Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 16:30, реферат
История социологии в России - наименее изученный раздел мировой науки, что обусловлено своими историческими причинами. Социология в России с самого начала была поставлена в неблагоприятные условия по сравнению с теми, в каких работали социологи в странах Западной Европы и США. Однако, несмотря на все трудности, отечественная социологическая мысль успешно развивалась и смогла не только подняться на уровень мировых достижений, но и превзойти или определить по времени западные образцы. В целом ряде областей именно русскими социологами были впервые поставлены и получили осмысление проблемы, к которым западная наука обратилась значительно позже.
Введение ………………………………………………………………..…. 3-4
1. Становление и развитие социологии в России XX века. Особенности развития социологии в России в период доминирования тенденции психологизма ……………………………………………………………… 5-8
2. Этапы развития и институционализации социологии в России …..... 9-16
Заключение …………………………………………………….………….. 17-20
Список литературы ………………………………………………….…….. 21
Содержание
Введение ………………………………………………………………..…. 3-4
1. Становление и развитие социологии в России XX века. Особенности развития социологии в России в период доминирования тенденции психологизма ……………………………………………………………… 5-8
2. Этапы развития и институционализации социологии в России …..... 9-16
Заключение …………………………………………………….………….. 17-20
Список литературы ………………………………………………….…….. 21
Введение
История социологии в России - наименее изученный раздел мировой науки, что обусловлено своими историческими причинами. Социология в России с самого начала была поставлена в неблагоприятные условия по сравнению с теми, в каких работали социологи в странах Западной Европы и США. Однако, несмотря на все трудности, отечественная социологическая мысль успешно развивалась и смогла не только подняться на уровень мировых достижений, но и превзойти или определить по времени западные образцы. В целом ряде областей именно русскими социологами были впервые поставлены и получили осмысление проблемы, к которым западная наука обратилась значительно позже. В отличие от социологов Запада, которые были слабо знакомы с развитием науки в России, отечественные социологи постоянно находились в курсе научной жизни западных стран, и это позволяло им опираться на весь запас имеющихся знаний и, безусловно, будило их творческую мысль. Актуальность данной работы состоит в том, что общество не стоит на месте, оно динамично развивается: изменяется структура общества, появляются новые классы, субкультуры и другие социологические элементы, которые непосредственно влияют на дальнейшее развитие общества и отвечающие за его мировоззрение, национально-этнические отношения, на его будущее. Развивается общество, а, значит, развивается и наука, изучающая общество, закономерности развития общества, особенности общества, появляются новые направления в науке, различные социологические школы. Именно в этом состоит актуальность выбранной мной темы: развивается общество - развивается и наука, которая создана смоделировать будущую форму и содержание общества XX века, а следовательно, спрогнозировать направление развития общественной структуры в дальнейшем. При написании данной работы были поставлены следующие цели и задачи: выявить особенности становления и развития социологии в различные периоды в России. подробно рассмотреть развитие социологической мысли в период доминирования тенденции психологизма и определить, какое влияние оказал психологизм на дальнейшее развитие науки; проанализировать этапы институционализации социологии в России и выявить их сходства и отличительные черты. В данной работе подробно рассматривается один из интереснейших периодов в развитии социологии в России, период, когда на дальнейшее развитие социологической мысли доминирующее влияние оказывал психологизм. Тенденция доминирования психологизма была обусловлена начинающимися изменениями в общественной структуре общества, новыми витками развития в политической сфере и политической мысли. В этот период социологическая мысль была направлена на западноевропейскую философию, психологию, социологию, политологию и поэтому быстро приняла все их достижения в данный период. Именно на этом этапе рассматривалась личность, ее место в обществе и взаимоотношения с обществом и государством.
1. Становление и развитие социологии в России XX века. Особенности развития социологии в России в период доминирования тенденции психологизма
Формирование и развитие психологической тенденции в социологии было обусловлено несколькими факторами. Изменения, происходившие в общественной и экономической жизни разных государств, и прежде всего бурное развитие в ряде стран с развитым капиталистическим хозяйством и обострение в них классовой борьбы, вызывали необходимость изучения причин и механизмов новых массовых социальных процессов. Требовалось более полное и научно обоснованное истолкование исторического процесса, выяснение конкретных характеристик изменений в психическом состоянии и поведении больших социальных групп. Солидарную поддержку развитию психологизма в России оказали исследования в области изучения физиологии высшей нервной деятельности И.В. Сеченова, И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. Эти выдающиеся русские ученые конца XIX-начала XX века стояли у истоков современной научной психологии. В их трудах впервые получили детальную разработку внутренние психические процессы, их связи с действием внешних раздражителей и окружающей среды, а также анализировалась роль последних в формировании психики. При этом ученые русской школы выступали против переноса принципов психологии в социальные науки. Данное требование было сформулировано В.М. Бехтеревым, который подчеркивал, что "социология изучает установки самой общественной жизни, социальные явления, их причины и следствия, не задаваясь вовсе целью проникнуть в психологический механизм этих явлений". Изучение последнего ученый относил к сфере социальной психологии. Немалую роль в распространении идей психологизма в отечественной социологии сыграли идеи западноевропейских и американских социологов (Г. Зиммеля, Г. Тарда, Ф. Гиддинса и др.). Их труды переводились на русский язык и издавались в России с подробными комментариями благодаря активному и заинтересованному участию в этой работе известных русских социологов и историков Н.И. Караева, И.В. Лучицкого, В.М. Хвостова и прочих. В развитии психологической тенденции важную роль сыграло общее понимание социологами необходимости аргументированной критики биологической теорий в социологии и крайностей эволюционизма. Как тенденция в изучении социальных явлений психологизм прочно укоренился в русской социологии к 90-м годам XIX века. Социально психологические особенности взаимодействия масс и личности. В России в систематизированном виде как проблему социологического знания первым начали исследовать уже в 1870-е годы П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский - крупные ученые социологи и выдающиеся общественные деятели. Особое значение придавали они изучению психической природы личности, благодаря которой и для которой только и может существовать общество. Личность - главная цель прогресса и важнейший критерий общественного развития. В соответствии с этим тезисом была сформулирована первостепенная задача социологии: как можно более полный и всесторонний анализ личности и характера ее взаимоотношений с обществом. Проблема личности занимает центральное место в трудах представителей субъективной социологии. Личность трактуется ими как исходный элемент социальной реальности (она обладает не только биологическими и социальными, но и психологическими характеристиками). Личность как активный субъект способна влиять на ход истории. Социальный прогресс становиться возможным благодаря деятельности отдельных личностей и зависят от того, какие цели они ставят. По нашему мнению, прогресс общества может зависеть и зависит от деятельности отдельной личности, но, нам кажется, что отделять личность от общества не имеет смысла, так как деятельность личности будет просто бездеятельностью, если не будет объекта, на который направлена эта деятельность, то есть нет общества, нет прогресса, нет влияние отдельной личности. Личность и общество взаимосвязаны, и как личность влияет на общество, так и общество влияет на личность. Поэтому принижать роль общества не имеет смысла. В теоретико-методологической плане психологизм опирался на анализ духовной и психической деятельности людей, лежащей в основе развития и содержание общественной жизни (получило в литературе название психологического редукционизма). В явлении психологического редукционизма выделяют несколько типов: "Коллективный психологизм" - психическое взаимодействие людей, вызываемое потребностью индивидов в общении, приводит к формированию коллективной психики (С.Н. Южаков и Н.Н. Кареев). "Индивидуальный психологизм" - изучение психологии индивида. Социальные отношения трактуются здесь как отношения личностей. Внимание исследователя сосредоточено на изучении особенностей форм участия личности в социальной жизни общества (Л. И Петражицкий, В.М. Хвостова и др.). "Социальный психизм" - синтез двух предыдущих типов (Е.В. де Роберти). "Латентный психологизм" - в основе лежит бихевиористская идея. Исходная единица анализа "социальные связи", "социальное общение", "взаимные услуги", "взаимодействие", что давало возможность любые социальные явления рассматривать как отношения межиндивидуальные (П. Сорокин, К. Тахтарев, А. Звоницкая). Из русских социологов взаимоотношениям социологии и психологии больше других уделял внимание Е.В. де Роберти. Одну из важных задач социологии он видел в примирении биологизма с психологизмом (психологию и биологию рассматривал как основу социальных наук). Целью социологии считал познание законов психического взаимодействия, а главным объектом психическое взаимодействие людей. Н.И. Кареев считает что личность - центральное понятие социологии. Изучение проблем личности он считает главным призванием социологии. Обосновал важность для социологии такой психологической основы, в которой были бы учтены и индивидуальное, и общественное начала. Ядро коллективной психологии, согласно точке зрения Кареева, составляет психическое действие одного человека на другого. Психическое взаимодействие людей в обществе также становятся предметов тщательного изучения. Личность как субъект психических переживаний, мыслей и чувств, желаний и стремлений, берется в его теории за исходный пункт при изучении социальных процессов. Приверженцы марксистской социологии, прежде всего Г.В. Плеханов подвергали критике психологизм представителей субъективной школы. Плеханов подчеркивал односторонность их взгляда на общество, его субъективно - идеалистическую сущность. Предметом споров в среде обществоведов стал вопрос о психологических и экономических факторах исторического процесса, о роли личности в истории. В связи с разработкой основ теории личности Плеханов дал определение одной важной закономерности, получившей у него название случайности второй степени: уникальные черты личностей, в силу объективных обстоятельств оказывающихся выдвинутыми в центр исторических событий, определяют конкретное лицо этих событий. Их влияние формирует вкусы и настроение в обществе, систему ценностей и приоритетов, существенных для развития определенных сфер жизни, но не первостепенных с точки зрения объективного хода истории.
2. Этапы развития и институционализации социологии в России
Становление любой науки связано
с ее институционализацией, то есть приобретением
данной наукой всех атрибутов социального
института. Выделяются две формы институционализации:
внешняя и внутренняя. В процессе внешней
институционализации науки можно выделить
три основных направления, последовательное
развитие которых углубляет институционализацию:
Заключение
В наше время социология как научная дисциплина стала одной из ведущих областей теоретического и практического знания, поэтому разработка проблем истории социологии как самостоятельного раздела социологического знания имеет огромное значение для размышления над судьбами науки, ее открытиями, полезными начинаниями и нереализованными возможностями. Данная работа была посвящена изучению возникновения становления социологии как науки в XX веке, так как без серьезного анализа развития отечественной социологии, без обращения к ее богатому прошлому и пока еще во многом не использованному опыту, невозможно определить подлинное место в научной сфере, и значение ее практических и теоретических сторон. Одним из отправных пунктов в формировании социологической мысли и становлению ее как науки большое влияние оказал психологизм. Общество, личность теперь рассматривались не только как социальные институты вместе и по отдельности, они рассматривались как социальные институты с позиции психических процессов, их связью с внешними раздражителями, с окружающей средой. По нашему мнению рассматривать личность как субъект социальных отношений невозможно без психологической основы, которые учтены и общественные, и индивидуальные начала. Именно психология может объяснить человеческие поступки, человеческие взаимоотношения, их цели, результаты, роль. Именно с помощью психологической ориентации можно оценить состояние общества, его прогресс или наоборот регресс, деградацию, и его дальнейшее развитие. Уникальность черт характера каждого индивида, их многообразие в обществе, и взаимодействие, и влияния формируют вкусы и настроения общества, систему ценностей и приоритетов, существенных для дальнейшего развития общества и его сфер. Данное мнение подтверждается еще и тем, что на данный момент есть отрасль социологической науки, как социальная психология. Институционализация российской социологической науки происходила одновременно с западной, но это явление у нас происходило более медленно по причине более консервативных взглядов чем на западе. Нашими учеными социологами были выделены следующие этапы институционализации: История социологии России, по нашему мнению, необходимо рассматривать непросто как науку с ее объектами, субъектами, методами, а как структурное явление, необходимо рассматривать каждую отрасль социологии как самостоятельно, так и взаимодействую друг с другом, что и было показано во второй главе данной работы. При анализе социологии семьи, мы пришли к выводу, что семья является начальным пунктом социализации личности, получения ценных наблюдений, формирование в мировоззрении, формирование личности. Именно с помощью развития брака и семьи можно определить направленность развития общества, а следовательно, и социологической мысли. Именно с помощью семьи можно выявить социокультурные и психологические факторы, инициирующие процесс разложения или слияния создания общества, его динамики. Семью можно рассматривать как "маленькое общество", "маленькое государство", так как структура семьи, ее функции, ее развитие, мировоззрение, обычаи, традиции напоминают нам общество, государство. После семьи, одним из главнейших факторов социализации личности является образовательные учреждения, как социальные организации, то есть образование. Именно с помощью образования можно определить уровень развития того или иного общества. Многообразие его форм мировоззрения. Именно с помощью уровня образования можно проследить связь с благосостояния в целом, то есть с экономическим компонентом. Именно образование позволяет формировать новые направления в развитии социологической мысли, соотношение между системой образования и общественными потребностями, научно-методическими компонентами. Одной из важнейших отраслей социологической науки является военная социология, которая в России имеет богатую традицию, и особую специфику. Именно специфика такого социального явления как война, вооруженные силы, требует специальных методов исследования, не только психологии, а именно социологических методов. От уровня жизнедеятельности вооруженных сил зависит и жизнедеятельность общества, его развитие, его история, зависит формирование народной мысли. Именно с помощью военной социологии можно определить причины конфликтов между государствами внутри самого общества, условия разрешения конфликтов, система культурных ценностей в данный период и отношение к этому периоду общественных групп. Одной из самых неизученных по нашему мнению является отрасли социологии и отрасли организации. На стадии развития отраслевой социологии выделилось 4 основных этапа. Хоть социология организаций считается достаточно молодой ветвью в социологии, она уже сделала много полезных и значительных открытий в жизни общества: сформулирован ряд универсальных подходов в изучении природы и принципов организации, введено понятие "организационный комплекс", созданы книги Д.М. Гвишиани "Социология бизнеса" и "Организация и управление", которые стали своеобразными энциклопедиями для трех поколений социологов, выдвинута концепция использования в процессах организации природы человеческого фактора и многое другое. Наиболее большой вклад в развитие социологии организации внесли А.А. Богданов, П.М. Керженцев, Н.А. Витке, М. И Сетров, Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапин и др. Наиболее близкой к народу и родной по нашему мнению можно считать социологию религии. Хоть эта отрасль еще и не получила отдельного направления, но она активно расширяется и изучает православные и общественные процессы в российском обществе. В заключении можно сказать, что без серьезного анализа развития отечественной социологии, без обращения к ее богатому прошлому и пока еще во многом неиспользованному опыту невозможно подлинное возрождение науки во всей полноте ее теоретических и практических задач. История социологии является наукой, которая, занимаясь изучением конкретных судеб отдельных ученых или целых научных школ, вырабатывает критерии объективной оценки господствовавшего в ту или иную эпоху интеллектуального и морального климата. Это ставит историю социологии в непосредственную связь с культурой, развитию и совершенствованию которой она в конечном итоге призвана служить.
Список используемой литературы
1. Алексеев В.А. Психологическое направление в русской буржуазной социологии. М., Акд. 1978;
2. Кан Л.А. Психологическое направление в русской буржуазной социологии к. XIX-н. XX века // Сб.: Из буржуазной социологической мысли в дореволюционной России. М., 1986;
3. Ковалевский М.М. Очерк происхождения семьи и собственности. СПб., 1895 ;
4. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX - начала XX века. М., 1993;
5. Турченко В.Н. Социологические и экономические проблемы образования. Новосибирск, 1969.
Информация о работе Этапы развития и институционализации социологии в России