Этапы развития социологии, как целостной системы знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:22, реферат

Краткое описание

Развитие социологической мысли до конца первой трети 19 века называется протосо-циологией. Еще античная мысль заложила ряд элементов в фундамент основ С. Такие работы Платона, как "Государство" или "Законы", а также политика Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, а в частности, государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе

Файлы: 1 файл

2. Этапы развития С. как целостной системы знания..doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Потому критиковал идеи социализма.

Основополагающие  социологические теории

Социология Карла  Маркса

Карл Маркс, (1818—1883), Германия.

Он разработал теорию классов и классовой борьбы, теорию общественно-экономических  формаций и теорию капитализма. Общество по Марксу антагонистично (противоречиво). Противоречия возникают из-за частной собственности: классы Маркса — это «Социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном отношении и борющиеся». Маркс доказывал, что Существование классов связано с определенными фазами развития производства Классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата, а это приведет к уничтожению классов. Термин «Формация» заимствован из геологии. По Марксу — это ступень развития общества. Структура общественно-экономической формации: в основании лежит способ производства (экономика). Затем — надстройка: право, политика, религия, наука. Классификация формаций осуществляется по способу производства в обществе. По Марксу формации в обществе сменяются последовательно, путем революции, которая возникает как результат нарастания противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Формации — первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и, в итоге, коммунистическая. Маркс рассматривал общество как систему связей и отношений между индивидами, как результат трудовой деятельности людей, он ввел в социологию системное видение общества, заложил основы конфликтной модели общества.

Концепция Фердинанда Тённиса

Фердинанд Тённис (1855—1936), Германия. Основоположник немецкой классической социологии. Возглавлял германское социологическое общество с 1921 года. Социология Тённиса вытекает из противоречия между рационалистическим и историческим подходами к проблеме возникновения государства, права и социальных институтов. Основная работа: «Общность и общество». Тённис разработал формальную социологию, анализирующую свой предмет независимо от его отдельных содержательных характеристик. Это способствовало предметному и методологическому самоопределению социологии. Также он осуществил антипозитивистский переворот в истории социологии, который заключается в переходе от понимания общества как механической свзяи, к пониманию общества как субъективно-смысловой реальности.

Формальная социология Георга Зиммеля

Георг Зиммель (1858—1918), Германия. Основоположник «формальной  социологии». Общество для Зиммеля  — это совокупность форм взаимодействий (форм социации) а поэто-му они должны исследоваться сами по себе, а не как функциональные элементы целого. Главный объект исследования Зиммеля – обобществление или взаимодействие, и оно пер-вично по отношению к обществу.

Макс Вебер  и «Понимающая социология»

Макс Вебер (1864—1920), Германия. Родоначальник «Понимающей  социологии». Разработал теорию бюрократии. Предмет его анализа — поведение человека, которое можно понятно истолковать. Отличие понимания истории от понимания социологии — в действиях индивида есть некий смысл. Таким образом, предмет социологии — действие, связанное с субъективно подразумеваемым смыслом. Понятны только осмысленные действия, то есть, направленные на достижение явно означенных индивидом целей. Создал типологию действий: Целерациональное (идеальный тип, чисто рациональное действие), Ценностно-рациональное, Аффективное, Традиционное. По Веберу, социология изучает только те действия, которые может объяснить.

Эмиль Дюркгейм — социологизм

Эмиль Дюркгейм (1858—1917), Франция Основатель социологического реализма. Осно-ватель функционализма. Основатель социологии религии. По Дюркгейму основу социальной жизни составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологиче-ским, ни к физическим факторам действительности и обладающие рядом самостоятельных характеристик. Их главные признаки — объективное, независимое от индивида существова-ние и способность оказывать на индивида давление — «принудительная сила». Согласно принципу социального детерминизма он при изучении общества требовал объяснять «соци-альное социальным». Широко известны работы «Самоубийство» и «Метод социологии».

Вильфредо Парето — теория элит

Вильфредо Парето (1848—1923), Италия. Концепция называется: акцентуированный ги-перпозитивизм. Его  философская антропология направлена против рационалистической мо-дели человека, когда человек сначала обдумывает поступки, а потом действует. По Парето человек сначала действует, а потом ищет основания своих действий. Таким образом, человек в духе Фрейда иррационален и стремится рационально объяснить иррациональные основа-ния своего поведения. Общество — система, состоящая из взаимосвязанных частей (механи-стическая модель общества). Теория элит: элита бывает властная и потенциальная. Основной тезис Парето — общество это кладбище аристократии. Элиты постоянно циркулируют и дви-жутся, Парето описывает признаки упадка аристократии — они пытаются присвоить себе максимум богатств и становятся очень либеральными, после чего погибают.

Американская  социология

Особенность институционализации  социологии в США в том, что  социология сразу полу-чила доступ на университетские кафедры. Особенность американской социологии — ориен-тация на практическую работу. Многие отождествляли социологию с социальной работой. Главная проблема того периода — отсутствие теоретической и методологической базы. Две главные характеристики — эмпиризм и прагматизм. Первая кафедра социологии в мире поя-вилась в Чикагском университете.

Чикагская школа

Флориан Знанецкий (1882—1958). Считал, что социология —  наука о социальной организации, изучающая правила поведения, которые  касаются активных взаимоотношений  как между отдельными членами группы, так и между каждым ее членом и всей группой в целом. Ядром социальной организации выступает социальный институт. Изменение общества трактуется как взаимодействие с окружающей средой. Общество меняется, приспосабливаясь к среде, человек — адаптируясь к обществу. Разработал концепцию социального действия: социальное действие — это поведение, которое стремится воздействовать на других людей. Два основных типа действия — приспособление и оппозиция. Роберт Парк (1864—1944). Парк понимал социологию как науку о коллективном поведении. Общество — это организация социального контроля. Социальный контроль — общество символов, знаков и значений, которое преобразует коллективное поведение во взаимодействие. В работе «Город» рассмотрена проблема социальной экологии: социальная экология позволяет рассматривать город как своеобразную органическую целостность, обладающую структурой, закрепляющую функции за отдельными социальными институтами и группами. Социальную экологию интересует значение позиций во времени и пространстве. В работе «Город» показан принцип расселения по принципу борьбы за существование. («Самое лучшее для самых лучших»). Посредством порядков в обществе поддерживается динамическое равновесие, степень свободы уменьшается. Центральная проблема социальной экологии — проблема равновесия и кризисов.

Колумбийская  школа

Пауль Лазарсфельд (1901—1976). Разрабатывал качественные и  количественные методы в социологии. Социологи изучают человека вообще, а методолог — социолога в  работе. Лазарсфельд полагал, что такая методология может возникнуть только при развитии социологии. Требовал единства количественных и качественных методов, чтобы не разделять теорию и практику. Яков Леви Морено (1892—1974). Основоположник нового направления на стыке социологии, психологии и философии — социометрия (исследование малых групп). Социометрию можно назвать антипозитивизмом. Это особая школа социальной науки и практики, новый, особый подход к изучению социальных явлений. Свою процедуру Морено противопоставляет психоанализу. Социальная реальность по Морено — это совпадение внешнего представления общества и социометрической матрицы.

Современная социология

Структурно-функционалистская  парадигма

Альфред Радклифф-Браун (1881—1955) первым применил системный  подход к изучению обществ. Общество по нему — это суперорганизм, который имеет необходимые условия существования, из-за которых и возникают социальные институты. Функция социальных явлений — создавать и поддерживать солидарность. Бронислав Малиновский (1884—1942) уточняет понятия функции и применяет функциональный подход к изучению культуры. То есть каждый элемент культуры первобытного общества выполняет важную функцию.

Талкотт Парсонс (1902—1979). Классик мировой социологии, основоположник системно-функциональной парадигмы. Разработал метатеорию — теорию действия, на её основе — теорию систем. Предложил структуру элементарного акта действия:

Агент (действующее  лицо) = актор. Понимается не как организм, а как сознание, «Я».

«Цель» —  такое будущее положение вещей, на которое ориентировано выполняемое действие.

Ситуация действия (она разбита на средства и условия). Средства контролируются, а ус-ловия  нет.

Нормативная ориентация — ценностная оценка средств, которая  накладывает ограниче-ния.

Основные черты  функционализма для самого общества таковы:

Общество рассматривается  как система.

Процессы системы  рассматриваются с точки зрения взаимосвязанности ее частей.

Подобно организму  система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности ее границ).

Основные функции, которые должны выполняться в  любой социальной системе:

Адаптация —  система адаптируется к условиям.

Достижение цели — достижение конкретных целей и  мобилизация средств для получе-ние  результатов.

Интеграция — связь между элементами.

Воспроизводство образца (латентность) — запас внутренней прочности (для социальных систем) и  возможность выдерживать напряжение между элементами.

Теорию дорабатывал  Роберт Мертон (1910—2003). Ввел в социологию понятие ТСУ (Теории среднего уровня), понятие явных и латентных функций. Построение всеобъемлющей теории считал преждевременным, так как для этого нет материалов. Теория Парсонса по его мнению не применима к практике, потому нужна альтернатива — ТСУ. ТСУ — теории, ориен-тированные на ограниченный круг явлений и подкрепленные эмпирическими данными (на-пример, изучение преступности дает материал для теории девиации и т. п.). Основная теоре-ма функционального анализа Роберта Мертона: «Точно также, как одно и то же явление мо-жет иметь многочисленные функции — так и одна и та же функция может по-разному выпол-няться различными явлениями»

Бихевиоризм

Концепцию разработал Б.Скиннер (1904—1990). Скиннер полагал, что элементарные принципы поведения  животных характерны и для человеческого поведения. Поведение ин-дивида обуславливается и контролируется окружающей средой (язык, обычаи). Дж. Хоманс (1910—1989) на этой основе разработал теорию обмена. Основная проблема социологии по Хомансу: решить, как поведение многих людей в соответствии с психологическими положе-ниями сплачивается для образования и поддержания устойчивых социальных структур. Хо-манс концептуализировал человеческое поведение как обмен вознаграждениями и наказа-ниями. Оперантное поведение — подкрепление.

Символический интеракционизм

Чарльз Гордон Кули (1864—1929). Он сам называл себя не социологом, а социальным психологом. Основная проблема, которая волновала  интеракционистов — каким образом  взаимодействие между индивидами формируют  социальную структуру и как эти  социальные структуры, выступая в роли сети взаимодействий, формируют индивидов. Человеческая природа по Кули — продукт коммуникации. Человек становится личностью и развивает свое «Я» посредством интеракции между людьми. Каждый индивид — продукт определенной специфической комбинации отношений между людьми. «Я» всегда динамично, оно находится в постоянном изменении. Символический интеракционизм Дж. Г.Мида (1863—1931). Мид ничего не писал сам, его книга написана с лекций студентов. Основной тезис Мида — что личность и социальное действие формируется с помощью символов, которые приобретаются в процессе социализации и взаимно подтверждаются и изменяются в процессе социального взаимодействия его участниками. В данном контексте основная способность человека — сознание и способность к интерпретации. Ввел в социологию понятие «Self» — «Самость». Оно означает что человек относится к себе как к объекту (рефлексия). Наличие self позволяет интерпретировать мир. Self делится на I и Me. «Me» — воспринятая и усвоенная индивидом организованная совокупность социальных установок, норм, диспозиций. «I» — импульсивное Я. Me — требования к человеку, а I — реакция на это, нерефлексируемая часть.

Феноменологическая  социология.

Альфред Щюц (1899—1959) Феноменология — наука о феноменах, которые существуют в сознании непосредственно, и не связаны с умозаключениями. Основные понятия в фено-менологической социологии Щюца: жизненный мир и естественная установка. Первое — это все, на что направлено сознание. Второе — дорефлексивная точка зрения. Предметом фено-менологии является процесс приобретения человеком социального опыта и то, как его опыт определяет общение с миром. Взаимопонимание людей происходит благодаря процессам типизации и идеализации. Питер Бергер (р. 1929) и Томас Лукман (р. 1927) Общество по Бер-геру-Лукману включает два основных момента: существует как субъективная и объективная реальность.

Общество —  непрерывный диалектический процесс. Во взаимоотношениях вырабаты-ваются общие значения, а взаимодействия типизированы. Общество как объективная реаль-ность строится на экстернализации и объективации (включающую институционализацию). Для передачи знания его нужно объективировать. Для поколения, которое его создаёт впер-вые оно субъективно, для следующего уже объективно. Важно понятие роли, так как оно по-казывает институционализацию. Процесс перевода объективированного социального мира в сознании в ходе социализации — интернализация. Человек — социальный продукт, общест-во и объективная реальность, и человеческий продукт.

Информация о работе Этапы развития социологии, как целостной системы знания