Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение коллективных переговоров как нормы социального партнерства и установление роли коллективных переговоров в системе социального партнерства.
Предметом курсовой работы являются коллективные переговоры.
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты порядка ведения коллективных переговоров 4
1.1. Понятие коллективных переговоров 4
1.2. Структура коллективных договоров 5
1.3. Коллективные переговоры как форма социального партнерства 9
Глава 2. Коллективные переговоры и их роль в системе социального партнерства 13
2.1. Коллективные переговоры на локальном уровне 13
2.2. Практическое исследование системы социального партнерства на предприятии на предприятии Филиал ООО «Росгосстрах-Поволжье» 23
Глава 3. Предложения по совершенствование коллективных переговоров в системе социального партнерства Филиал ООО «Росгосстрах-Поволжье» 35
Заключение 38
Список литературы 40
Приоритет в определении предмета, содержания переговоров предоставлен представителям работников. Ведение переговоров и подготовка договоров, соглашений проводится партнерами на равноправной основе. Для этого их решением определяется комиссия, ее состав (на паритетных началах), сроки14.
При разногласии сторон в ходе переговоров составляется протокол разногласий, который передается соответствующей примирительной комиссии по разрешению коллективного трудового спора, образуемой сторонами.
Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий является началом коллективного трудового спора. В коллективных переговорах по заключению социально-партнерских соглашений могут быть участниками представители не только работников (профсоюзов) и работодателей (их ассоциаций), но и соответствующих органов исполнительной власти. Последние также представляют третью сторону переговоров (так называемый трипартизм как принцип деятельности МОТ) и, например, по Федеральному (генеральному) соглашению принимают на себя (от имени данного органа власти) и некоторые обязательства, хотя основная их роль посредническая – помочь сторонам – основным социальным партнерам, работникам и работодателям достичь соглашения в интересах тех и других, а также общества, государства. Но А. Ф. Нуртдинова высказала и иную точку зрения: они не являются стороной соглашения и коллективного спора 15.
Кодекс в разделе II “Социальное партнерство в сфере труда” дает ранее указанное понятие социального партнерства16. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются основными субъектами, т.е. сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, т.е. во второй части этой статьи речь идет о том, что иногда по отношению к работникам бюджетной сферы (шахтерам, учителям) работодателем выступает Правительство, органы местного самоуправления. Социальное партнерство осуществляется в форме коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективных договоров и соглашений.
Участники переговоров не должны разглашать охраняемую законом тайну, ставшую им известной при переговорах.
Право на ведение коллективных переговоров - одно из основополагающих прав в сфере труда.
Право работников и работодателей (предпринимателей) на ведение коллективных переговоров закреплено в Европейской социальной хартии (пересмотренной) 1996 г. Участники данной Хартии обязуются поощрять там, где это необходимо и возможно, создание механизма коллективных переговоров между предпринимателями или предпринимательскими организациями и организациями работников с целью регулирования условий труда посредством коллективных договоров.
В одном из главных документов международного трудового права - Филадельфийской декларации Международной организации труда (МОТ) 1944 г. - признается "торжественное обязательство Международной организации труда способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью действительное признание права на коллективные переговоры" 17.
Нормы международного права нашли отражение и в национальном законодательстве.
Среди основных задач трудового законодательства названо правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений (ст. 1 ТК РФ)18.
В ст. 21 ТК РФ провозглашено право работников на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений, а в ст. 22 ТК РФ - право и обязанность работодателей вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры.
Принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений, относится к ведению федеральных органов государственной власти19.
Коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений - одна из форм социального партнерства20.
В ТК РФ отсутствует легальное определение термина "коллективные переговоры".
В Конвенции МОТ 1981 г. N 154 "О содействии коллективным переговорам" термин "коллективные переговоры" означает все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников - с другой, в целях:
- определения условий труда и занятости;
- регулирования отношений между работодателями и работниками и/или регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями работников.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК РФ).
Органы социального партнерства (локальный уровень)
На локальном уровне на равноправной основе по решению сторон образуется комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
К функциям Комиссии относятся:
- обеспечение регулирования социально-трудовых отношений;
- ведение коллективных переговоров и подготовка проекта коллективного договора;
- заключение коллективного договора;
- организация контроля за выполнением коллективного договора (ст. 35 ТК РФ).
Стороны вправе самостоятельно определять процедурные вопросы работы Комиссии, утверждать положение о Комиссии и регламент ее деятельности. По взаимному согласию сторон решается вопрос и о необходимости обсуждения проекта коллективного договора в структурных подразделениях организации, вынесения его на обсуждение и утверждение общего собрания (конференции) работников21.
Закон не устанавливает обязательное утверждение коллективного договора на общем собрании (конференции) работников и обсуждение его в структурных подразделениях.
Ведение коллективных переговоров
Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров22.
Инициативу проведения переговоров могут проявить представители любой из сторон. Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий23.
Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.
Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ24.
Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений25.
Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Рекомендация МОТ 1967 г. N 129 "О связях между администрацией и трудящимися на предприятии" содержит примерный перечень вопросов, информация по которым должна предоставляться представителям работников:
- общие условия занятости, включая условия найма, перевода и увольнения;
- описание обязанностей, подлежащих исполнению на различных работах, и место конкретной работы в структуре предприятия;
- возможности профессионального обучения и перспективы продвижения по службе на предприятии;
- общие условия труда;
- правила техники безопасности и гигиены труда и инструкции по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- процедуры, установленные для рассмотрения жалоб, а также правила и практика, регулирующие их применение, и условия, дающие право прибегать к ним;
- социально-бытовое обслуживание персонала (медицинское обслуживание, здравоохранение, столовые, жилищные условия, условия отдыха, условия для хранения сбережений и банковское обслуживание и т. д.);
- системы социального обеспечения или социальной помощи, существующие на предприятии;
- положения национальных систем социального обеспечения, распространяющиеся на работников в силу того, что они работают на предприятии;
- общее положение предприятия и перспективы или планы его дальнейшего развития;
- разъяснение решений, которые могут прямо или косвенно повлиять на положение работников на предприятии;
- методы консультаций, дискуссий и сотрудничества между администрацией и ее представителями, с одной стороны, и работниками и их представителями, с другой.
Предоставляемая администрацией информация должна в зависимости от своего характера быть адресована либо представителям работников, либо работникам и должна по мере возможности включать все интересующие работников вопросы, относящиеся к работе предприятия и его перспективам, а также к положению работников в настоящее время и в будущем, поскольку передача такой информации не причинит ущерба сторонам.
В Рекомендации МОТ 1981 г. N 163 "О содействии коллективным переговорам" уточняется:
- работодатели частного и государственного секторов должны по просьбе организаций работников представлять информацию о социально-экономическом положении производственного подразделения, в рамках которого ведутся переговоры, и предприятия в целом, необходимую для компетентного ведения переговоров;
- если разглашение части этой информации может нанести ущерб предприятию, ее предоставление может быть обусловлено обязательством считать ее в необходимой мере конфиденциальной;
- предоставление информации может определяться соглашением, заключенным между сторонами, ведущими коллективные переговоры.
Конфиденциальность переговоров
Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами26.
Административная ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом установлена в ст. 13.14 КоАП РФ: разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб.
Уголовная ответственность за разглашение охраняемой законом тайны установлена, в частности, в ст. 183 "Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну" и ст. 283 "Разглашение государственной тайны" УК РФ.
Гражданско-правовая ответственность возможна за разглашение секрета производства. Исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю (п. 1 ст. 1470 ГК РФ).
В ст. 37 ТК РФ не указано на возможность привлечения работников к материальной ответственности за разглашение информации ограниченного доступа, однако представляется, что работники за разглашение информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, могут привлекаться к полной материальной ответственности (п. 7 ст. 243 ТК РФ).
Сроки, место проведения коллективных переговоров, процедурные нюансы определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.
В ТК РФ закреплено лишь общее ограничение: при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий27.