Этапы развития социологии, как целостной системы знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:22, реферат

Краткое описание

Развитие социологической мысли до конца первой трети 19 века называется протосо-циологией. Еще античная мысль заложила ряд элементов в фундамент основ С. Такие работы Платона, как "Государство" или "Законы", а также политика Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, а в частности, государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе

Файлы: 1 файл

2. Этапы развития С. как целостной системы знания..doc

— 83.50 Кб (Скачать)

2. Этапы развития  С. как целостной системы знания.

Протосоциология:

1. Античность (аристотель, платон)

2. Возрождение  (Мор, Макиавелли, Монтень, Роттердамский)

3. Просвещение  (Гельвеций, Дидро, Руссо, Вольтер)

Развитие социологической  мысли до конца первой трети 19 века называется протосо-циологией. Еще античная мысль заложила ряд элементов в фундамент основ С. Такие работы Платона, как "Государство" или "Законы", а также политика Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, а в частности, государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе.

В эпоху Возрождения  над изучением различных сторон общества работают Э. Роттер-дамский, Т. Мор, Н. Макиавелли, М. Монтень. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традицией. Человек в такой системе мировоззрения играл весьма незначительную роль.

В эпоху Просвещения  Гельвеций, Дидро, Руссо, Вольтер и  другие начинают анализиро-вать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородно-сти общества, выявлять роль религии в социальных процессах.

Возникновение же С. как самостоятельной науки  было обусловлено целой серией фак-тов. Назовем 2 наиболее важных из них:

1. Европейские  буржуазные революции 17-18 ст., которые  способствовали становле-нию обществ  модерна: капиталистических, индустриальных, демократических обществ с ры-ночными  экономиками и парламентскими  политическими системами. Одним из следствий этого процесса стало возникновение гражданского общества. Впервые появляется общество не как объект политического управления со стороны государства, а как относительно авто-номная сфера спонтанного социального взаимодействия и социальных форм. Соответственно впервые появляется общество не как объект и предмет политической или социальной философии, а как объект и предмет С.

2. Становление  науки Нового времени и новой  научной картины мира, в раках  которой были разработаны и  сформулированы принципы научности и концепция естественнонаучно-го закона, не только востребованные новой социальной наукой, но и ставшие условием ее формирования.

М Элброу предлагает такую периодизацию развития С. как  самостоятельной науки:

1. Этап классической  С. Этап связан с возникновением С. как науки. Его еще называют этапом универсализма, поскольку считалось, что обществом, как и природой, руководят универсальные законы развития. Основными представителями этого этапа являются О. Конт и Г. Спенсер. О. Конт вычленил и обосновал С. как исторически сформировавшуюся на "позитивной стадии" развития человечества новую науку, обладающую своим собственным позитивным методом и своим предметом.

2. Этап формирования  национальных социологических школ (последняя треть 19 в.- 20-30-е гг 20 в. ). Этот период называют периодом концептуального империализма (концепция, которая предлагалась тем или иным автором, считалась абсолютной).

- Французская  социологическая школа. Основатель - Эмиль Дюркгейм (социологический  реализм, основатель функционализма).Представители - Г. Тард (психология толпы, подражание), Г. Лебон (изучает толпу). Особенность школы - изучение явлений группового, массового поведения и тех психологических и социальных механизмов, которые делают возможным передачу социальных норм и верований и адаптацию ин-дивидов друг к другу.

- Немецкая школа.  Представители - Теннис (община и  общество), Зиммель (формальная социология), Вебер (понимающая С., теория социального  действия).

- итальянская  школа. Представители - В. Паретто  (идея матемизации С., С. элит), Ч. Лам-брозо, Кроче, Э. Ферри.

- Российская  соц. школа. М.М. Ковалевский  (разработка методологических основ  С. как самостоятельной научной  отрасли), Зибер (марксизм), Плеханов (марксизм), Ленин.

- Американская  соц. школа. Отличается преобладанием эмпиризма. Представители - Гиддингс (попытался очертить основополагающие проблемы С.), Л. Уорд, Дж. Мид (символический интеракционизм), У. Самнер.

3. Этап политико-идеологического  противостояния двух мировых  систем - капитализ-ма и социализма и связанные с этим противостояния в науке (марксистская концепция общества и структурный функционализм- Парсонс, Мертон).

4. Этап индигинизации  или отуземливания С. (70-е гг. 20 в.) Представители - Кардозо (латинская  амер), Макиндзе, Акивово(африка).

5. Этап глобализации  С. все свое почти двухвековое  существование С. потратила на  то, чтобы "понять" несколько  важных вещей:

1) Может быть  сколько угодно теорий, по-разному  объясняющих возникновение, уст-ройство,  и развитие общества и человека  в нем, их взаимодействие, а также пути и способы изучения этих процессов. При этом ни одна из них не в состоянии претендовать на моно-польный и абсолютно истинный характер в объяснении и анализе социальных процессов. Другими словами история социологической науки на протяжении классического и современ-ного этапов своего развития выработала и утвердила в общественном сознании принцип со-циологического плюрализма.

2)Одними широкими  и обобщающими теориями (даже  приобретшими статус пара-дигм), сколь бы доказательными и  удачно объясняющими социальные процессы они ни бы-ли, С. как наука ограничиться не в состоянии. свое значение и влияние на общество она мо-жет демонстрировать, подтверждать и повышать только за счет еще двух составляющих : проведения конкретных эмпирических исследований и выхода на уровень управленческих решений.

3) История развития  социологической науки в 19 и  особенно в 20 в. показала необхо-димость  углубления ее интегративных  тенденций - как в рамках отдельных  направлений и парадигм, так и  на уровне различных стран. При этом речь не идет о теоретической унифика-ции этой науки либо исчезновении национальной специфики различных социологических школ. Теоретический плюрализм и разнообразие социологических школ в отдельных странах были и остаются важными предпосылками эффективного развития науки. Речь идет об интеграции всех социологических парадигм, концепций в поисках истины.

Можно предложить также иную классификацию:

1. Первыен попытки  описания общества.

1.1 Натурализм, позитивизм  в С 19 в. (Конт, Спенсер)

1.2 Психологизм в С. на рубеже 19-20 вв. (Фрейд).

2. Основополагающие  социологические теории

2.1 С. К. Маркса.

2.2 Концепция  Ф. Тенниса.

2.3 Формальная  С. Зиммеля.

2.4 Вебер и  "понимающая С."

2.5 Дюркгейм - социологизм, "объясняющая С."

2.6 Парето - тоерия  элит.

3. Американская  С.

3.1 Чикагская  школа (Знанецкий, Парк, Уогборн).

3.2 Колумбийская  школа (Лазарсфельд, Морено).

4. Современная  С.

4.1 Структурно-функционалистская  парадигма (Парсонс, Мертон).

4.2Бихевиоризм  (Скиннер, Хоманс).

4.3 Символический  интеракционизм (Кун, Дж. Мид).

4.4 Феноменологическая  С. (Шюц).

4.5 Неомарксизм  франкфуртской школы (Адорно, Маркузе,  Фромм)

5. Современные  теории

5.1 Конструктивный  структурализм Бурдье

5.2 Теория структурации  Гидденса.

5.3 Теория коммуникативного  действия Хабермаса.

5.4 Теория самореферентных  систем Лумана. К3 

Донаучный этап.

В античности существовало две традиции по отношению к обществу: Общество естест-венно (Аристотель) и  общество искусственно (Платон).

Средние века

Человек выступает  как гражданин мира, речь идет о человечестве в целом. Мир — это большое государство. Человечество в нем едино. Доминировала идея регресса: человек из-начально грешен.

Эпоха Возрождения

Начали появляться утопические идеи: Томас Мор (1478—1538), Томмазо Кампанелла (1568—1639), Фрэнсис Бэкон (1561—1626), Макиавелли знаменует переход от социального утопизма к политическому реализму. Создал теорию разделения государства и гражданского общества

Новое время

Томас Гоббс (1688—1779) создал понятие общественного договора. В его труде Левиа-фан осуществляется идея перехода к гражданскому обществу и обоснование легитимности власти. Джон Локк (1632—1704) Естественное состояние по Локку — это равенство, где гос-подствуют законы разума. По Локку государство — это желание сохранить свободу и естест-венность. Главное отличие естественного состояния от гражданского по Локку — наличие общего установленного закона. Заключение общественного договора ограничивает свободу государства.

Первые попытки  описания общества.

Впервые в научный  оборот термин социология ввёл Огюст Конт (1798—1857), став осно-воположником позитивной философии. Огюст Конт создавал свои труды будучи личным секретарем знаменитого философа -утописта Клода Сен-Симона, (1760—1825) , учение которого оказало сильное влияние на формирование научных взглядов Огюста Конта. Под социологией Конт понимал всю совокупность знаний об обществе. По его мнению социология должна взять из естествознания такие методы как наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ. Конт делил социологию на социальную статику и социальную динамику. Социология по Конту исследует законы исторического развития, так как сущность общественных явлений в их историчности. Конт считается основоположником социологии, так как первым поднял вопрос создания науки об обществе, однако реальный фундамент этой науки заложили другие исследователи.

Натурализм в  социологии XIX века

Среди первых социологов также следует назвать Герберта Спенсера (1820—1903). Его можно считать  основоположником социал-органицизма  и эволюционизма. Слабость идей органицизма в том, что аналогии подменяли конкретный анализ (органицисты пытались ус-танавливать закономерности в обществе по аналогии с закономерностями в живых организ-мах). Спенсер сформулировал независимо от Дарвина свою теорию эволюции.

Социальная эволюция по Спенсеру — это часть всеобщей. В ней также действуют два фактора: борьба за существование и выживание наиболее приспособленных (естественный отбор). Он выделял две стороны процесса эволюции — интеграция и дифференциация: от неустойчивости к устойчивости, и три фазы эволюции: неорганическая, органическая, надор-ганическая. Социальная эволюция — это часть надорганической, которая отличается уровнем сложности, темпами изменения и важностью следствий. Идеи эволюционизма развивались во многих странах независимо.

Уильям Самнер (1840—1910), США. Считал, что социальная эволюция происходит неза-висимо от воли и желания людей и законы естественного  отбора и борьбы за существование  универсальны. Основная работа Самнера: «Народные обычаи», где он осуществляет попытку объяснения происхождения и развития некоторых важных групповых привычек и социальных форм жизни людей. Обычай по Самнеру — стандартные групповые формы поведения, выступающие на уровне индивида как привычки. Ввел понятие In-референтных и Out-референтных групп.

Психологизм в  социологии на рубеже XIX—XX веков

На рубеже веков  психологизм в социологии выступает  общей тенденцией. Это связано  с тем, что психологи стали  учитывать социальные факторы, а  не только психологические, а со-циологов не удовлетворяли биологические аналогии в социологии. Психологический эволю-ционизм разрабатывал Франклин Гиддингс (1855—1931)) — основатель первой в США ка-федры социологии. Позже он встал на позиции позитивизма и бихевиоризма. Вильгельм Вундт (1832—1920), Германия. Написал труд «Психология народов», который был попыткой начать исследования взаимоотношений культуры и индивидуального сознания. Уильям Мак-Дугалл (McDougall), (1871—1938), США. Считал, что теоретической основой всех социальных наук должна быть психология инстинктов. Называл свою концепцию «гормической психологией». Габриель Тард (1843—1904) — один из основоположников социальной психологии. Модель социального бытия у Тарда выглядит, как взаимоотношения двух индивидов, один из которых подражает другому. Источник всех социальных явлений — взаимодействие открытий и подражаний. Критиковал Дюркгейма за отрыв «социальных фактов» от их личностно-психических оснований. Законы социологии Тард делит на логические и внелогические. Логические объясняют, почему одни инновации распространяются, а другие нет, насколько созрела потребность в новшестве. Густав Лебон (1841—1931), Франция. Описывал «Психологию толп». Анализируя проблемы «психики толп», Л, отмечал такие ее особенности, как преимущественно эмоциональный характер, зараженность общей идеей, сознание непреодолимости собственной силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, догматизм, внушаемость, импульсивность и готовность следовать за лидерами.

Информация о работе Этапы развития социологии, как целостной системы знания