Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение коллективных переговоров как нормы социального партнерства и установление роли коллективных переговоров в системе социального партнерства.
Предметом курсовой работы являются коллективные переговоры.
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты порядка ведения коллективных переговоров 4
1.1. Понятие коллективных переговоров 4
1.2. Структура коллективных договоров 5
1.3. Коллективные переговоры как форма социального партнерства 9
Глава 2. Коллективные переговоры и их роль в системе социального партнерства 13
2.1. Коллективные переговоры на локальном уровне 13
2.2. Практическое исследование системы социального партнерства на предприятии на предприятии Филиал ООО «Росгосстрах-Поволжье» 23
Глава 3. Предложения по совершенствование коллективных переговоров в системе социального партнерства Филиал ООО «Росгосстрах-Поволжье» 35
Заключение 38
Список литературы 40
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Теоретические
аспекты порядка ведения
1.1. Понятие коллективных переговоров 4
1.2. Структура коллективных договоров 5
1.3. Коллективные
переговоры как форма
Глава 2. Коллективные переговоры и их роль в системе социального партнерства 13
2.1. Коллективные
переговоры на локальном уровне
2.2. Практическое
исследование системы
Глава 3. Предложения
по совершенствование коллективных
переговоров в системе
Заключение 38
Список литературы 40
Российская система социальной защиты населения переживает нелегкие времена. По ряду причин государство сегодня не в состоянии обеспечить приемлемый уровень социальной защищенности людей. Установленные на заре новейшей истории России социальные гарантии минимальны, насущные социальные проблемы не решаются, механизмы социальной помощи показывают свою неэффективность.
В этих условиях все большее значение приобретают социальные программы российского бизнеса, едва ли не единственного института, пытающегося смягчить социальную напряженность в обществе. Ограниченный финансовый и правовой арсенал способов решения социальных проблем своих работников и окружающего сообщества дополняется отсутствием методологической базы социальной политики. Не хватает концепции действий, в которой нашли бы отражение планируемые и реализуемые социально ориентированные мероприятия.
Целью курсовой работы является изучение коллективных переговоров как нормы социального партнерства и установление роли коллективных переговоров в системе социального партнерства.
Предметом курсовой работы являются коллективные переговоры.
В соответствии с темой курсовой работы поставлены следующие задачи:
1. Изучение теоретических аспектов понятия коллективных переговоров,
2. Изучение структуры коллективного договора,
3. Рассмотрение коллективных
переговоров в русле
4. Рассмотрение коллективных
переговоров и норм
5. Разработка рекомендации
по совершенствованию
В настоящее время социальное партнерство приобретает все большее значение в деятельности предприятий. Одной из наиболее эффективных форм сотрудничества является коллективный договор, способный существенно повысить уровень гарантий прав работников. В связи с этим исследование вопросов, связанных с коллективными договорами, представляется актуальным.
Переговоры – это процесс, когда одна/несколько сторон встречаются друг с другом с целью достичь соглашения по использованию определенных ресурсов, представлении прав т.д. В переговорах каждая сторона старается отстоять свои интересы. Переговоры могут быть между отдельными представителями и от имени группы. В организациях работников мы говорим о коллективных переговорах, подразумевая, что обсуждаем коллективные, а не индивидуальные интересы1.
Коллективные переговоры - одна из форм социального партнерства в сфере труда. Путем коллективных переговоров проводится согласование интересов сторон работников, работодателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления при разработке и принятии коллективных договоров, соглашений по социально-трудовым отношениям, а также при решении иных вопросов труда и социальной защиты работников2.
Коллективные переговоры – это переговоры по разработке, заключению и изменению коллективного договора или соглашения3.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей4
Инициатива начала коллективных переговоров может исходить от любой из сторон социального партнерства. Представители стороны, получившие письменное предложение о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения такого предложения5.
Уклонение от участия в коллективных переговорах не допускается и влечет применение к виновным мер административно-правовой ответственности. Днем начала коллективных переговоров считается день, следующий за днем получения ответа на предложение о начале переговоров. Разногласия, возникшие при проведении коллективных переговоров, разрешаются в порядке разрешения коллективных трудовых споров. Лица, участвующие в коллективных переговорах, освобождаются от работы с сохранением среднего заработка, а представители работников пользуются дополнительными гарантиями при переводе на другую работу, применении дисциплинарной ответственности, увольнении по инициативе работодателя6.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 ТК РФ содержание и структура коллективного договора определяются его сторонами, то есть представителями, имеющими надлежащим образом оформленные полномочия заключать коллективный договор от имени работников организации, филиала, представительства и работодателя.
В ч. 2 ст. 41 ТК РФ дан примерный перечень вопросов, по которым стороны могут включить взаимные обязательства в коллективный договор. К их числу относятся:
Данный перечень вопросов, который может быть решен в коллективных договорах, не является исчерпывающим. В коллективном договоре могут появиться и иные вопросы. В ч. 4 ст. 41 ТК РФ говорится о том, что в коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.
Содержание коллективного договора по перечисленным и иным вопросам предполагает наличие совокупности прав и обязанностей работников и работодателей, а также их представителей. Права и обязанности сторон коллективного договора носят корреспондирующий характер7.
Поэтому обязанности работодателя корреспондирует право работников и их представителей требовать исполнения данной обязанности. И, наоборот, обязанности работников, их представителей корреспондирует право работодателя и его представителей требовать исполнения данной обязанности.
Однако при установлении в коллективном договоре взаимных прав и обязанностей работников, работодателя, их представителей должны быть соблюдены требования действующего законодательства. В соответствии с ч. 3 ст. 41 ТК РФ в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут быть установлены льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
В ч. 2 ст. 9 ТК РФ запрещено включать в коллективный договор условия, снижающие уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. В связи с изложенным возложение на работников дополнительных обязанностей, которые не предусмотрены действующим трудовым законодательством, следует рассматривать как ограничение гарантированных им законодательством прав.
Поэтому возложение на работников дополнительных обязанностей может быть признано законным условием коллективного договора лишь в том случае, если работодатель компенсирует данное ограничение предоставлением дополнительных в сравнении с законодательством льгот и преимуществ работникам8.
Насколько такие льготы и преимущества компенсируют дополнительные обязанности работников, будут решать индивидуально каждый работник при применении к нему условий коллективного договора, а также представители работников, которые могут обжаловать такие условия в установленном законодательством порядке.
В свою очередь возложение дополнительных по сравнению с законодательством обязанностей на работодателей, которые корреспондируют в дополнительные права работников, их представителей, не противоречит трудовому законодательству. Непременным условием возложения таких обязанностей, превращающихся в права работников, является их финансирование за счет средств работодателя.
Таким образом, включение в коллективный договор взаимных прав и обязанностей работников и работодателей не может ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством и действующими в организации соглашениями.
Условия коллективного договора могут носить нормативный характер, то есть действовать в течение срока коллективного договора и распространяться на неопределенный круг работников. К числу таких условий, например, может быть отнесена обязанность работодателя увеличивать в течение срока действия коллективного договора размер заработной платы работников в соответствии с ростом индекса потребительских цен в регионе9.
Данное условие будет действовать в течение всего срока коллективного договора и распространяться на неопределенный круг лиц, так как право на данное повышение получат и работники, поступившие на работу в организацию после заключения коллективного договора. Поэтому круг лиц, на которых будет распространяться данное условие коллективного договора, не может быть определен исчерпывающим образом.
Условия коллективного договора могут носить обязательственный характер. Такие условия прекращают свое действие с момента реализации. К примеру, работодатель может принять на себя обязательство построить дом отдыха для работников организации. Данное условие коллективного договора исчерпает себя после введения в эксплуатацию дома отдыха.
Как уже отмечено, структуру коллективного договора определяют его стороны, то есть полномочные представители работников и работодателей. В структуре коллективного договора, например, могут быть выделены нормативные и обязательственные условия, обязанности работодателя и корреспондирующие им права работников, обязанности работников, корреспондирующие им права работодателя, а также компенсации работникам за возложение дополнительных по сравнению с действующим законодательством обязанностей. Структура коллективного договора должна служить более продуктивному применению его положений10.
Поэтому она должны быть определена сторонами коллективного договора, которые и будут заниматься реализацией содержащихся в нем положений.
Коллективные переговоры в настоящее время отражают социальное партнерство в сфере труда работников и работодателей11.
Коллективные переговоры между работниками и работодателями появились во второй половине XIX века в промышленно развитых странах для разрешения конфликтов. Международная организация труда предусмотрела их проведение в Конвенции МОТ №98 (1948 г.) “Право на организацию и на ведение коллективных переговоров”, а в 1981 г. МОТ приняла Конвенцию №154 “О содействии коллективным переговорам”.
Хотя в России коллективные переговоры в сфере труда фактически велись все годы советского периода при выработке и заключении коллективных договоров, в законодательстве их впервые урегулировал Закон РФ от 11 марта 1992 г. “О коллективных договорах и соглашениях”, который определил в гл. II начало, сроки, порядок ведения коллективных переговоров, отразив все положения указанных конвенций МОТ12.
Переговоры начинаются с письменного уведомления одной из сторон, другая должна, получив его, начать переговоры в 7-дневный срок. Право на ведение коллективных переговоров от имени работников и работодателей предоставлено их представителям. Если инициатором переговоров является профсоюз, то работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны вести переговоры. Отказ работодателя, администрации организации приступить к переговорам или уклонение от переговоров служит основанием для начала процедуры разрешения коллективного трудового спора, так как такой отказ означает начало этого спора13.