Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 21:39, реферат
Цель работы состоит в изучении вопроса взаимовлияния культуры и религии XXI века. Руководствуясь точкой зрения, что культура - это определённый уровень развития общественных творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, их взаимодействии, а также в совокупности создаваемых ими материальных ценностей, мы должны определить для себя: является ли религия элементом культуры? Или всё-таки она – основа культуры. А может быть – феномен, стоящий особняком и имеющий свой исторический путь?
1. Введение
2. Культура XXI века
3. Религия XXI века
4. Проблема соотношения культуры и религии
5. Культура и религия  в современном социальном пространстве
6. Заключение
7. Библиографический список
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)»
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
                              
                              
                              
                              
                              
                              
                              
                              
                              
Ульяновск 2014
Содержание: 
1. Введение
2. Культура XXI века
3. Религия XXI века
4. Проблема соотношения культуры и религии
5. Культура и религия в современном социальном пространстве
6. Заключение
7. Библиографический список
Введение
Тема данной работы - «Религия и культура XXI в.». Религия глубоко связана с культурой. Культура родилась из культа. Она соприродна духовности, следовательно, религии. Именно в религии коренятся глубинные сокровенные основы культуры. Поэтому исследование религии как феномена культуры является всегда актуальным.
Двадцатый век был веком грандиозных перемен. За какую-то сотню лет произошло больше событий, чем за предыдущие два тысячелетия. Однако в двадцатом первом веке человечество повернулось спиной к Богу и с головой погрязло в материальных вещах. Каким же будет двадцать первый век? По мнению некоторых, научный прогресс доказал, что большинство религиозных верований — это не более чем предрассудки, неуместные в современном мире. Однако я утверждаю, что религия всегда была и будет уместна до тех пор, пока у людей есть душа и пока на земле не будет построен вечный мир.
Цель работы состоит в изучении вопроса взаимовлияния культуры и религии XXI века. Руководствуясь точкой зрения, что культура - это определённый уровень развития общественных творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, их взаимодействии, а также в совокупности создаваемых ими материальных ценностей, мы должны определить для себя: является ли религия элементом культуры? Или всё-таки она – основа культуры. А может быть – феномен, стоящий особняком и имеющий свой исторический путь? Ведь религия - система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов, есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности. Безусловно, и поэтому в данной работе она будет рассматриваться в виде неотъёмлемой части развития социума.
Культура XXI века
    ХХI век немыслим вне культуры. 
Культура же неисчерпаема, многолика, 
всечеловечна. Огромностью своих деяний 
она перекрывает весь спектр человеческого 
бытия. 
   В настоящее время в культуре можно 
отметить две глобальные тенденции.
   Во-первых, имеет место 
культивирование и 
 
    Во-вторых, рассматривая национальную 
традицию как социально-культурный институт, 
выделим ее важную часть — национальную 
идею — емкое и многозначное явление. 
При всей ограниченности рамками одного 
этноса любое социально-экономическое 
развитие не может не опираться на веками 
выбранные традиции, обычаи, верования 
других народов. Поэтому, не преувеличивая 
роли национальных традиций в жизни общества, 
нельзя умалять и их роли в разрешении 
межэтнических конфликтов и других общезначимых 
проблем. 
Прозрачно и четко в настоящее время культура распадается на четыре основных, базовых элемента:
1) народные, традиционные (этнические) культуры многонациональной России;
2) классическое искусство;
3) техномасскультура;
4) шоубизнес.
Каждый из этих элементов выполняет 
свои функции и задачи, имеет свои технологии 
воздействия на людей, на их волю, творчество, 
интеллект и сознание. 
    В результате чего сегодня культура 
расслоилась, стала напоминать вавилонское 
столпотворение: «новые русские» и высшая 
интеллектуальная элита, молодежные и 
детские субкультуры на фоне устоявшихся 
традиций, резкое противопоставление 
столичного и провинциального, смешение 
иностранных диалектов с инвективной 
лексикой, «массовая культура» со своей 
иерархией форм и жанров на фоне возрождения 
академической и фольклорной культуры 
и т.д. При этом очень важно подчеркнуть 
особую культурную ситуацию в мире, не 
без оснований названную постмодернистской. 
    На фоне событий ХХ- XXI в. происходил 
еще один, важнейший культурный прорыв 
в реальность — это вторжение техники, 
которая ускорила ритм и темп жизни. Человечество 
никогда не имело возможности собирать 
миллиарды людей на всех континентах вокруг 
какого-либо зрелища — спортивного матча 
или концерта звезд, что нынче, благодаря 
телемостам, превратилось едва ли не в 
повседневность. С одной стороны, могущество 
каналов «массовой коммуникации» в состоянии 
превратить тиражирующиеся образцы в 
массовую культуру. Но с другой — способно 
более взвешенно и спокойно оценить сам 
феномен массовости, как один из специфических 
знаков современной цивилизации. 
Религия XXI века
Религия XXI-го века носит прикладной характер, все ее религиозные установки легко применяются в обыденной жизни на практике, а не просто провозглашаются в Священных Писаниях. Религия XXI-го столетия так же находит общие точки соприкосновения с наукой и гармонично вплетается в формирующуюся постнеклассическую картину мира, дополняя и обеспечивая ее целостностью. Так же религия XXI-го века вступает в противоречие с государственными законами, не подменяет закон собой и себя – законом.
Возникновение множества новых религиозных движений вплоть до частных, «индивидуальных» религий отдельных общин и учителей, которые идут на смену христианству, вовсе не требуют наличия жесткой иерархии и единого центра, не требуют обязательного наличия организации, догматики, общепринятых форм богослужения и даже устоявшейся терминологии.
    Рубеж ХХI-го столетия 
ознаменовался закатом христианства и 
наступлением постхристианской эпохи, 
для которой характерны следующие особенности: 
 
1) религиозный плюрализм: возникновение 
и распространение новых быстроразвивающихся 
религиозных движений и эзотерических 
культов (например, New Age), как попытка уравновесить 
материализм современного общества; 
2) сближение науки с религией и другим 
ненаучным знанием. Вывод научного поиска 
за границы строгой науки. Развитие общенаучных, 
междисциплинарных методологий (например, 
системный подход и синергетика); 
3) возрастание социально-экономической 
и экологической нестабильности. Поляризация 
мира по доходам, обострение межконфессиональных 
конфликтов, политическая напряженность 
и экономические кризисы глобального 
характера. Осознание конечности природных 
ресурсов; 
4) изменение отношения к ценностям. Материальные 
ценности становятся смыслом жизни современного 
общества. Начинают преобладать такие 
мировоззренческие позиции как нигилизм, 
утилитаризм и прагматизм; 
5) увеличение численности «условных» 
верующих, приобщенных к религии не осознанно, 
а по инерции или семейной традиции.
    Необходимость в 
действенной религии, удовлетворяющей 
глубинные, духовные потребности человека 
привела к появлению новой современной 
религии, религии XXI века  – Саентологии.  
 
    Саентология — это религия, 
основанная Л. Роном Хаббардом, предоставляющая 
чёткий маршрут, приводящий человека к 
ясному и полному пониманию своей духовной 
природы и помогающая разобраться в отношениях 
с самим собой, семьёй, группами, человечеством, 
формами жизни, материальной вселенной, 
духовной вселенной и Верховным Существом.  
 
    Фундаментальные принципы Саентологии 
следующие: 
1) человек является бессмертным духовным 
существом; 
2) его опыт простирается на гораздо более 
продолжительный период, чем одна человеческая 
жизнь; 
3) его способности неограниченны, даже 
если в данный момент они реализуются 
не полностью.
 
    В Саентологии содержатся действенные 
методы, позволяющие духовно освободить 
человека, заменив невежество знанием, 
сомнения — уверенностью, невзгоды — 
счастьем.
Проблема соотношения культуры и религии
Проблема соотношения религии и культуры стала значимой для многих представителей религиозно-философской мысли.
Степень разработанности проблемы. Изучению проблемы соотношения культуры и религии посвящено значительное число работ советских авторов. Ее различные аспекты рассмотрены в работах ряда советских философов, религиоведов — В. С. Глаголева, В. А. Зона, Н. П. Красникова, М- П. Новикова, Л. 3. Немнровской, Д. М. Угриновича и других.
Существует точка зрения, согласно которой религия не включается в ряд культурных явлении, рассматривается как нечто внешнее но отношению к культуре, как некое антикультурное образование.Такое противопоставление представляется неправомерным, оно создает искусственные трудности в объяснении взаимосвязи культурных феноменов, в том числе: искусства и религии, философии и религии и т.д.
Другие исследователи относят религию к явлениям культуры, однако на основе абстрактной оценки функциональной значимости религии склонны рассматривать ее в ряду социальных явлений, в конечном итоге отрицательно воздействующих на культуру. Есть позиция, исходя из которой религия оценивается однозначно положительно. В определенном смысле эти авторы подходят к пониманию культуры как совокупности результатов творческой деятельности человека, вдохновленного религиозными идеями.
 
    Религия оказывает двойственное 
влияние на культуру. С одной стороны: 
получают развитие те её формы, что связаны 
с религиозным культом.     
Строительство храмов стало стимулом прогресса архитектуры; католическое песнопение с органными мелодиями породило расцвет музыки в Европе. Но в то же время, господство религии над культурой сдерживает свободу приложения творческих сил. Там, где искусство находится под властью религии, церковь сужает тематику для творчества, а иногда ставит под запрет целые его отрасли.
В исламе, к примеру, запрещено изображение людей и животных, а православие допускает только плоскостное начертание библейских персонажей и святых. Тенденция к интеграции всей культуры на основе религии была особенно сильной в эпоху средневековья, однако преобладание религии над культурой и духовным развитием людей весомо ограничивало свободу их мысли. Лишь в новое время культура стала приобретать независимый от церкви, светский характер; и всё-таки, можно утверждать, что сама культура зародилась именно в религии, впитала корнями её сущность, и даже перешагнув её границы – осталась отражением религиозного наследия той или иной нации. Главная наша задача – установление взаимосвязи между религией и культурой, как на различных этапах развития человеческого общества, так и применительно к основным мировым религиозным течениям.
Культура и религия в современном социальном пространстве
В XXI веке широко бытует мнение о безрелигиозности современной массовой культуры. Центральное положение в современном мировоззрении занимает, как известно, человек. Но это отнюдь лишь по видимости конкретный человек - на самом деле речь всегда идет о человеке вообще, о нормативных образцах, общечеловеческих ценностях и т. п. Но в религиозных учениях (а не в религиозной практике) все обстоит точно так же, только там свои образцы и ценности. Кроме того, целью своих забот человек иногда считает не удовлетворение насущного, а некую неуловимую самость, ради которой он готов менять свою внешность, свой характер, свои интересы. Но человек, как правило, не может полагать своей самостью то, что он готов изменить - иначе он превращается в самоистязателя и самоубийцу. Таким образом, жизнь ради ускользающей неизвестной самости ничем принципиально не отличается от жизни во имя рода, сообщества, государства, а это религиозная установка, которая просматривается и в язычестве, и в библейских религиях.
Упомянем, наконец, культ новизны. Он противоречит традиционности православия и очасти других конфессий. Вместе с тем, не следует забывать, что культ новизны, отвергая наличное, уже существующее, тем самым означает и культ уничтожения, то есть смерти. Элементы такого культа можно усмотреть в традиционных религиях, но там он не столь прямолинеен и к тому же оправдан мифологемой спасения.
Мы видим, что современная массовая культура насквозь пропитана религиозными флюидами, мифологемами, отражениями. Вероятно, тут имеет место какая-то малоисследованная, гетерогенная, неструктурированная религиозность. Современный человек, как правило, не осознает характера собственной религиозности или осознает ее превратно.
Заключение
Цель работы посвящалась изучению взаимосвязи культуры и религии. Социально-историчской и теоретико-познавательной проблеме, важность которой традиционно признается и обсуждается в плане значения эволюционных изменений и динамики этих двух сфер общественной жизни.
Это вопрос мировоззренческого и идеологического характера, определяющий во многом социально-культурное и общественно-политическое развитие, как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом. Их интеграцию на основе толерантности, взаимного проникновения и духовного обогащения. Ведь при любых различиях в уровнях развития религии и культуры, либо их соотношения между собой, они всегда останутся существенными факторами личной и общественной жизни
Роль религии и культуры, а наиболее важное – их единства и сбалансированности, велика не только в становлении национальной идентичности, но и для устранения конфликтов на этноконфессиональной почве. Особенно, когда развитие межконфессионального диалога, межкультурных связей и сотрудничества становится действенной альтернативой вражды.