Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:36, курсовая работа
Труд есть деятельность по преобразованию исходного вещества или идеи в новый продукт или услугу. Труд есть внешняя деятельность человека, обусловленная его отношениями с социумом и необходимостью обмена его результатами друг с другом. Так как труд есть деятельность высоко специализированная, то этот обмен выделяется в особую сферу деятельности - торговлю и посредничество. Для чего, в свою очередь, понадобились эквиваленты ценности - деньги.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Сущность и классификация конфликтов…………………………….…….…6
1.1 Понятие и психология конфликтов………………………………………….6
1.2 Причины конфликтов………………………………………………………..11
1.3 Виды конфликтов……………………………………………………………14
2. Функции и разрешения конфликтов………………………………………...19
2.1 Основные функции конфликтов……………………………………………19
2.2 Формы разрешения конфликтов……………………………………………23
2.3 Органы разрешения конфликтов……………………………………………31
3. Практическая часть…………………………………………………...………38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………
Момент осознания ситуации как конфликтной связан также с превышением индивидуального порога толерантности. Этот универсальный психологический механизм возникновения конфликтов не исключает возможности последующей многовариантности в развитии конфликтной ситуации.
Очень важна роль общественно-экономической
формации в формировании социально-психологического
климата производственного
1. 2 Причины конфликтов
Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения.
Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и работников. Чтобы избежать конфликта, необходимо уточнить цели и задачи каждого подразделения и работника, передав соответствующие предписания в устной или письменной форме. Довольно часты столкновения линейного руководства с функциональными службами, обусловленные плохим товароснабжением, неритмичностью поставок, низкой трудовой дисциплиной, способы предотвращения которых со всей очевидностью вытекают из характера самих недостатков.
Устарелость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей. Следствием этого является двойное или тройное подчинение исполнителей. Естественно, выполнить указания всех руководителей не хватает ни сил, ни времени. Тогда подчиненный вынужден:
· сам ранжировать поступившие приказы по степени их важности;
· требовать этого от своего непосредственного руководителя;
· браться за все подряд.
В любом случае конфликтная ситуация налицо. Зреющий конфликт устраняется надлежащим организационным оформлением разделения и кооперации труда, устранением твердых нормативов, улучшением порядка делегирования полномочий.
Ограниченность ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство решает, как правильно распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы достигнуть целей организации. Выделение большей доли ресурсов одним будет означать недополучение их другими членами коллектива, что вызовет их недовольство и приведет к различным видам конфликта.
Недостаточный уровень профессиональной подготовки. В этом случае возможность возникновения конфликта обусловлена профессиональной неподготовленностью подчиненного. Ему не доверяют выполнение отдельных видов работ, которые выполняет другой сотрудник. В результате этого одни работники недогружены работой, а другие перегружены ею.
Необоснованное публичное
Противоречие между функциями, входящими в круг должностных обязанностей работника, и тем, что он вынужден делать по требованию руководителя. Особенно остро проявляется это противоречие тогда, когда руководитель придерживается бюрократических процедур.
Различия в манере поведения и жизненном опыте. Встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность по отношению к другим и готовы оспаривать каждое их слово. Такие люди и создают вокруг себя конфликтную ситуацию. Различия в жизненном опыте, нравственных ценностях, образовании, стаже работы, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между членами трудового коллектива.
Неопределенность перспектив роста. Если сотрудник не имеет перспективы роста или сомневается в ее возможности, то работает он без энтузиазма, а трудовой процесс становится для него тягостным и бесконечным. В таких условиях вероятность конфликта наиболее очевидна.
Неблагоприятные физические условия. Посторонний шум, жара или холод, неудачная планировка рабочего места тоже могут служить причиной конфликта.
Недостаточность благожелательного внимания со стороны менеджера. Причиной конфликта могут быть нетерпимость менеджера к справедливой критике, невнимание к нуждам и заботам подчиненных, публичный «разнос» и т.п.
Психологический феномен. Это постоянное чувство обиды и зависти (у других все лучше, другие удачливее, счастливее и т.д.).
Рассматривая названные
1.3 Виды конфликтов
Индивидуально-групповые
конфликты носят в большей
степени психологический
Внутриличностный конфликт возникает при несовпадении личных потребностей работника и целей предприятия или коллектива сотрудников. Данный вариант конфликта может также являться следствием неудовлетворенности человека работой, отсутствием стабильности рабочего места и реальных перспектив. Часто это вариант, когда менеджер предъявляет сотруднику противоречивые требования по поводу характера его работы. Реже встречается ситуация, связанная с нарушением принципа единоначалия. В этом случае подчиненный может получать противоречащие друг другу указания от руководителей разного ранга.
Межличностный конфликт принято
считать наиболее распространенным.
Он проявляется в самых разных
формах. Это могут быть конфликты
на почве распределения каких-либо
ресурсов, властных полномочий, выявления
различных точек зрения, жизненных
ценностей. Обычно при межличностном
конфликте позиции
Конфликт «личность—группа». Группа, коллектив сотрудников в процессе совместной деятельности вырабатывает негласные нормы поведения. Каждый член данной группы вынужден их соблюдать, даже если он не вполне согласен с ними. Если, однако, отдельная личность в своем отношении к происходящим в коллективе событиям демонстрирует независимую точку зрения, может возникнуть конфликт. Вариантом конфликта между личностью и группой могут быть взаимоотношения между менеджером и возглавляемым им подразделением, сотрудники которого по тем или иным причинам не согласны с решениями своего руководства.
Межгрупповой конфликт. Самые
разнообразные группы людей могут
вступать в конфликт. На производстве
это могут быть конфликты между
отдельными структурными подразделениями,
руководством предприятия и профсоюзной
организацией, производителями продукции
и поставщиками сырья, продавцами и
потребителями и т.д. Разновидностью
межгруппового конфликта
Организационные конфликты возникают в рамках служебных отношений между различными категориями работников предприятий.
Иерархические конфликты характерны для организационных структур с многоуровневым управлением. Примером такого конфликта могут быть разногласия между менеджером и подчиненным по поводу сроков выполнения работы или оплаты труда.
Межфункциональные конфликты
преимущественно возникают
Линейно-штабные конфликты
обычно являются следствием несовершенной
структуры управления предприятием,
поскольку, например, высшим руководством
недостаточно четко определен порядок
взаимодействия между линейными
и функциональными
Формально-неформальные конфликты
характерны для разновидности служебных
отношений, если в них присутствуют
родственные или дружеские
Управление конфликтами.
Менеджеру необходимо уделять повышенное
внимание проблеме управления конфликтами,
причем спектр вариантов его действий
может быть чрезвычайно широк. Все
зависит от конкретной ситуации. Бывает,
стоит сотрудника пересадить в соседнюю
комнату, в которой работает другой
коллектив, и угроза конфликта минует.
Все становится на свое место по
причине психологической
Однако несравненно чаще работа по разрешению конфликтных ситуаций требует от менеджера значительных физических и нервных затрат. Одно из главных правил для менеджера: нельзя превращать деловые, служебные конфликты в личностные, психологические. Известно, что всякая неудовлетворенность связана с личными качествами людей, особенностями их характера, их взаимоотношениями. Но, предъявляя свои претензии, надо стараться их конкретизировать.
Деловой конфликт предметен,
его можно обсудить и разрешить.
Личностный конфликт разрешается гораздо
сложнее. Упреками и замечаниями
переделать человека трудно. Он внутренне,
как правило, не соглашается с
отрицательными характеристиками в
свой адрес. Взаимные обвинения возникают
вновь и вновь, обиды нарастают,
рождая своего рода моральную усталость.
Поэтому менеджеру следует
Вывод: Всякая организация проходит в своем развитии через серию внутренних конфликтов, она не может существовать без определенной напряженности и без столкновения между позициями, представленными в ней, между группировками людей.
Различие
людей во взглядах, несовпадение восприятия
и оценок тех или иных событий
достаточно часто приводят к спорной
ситуации. Если к тому же создавшаяся
ситуация представляет собой угрозу
для достижения поставленной цели хотя
бы одному из участников взаимодействия,
то возникает конфликтная
Бывает так, что в одних случаях разрешение конфликтов проходит весьма корректно и профессионально грамотно, а в других, что бывает чаще, - непрофессионально, безграмотно с плохими исходами чаще для всех участников конфликта, где нет победителей, а есть только побежденные.
Современная
точка зрения заключается в том,
что даже в организациях с эффективным
управлением некоторые
Движущей силой в конфликте является любопытство или стремление человека или победить, или сохранить, или улучшить свое положение, безопасность, устойчивость в коллективе или надежда на достижение поставленной в явном или не явном виде цели.
Как поступить в той или иной ситуации, часто бывает не ясно.
Характерной
особенностью любого конфликта является
то, что ни одна из участвующих сторон
не знает заранее точно и
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия, обусловленное наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения. Это происходит только тогда, когда «существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей». В таком случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолевать разногласия, вступать в открытое конфликтное взаимодействие.
Общность всех конфликтов независимо от их природы заключается в столкновении интересов, стремлений, целей, путей их достижения, отсутствии согласия двух или более сторон – участников конфликта. Сложность конфликтов обусловливается разумными действиями отдельных лиц и коллективов с разными интересами.
2.Функции и разрешение конфликтов
2.1 Основные функции конфликтов
Конфликт выполняет как
положительные, так и отрицательные
социальные функции. Позитивное или
негативное воздействие конфликта
во многом обусловлено социальной системой.
В свободно структурированных группах,
где конфликт считается нормой и
существуют разнообразные механизмы
его урегулирования, конфликт, как
правило, способствует большой жизнеспособности,
динамизму и восприимчивости
к прогрессу. В тоталитарно организованной
социальной группе конфликт не признается
в принципе, а единственным механизмом
его разрешения является подавление
силой. Подавленный конфликт становится
дисфункциональным, ведущим людей
к дезинтеграции, обострению старых
и возникновению новых
Нерешенные противоречия накапливаются,
а если проявляются в форме конфликта,
то ведут к серьезным социальным потрясениям.
Среди позитивных
функций конфликта по отношению к основным
участникам можно выделить следующие: