубоко связана с культурой. Культура родилась из культа. Она соприродна духовности, следовательно, религии. Именно в религии коренятся глубинные сокровенные основы культуры. Поэтому исследование религии как феномена культуры является всегда актуальным.
Двадцатый век был веком грандиозных перемен. За какую-то сотню лет произошло больше событий, чем за предыдущие два тысячелетия. Однако в двадцатом первом веке человечество повернулось спиной к Богу и с головой погрязло в материальных вещах. Каким же будет двадцать первый век? По мнению некоторых, научный прогресс доказал, что большинство религиозных верований — это не более чем предрассудки, неуместные в современном мире. Однако я утверждаю, что религия всегда была и будет уместна до тех пор, пока у людей есть душа и пока на земле не будет построен вечный мир.
Цель работы состоит в изучении вопроса взаимовлияния культуры и религии XXI века. Руководствуясь точкой зрения, что культура - это определённый уровень развития общественных творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, их взаимодействии, а также в совокупности создаваемых ими материальных ценностей, мы должны определить для себя: является ли религия элементом культуры? Или всё-таки она – основа культуры. А может быть – феномен, стоящий особняком и имеющий свой исторический путь? Ведь религия - система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов, есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности. Безусловно, и поэтому в данной работе она будет рассматриваться в виде неотъёмлемой части развития социума.
Культура XXI века
ХХI век немыслим вне культуры.
Культура же неисчерпаема, многолика,
всечеловечна. Огромностью своих деяний
она перекрывает весь спектр человеческого
бытия.
В настоящее время в культуре можно
отметить две глобальные тенденции.
Во-первых, имеет место
культивирование и
Во-вторых, рассматривая национальную
традицию как социально-культурный институт,
выделим ее важную часть — национальную
идею — емкое и многозначное явление.
При всей ограниченности рамками одного
этноса любое социально-экономическое
развитие не может не опираться на веками
выбранные традиции, обычаи, верования
других народов. Поэтому, не преувеличивая
роли национальных традиций в жизни общества,
нельзя умалять и их роли в разрешении
межэтнических конфликтов и других общезначимых
проблем.
Прозрачно и четко в настоящее время культура распадается на четыре основных, базовых элемента:
1) народные, традиционные (этнические) культуры многонациональной России;
2) классическое искусство;
3) техномасскультура;
4) шоубизнес.
Каждый из этих элементов выполняет
свои функции и задачи, имеет свои технологии
воздействия на людей, на их волю, творчество,
интеллект и сознание.
В результате чего сегодня культура
расслоилась, стала напоминать вавилонское
столпотворение: «новые русские» и высшая
интеллектуальная элита, молодежные и
детские субкультуры на фоне устоявшихся
традиций, резкое противопоставление
столичного и провинциального, смешение
иностранных диалектов с инвективной
лексикой, «массовая культура» со своей
иерархией форм и жанров на фоне возрождения
академической и фольклорной культуры
и т.д. При этом очень важно подчеркнуть
особую культурную ситуацию в мире, не
без оснований названную постмодернистской.
На фоне событий ХХ- XXI в. происходил
еще один, важнейший культурный прорыв
в реальность — это вторжение техники,
которая ускорила ритм и темп жизни. Человечество
никогда не имело возможности собирать
миллиарды людей на всех континентах вокруг
какого-либо зрелища — спортивного матча
или концерта звезд, что нынче, благодаря
телемостам, превратилось едва ли не в
повседневность. С одной стороны, могущество
каналов «массовой коммуникации» в состоянии
превратить тиражирующиеся образцы в
массовую культуру. Но с другой — способно
более взвешенно и спокойно оценить сам
феномен массовости, как один из специфических
знаков современной цивилизации.
Религия XXI века
Религия XXI-го века носит прикладной характер, все ее религиозные установки легко применяются в обыденной жизни на практике, а не просто провозглашаются в Священных Писаниях. Религия XXI-го столетия так же находит общие точки соприкосновения с наукой и гармонично вплетается в формирующуюся постнеклассическую картину мира, дополняя и обеспечивая ее целостностью. Так же религия XXI-го века вступает в противоречие с государственными законами, не подменяет закон собой и себя – законом.
Возникновение множества новых религиозных движений вплоть до частных, «индивидуальных» религий отдельных общин и учителей, которые идут на смену христианству, вовсе не требуют наличия жесткой иерархии и единого центра, не требуют обязательного наличия организации, догматики, общепринятых форм богослужения и даже устоявшейся терминологии.
Рубеж ХХI-го столетия
ознаменовался закатом христианства и
наступлением постхристианской эпохи,
для которой характерны следующие особенности:
1) религиозный плюрализм: возникновение
и распространение новых быстроразвивающихся
религиозных движений и эзотерических
культов (например, New Age), как попытка уравновесить
материализм современного общества;
2) сближение науки с религией и другим
ненаучным знанием. Вывод научного поиска
за границы строгой науки. Развитие общенаучных,
междисциплинарных методологий (например,
системный подход и синергетика);
3) возрастание социально-экономической
и экологической нестабильности. Поляризация
мира по доходам, обострение межконфессиональных
конфликтов, политическая напряженность
и экономические кризисы глобального
характера. Осознание конечности природных
ресурсов;
4) изменение отношения к ценностям. Материальные
ценности становятся смыслом жизни современного
общества. Начинают преобладать такие
мировоззренческие позиции как нигилизм,
утилитаризм и прагматизм;
5) увеличение численности «условных»
верующих, приобщенных к религии не осознанно,
а по инерции или семейной традиции.
Необходимость в
действенной религии, удовлетворяющей
глубинные, духовные потребности человека
привела к появлению новой современной
религии, религии XXI века – Саентологии.
Саентология — это религия,
основанная Л. Роном Хаббардом, предоставляющая
чёткий маршрут, приводящий человека к
ясному и полному пониманию своей духовной
природы и помогающая разобраться в отношениях
с самим собой, семьёй, группами, человечеством,
формами жизни, материальной вселенной,
духовной вселенной и Верховным Существом.
Фундаментальные принципы Саентологии
следующие:
1) человек является бессмертным духовным
существом;
2) его опыт простирается на гораздо более
продолжительный период, чем одна человеческая
жизнь;
3) его способности неограниченны, даже
если в данный момент они реализуются
не полностью.
В Саентологии содержатся действенные
методы, позволяющие духовно освободить
человека, заменив невежество знанием,
сомнения — уверенностью, невзгоды —
счастьем.
Проблема соотношения культуры и религии
Проблема соотношения религии и культуры стала значимой для многих представителей религиозно-философской мысли.
Степень разработанности проблемы. Изучению проблемы соотношения культуры и религии посвящено значительное число работ советских авторов. Ее различные аспекты рассмотрены в работах ряда советских философов, религиоведов — В. С. Глаголева, В. А. Зона, Н. П. Красникова, М- П. Новикова, Л. 3. Немнровской, Д. М. Угриновича и других.
Существует точка зрения, согласно которой религия не включается в ряд культурных явлении, рассматривается как нечто внешнее но отношению к культуре, как некое антикультурное образование.Такое противопоставление представляется неправомерным, оно создает искусственные трудности в объяснении взаимосвязи культурных феноменов, в том числе: искусства и религии, философии и религии и т.д.
Другие исследователи относят религию к явлениям культуры, однако на основе абстрактной оценки функциональной значимости религии склонны рассматривать ее в ряду социальных явлений, в конечном итоге отрицательно воздействующих на культуру. Есть позиция, исходя из которой религия оценивается однозначно положительно. В определенном смысле эти авторы подходят к пониманию культуры как совокупности результатов творческой деятельности человека, вдохновленного религиозными идеями.
Религия оказывает двойственное
влияние на культуру. С одной стороны:
получают развитие те её формы, что связаны
с религиозным культом.
Строительство храмов стало стимулом прогресса архитектуры; католическое песнопение с органными мелодиями породило расцвет музыки в Европе. Но в то же время, господство религии над культурой сдерживает свободу приложения творческих сил. Там, где искусство находится под властью религии, церковь сужает тематику для творчества, а иногда ставит под запрет целые его отрасли.
В исламе, к примеру, запрещено изображение людей и животных, а православие допускает только плоскостное начертание библейских персонажей и святых. Тенденция к интеграции всей культуры на основе религии была особенно сильной в эпоху средневековья, однако преобладание религии над культурой и духовным развитием людей весомо ограничивало свободу их мысли. Лишь в новое время культура стала приобретать независимый от церкви, светский характер; и всё-таки, можно утверждать, что сама культура зародилась именно в религии, впитала корнями её сущность, и даже перешагнув её границы – осталась отражением религиозного наследия той или иной нации. Главная наша задача – установление взаимосвязи между религией и культурой, как на различных этапах развития человеческого общества, так и применительно к основным мировым религиозным течениям.
Культура и религия в современном социальном пространстве
В XXI веке широко бытует мнение о безрелигиозности современной массовой культуры. Центральное положение в современном мировоззрении занимает, как известно, человек. Но это отнюдь лишь по видимости конкретный человек - на самом деле речь всегда идет о человеке вообще, о нормативных образцах, общечеловеческих ценностях и т. п. Но в религиозных учениях (а не в религиозной практике) все обстоит точно так же, только там свои образцы и ценности. Кроме того, целью своих забот человек иногда считает не удовлетворение насущного, а некую неуловимую самость, ради которой он готов менять свою внешность, свой характер, свои интересы. Но человек, как правило, не может полагать своей самостью то, что он готов изменить - иначе он превращается в самоистязателя и самоубийцу. Таким образом, жизнь ради ускользающей неизвестной самости ничем принципиально не отличается от жизни во имя рода, сообщества, государства, а это религиозная установка, которая просматривается и в язычестве, и в библейских религиях.
Упомянем, наконец, культ новизны. Он противоречит традиционности православия и очасти других конфессий. Вместе с тем, не следует забывать, что культ новизны, отвергая наличное, уже существующее, тем самым означает и культ уничтожения, то есть смерти. Элементы такого культа можно усмотреть в традиционных религиях, но там он не столь прямолинеен и к тому же оправдан мифологемой спасения.
Мы видим, что современная массовая культура насквозь пропитана религиозными флюидами, мифологемами, отражениями. Вероятно, тут имеет место какая-то малоисследованная, гетерогенная, неструктурированная религиозность. Современный человек, как правило, не осознает характера собственной религиозности или осознает ее превратно.
Заключение
Цель работы посвящалась изучению взаимосвязи культуры и религии. Социально-историчской и теоретико-познавательной проблеме, важность которой традиционно признается и обсуждается в плане значения эволюционных изменений и динамики этих двух сфер общественной жизни.
Это вопрос мировоззренческого и идеологического характера, определяющий во многом социально-культурное и общественно-политическое развитие, как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом. Их интеграцию на основе толерантности, взаимного проникновения и духовного обогащения. Ведь при любых различиях в уровнях развития религии и культуры, либо их соотношения между собой, они всегда останутся существенными факторами личной и общественной жизни
Роль религии и культуры, а наиболее важное – их единства и сбалансированности, велика не только в становлении национальной идентичности, но и для устранения конфликтов на этноконфессиональной почве. Особенно, когда развитие межконфессионального диалога, межкультурных связей и сотрудничества становится действенной альтернативой вражды.