Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 13:43, курсовая работа
Тема корпоративной культуры становится с каждым днем все актуальнее, ее можно встретить на страницах газет и журналов, в обсуждениях на форумах, конференциях, заседаниях клубов менеджмента по персоналу (HR). Многие компании решают основательно подойти к этой теме и использовать весь мощный потенциал корпоративной культуры на благо развития компании.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОРПОРАТИВНЫХ КУЛЬТУР. 5
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИЙ КОРПОРАТИВНЫХ КУЛЬТУР 5
1.2. ПРИНЦИПЫ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 8
1.3. ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИОННУЮ КУЛЬТУРУ 12
1.4. ВИДЫ КОРПОРАТИВНЫХ КУЛЬТУР 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТИПА КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ВЫМПЕЛКОМ» 22
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ВЫМПЕЛКОМ» 22
2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОАО «ВЫМПЕЛКОМ» 23
2.3. ВЫЯВЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ НА ОАО «ВЫМПЕЛКОМ» 24
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОАО «ВЫМПЕЛКОМ» 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
4. Предпринимательский тип культуры. Высокая степень привлечения работников к установлению целей, высокая степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей. Отношения демократии (группы и организации, управляемые «по целям» или по «результатам», компании со структурой «перевернутой пирамиды»).
Типология Камерона-Куинна [21]
Типология Камерона-Куинна (аналог в российской практике - модель, предложенная Т. Базаровым), основанная на модели конкурирующих ценностей (Competing Values Framework), за последние десять лет легла в основу исследований организационных культур в тысячах компаний и организаций. Произошло это не в последнюю очередь из-за того, что авторы предложили, кроме собственно очередной типологии, и открытый стандартный опросник (OCAI, Organizational Culture Assessment Instrument). Делу повсеместного распространения OCAI также послужила хорошая идея использовать этот инструмент для диагностики не только текущего, но предпочитаемого (будущего) состояния культуры в компании.
Четыре доминирующих типа корпоративной культуры вырисовываются на основании "рамочной конструкции конкурирующих ценностей”. Все четыре типа служат фундаментом для OCAI. Инструмент был разработан на основе анализа эмпирических исследований 39 индикаторов, определяющих исчерпывающий набор измерителей организационной эффективности (предложенных Кэмбеллом и его коллегами). В результате этих исследований были выделены два наиболее важных индикатора и сформулированы четыре стержневые ценности, представляющие собой противоположные или конкурирующие допущения. Инструмент предназначен для оценки эффективности корпоративной культуры и определение тех ее аспектов, которые для компании желательно изменить, и рассматривает те аспекты, которые определяют фундамент культуры организации.
Клановая культура
Семейно-клановая культура нацелена на эмоциональную включенность сотрудников в общий результат, коллективизм. Соответственно, все адаптационные мероприятия должны носить характер семейности, передачи традиций, ценностей и норм поведения, знакомства со многими сотрудниками. Преимущественно, в таких компаниях система наставничества на добровольных началах, так как, по сути, принимают нового члена семьи.
Именно эта культура славится «изюминками» в процедурах адаптации. Например, поздравление всем коллективом в первый день утром с тортом и шариками, проведение «дней новичка», где есть и официальная часто для тех, кто проходит адаптацию, и развлекательная составляющая.
Адхократическая культура
Здесь в процедуре адаптации будет акцент на обучении, описании возможностей для сотрудника и ресурсов, которыми он может воспользоваться во время своей работы. Так как сотрудники в такой организации чаще всего достаточно самостоятельны, то для них важен, например, максимально полный справочник новичка и лист прохождения адаптации. Однако на этапе включения в коллектив отделы персонала проводят много мероприятий: в одной из компаний составляется план посещений заседаний разных проектов, во время которых новый сотрудник просто сидит и слушает разные точки зрения, о разных продуктах и направлениях деятельности компании. По окончанию совещания он может задать вопросы всем присутствующим и дать какие-либо комментарии. Кандидат не начинает работу в своем подразделении, пока не поймет главных принципов работы коллектива.
Иерархическая культура
Иерархическая (ее часто еще называют бюрократическая) организационная культура - не идеальная, но очень часто именно она превалирует в больших компаниях. По сути, это только механизм, в котором люди - винтики с четким функционалом. Высокая ли производительность такого персонала? Все зависит от того, как компания построила систему управления персоналом. Здесь правят бал процедуры, стандарты и инструкции под соусом девизов и миссий. Эти компании - образец для многих менеджеров по персоналу, потому что там даже приготовление кофе для посетителей - стандарт. Преимущественно, основной акцент в процедуре адаптации будет на ознакомлении с компанией (книга новичка или вводный тренинг) и обучении сотрудника работе в рамках стандартов компании. Чтобы винтик работал, нужно понимать, в каком направлении ему крутится и с какой скоростью, чтобы машина работала без сбоя.
Рыночная культура
Адаптация в рыночной культуре - это игра «бросим в озеро: выплывет или нет». Преимущественно такие компании вообще не имеют процедуры адаптации, или же она ограничивается изучением продукта и знакомством с показателями результативности.
Тут расход времени на то, чтобы обучить человека или же глубоко знакомить с компанией, сотрудниками - считается как прямой убыток. Часто в таких компаниях или же подразделениях процент текучести высок до того времени, пока не формируется основной костяк команды. В таком случае, первые недели работы - это продолжение процедуры отбора.
Знание этих особенностей поможет вам создать процедуру адаптации именно под вашу компанию, без расходов лишних ресурсов и времени. Но она будет вашей индивидуальностью и, возможно, войдет в мировые примеры в строке «самый лучший работодатель, который еще и лучший в своей сфере бизнеса».
Для исследования в данной работе было взято сервисное предприятие, предоставляющее телекоммуникационные услуги населению города Новосибирска.
«Вымпел-Коммуникации» («ВымпелКом») — ведущий интегрированный телекоммуникационный оператор России, второй крупнейший оператор сотовой связи СНГ (по данным 2006 года), предоставляющий услуги под торговой маркой «Билайн». Стал первой российской компанией, включенной в листинг Нью-йоркской фондовой биржи. Штаб-квартира находится в Москве.
ОАО «Вымпелком» осуществляет деятельность во всех субъектах России, 6 странах СНГ (Киргизии, Казахстане, Украине, Таджикистане, Узбекистане, Армении), Грузии, Камбодже и во Вьетнаме, предоставляя услуги сотовой (GSM и UMTS) и фиксированной связи, проводного (FTTB) и беспроводного (Wi-Fi) высокоскоростного доступа в Интернет, IP-телевидения, а также корпоративные услуги (Билайн Бизнес).
Лицензии группы компаний «ВымпелКом» охватывают территории с общим населением около 340 млн. человек. По данным J'son & Partners «Вымпелком» является мировым лидером по числу роуминговых партнеров и по числу роуминговых стран.
Руководство компании:
2.2. Определение типа корпоративной культуры на ОАО «Вымпелком»
Было
проведено анонимное
Им
было предложено ответить на вопросы
анкеты по методике Камерона-Куинна, направленной
на выявление одного из четырех типов
корпоративной культуры: клановой, адхократической,
иерархической и рыночной.
ОБЩИЙ ПРОФИЛЬ
На основе полученных результатов удалось выяснить, что сотрудники ОАО «Вымпелком» считают, что в компании нет определенной корпоративной культуры, большее влияние на внутреннюю атмосферу оказывают 2 типа - иерархическая и рыночная, а меньшее – клановая и адхократическая.
Согласно же второму ряду показателей – сотрудники желают видеть больший уклон в сторону адхократической, клановой и рыночной культуры внутри своей организации.
По результатам свободного ряда вопросов по данной методике было выявлено следующее:
2.3. Выявление недостатков на ОАО «Вымпелком»
Выявленный недостаток | Источник, выявивший недостаток |
Несоответствие типа корпоративной культуры стилю руководства | Опросник «Определение
корпоративной культуры по Камерону-Куинну» приложение А; рисунок 2 «Диаграммы по общему профилю» |
Глава 3. Проект по совершенствованию корпоративной культуры на ОАО «Вымпелком»
Выявленный
недостаток |
Источник, выявивший недостаток | Мероприятие
по ликвидации недостатка |
Ответственный за проведение мероприятия |
Несоответствие
типа корпоративной культуры стилю руководства |
Опросник «Определение
корпоративной культуры по Камерону-Куинну» приложение А; рисунок 2 «Диаграммы по общему профилю» |
1) тренинг по
формированию корпоративной культуры
от независимой консалтинговой фирмы;
2) составление, изменение, разработка положений корпоративной культуры |
Региональный директор в Сибирском регионе - Горбунов Константин Николаевич |
Из вышеприведенных результатов видно, что на ОАО «Вымпелком» отсутствует определенная корпоративная культура, а так как это важное условие для формирования конкурентоспособности и успешности компании, то необходима определенная направленность.
Если начальство компании хочет сделать в компании полноценную клановую культуру, то им нужно придерживаться следующего: