Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:08, доклад
Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты развития личности. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.
Эго-психология. Психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона
Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты развития личности. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.
Теория Эрика Эриксона (1902-1994) возникла из практики психоанализа. Структура личности трактуется этим ученым так же, как и 3. Фрейдом. Следовательно, она состоит из Оно, Я, Сверх-Я. Не отвергаются и стадии личностного развития, открытые Фрейдом; они лишь усложнены и как бы осмыслены с позиции нового исторического времени.
Однако Эриксон считал, что не столько бессознательное Оно, сколько именно сознание — Эго — составляет основу поведения и функционирования человека, а направлением развития Эго является достижение социальной адаптации, причем параллельно развиваются Оно и инстинкты. Такой взгляд на природу человека назвали Эго-психологией.
Психосоциальная концепция развития личности, выдвинутая Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и специфики общества, в котором он живет.
Развитие Эго тесно связано с меняющимися особенностями социальных и культурных предписаний и системой ценностей. Сравнив то, как воспитываются дети индейцев и белых американцев, Эриксон пришел к выводу, что каждой культуре свойствен свой стиль воспитания детей: он всегда принимается матерью как единственно правильный. Этот стиль определяется тем, чего ожидает от ребенка общество, в котором тот живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному социуму, ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать.
Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни: ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так же, как эта группа. Но постепенно формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на то что происходят разные изменения. Формирование эгоидентич-ности — длительный процесс, он включает ряд стадий. Каждая характеризуется
задачами определенного
возраста, а они выдвигаются обществом.
Но решение задач определяется уже
достигнутым уровнем
По мнению Эриксона,
человек на протяжении жизни переживает
восемь психосоциальных
кризисов, специфических для каждого
возраста, благоприятный или неблагоприятный
исход которых определяет возможность
последующего развития личности. Каждый
личный и социальный кризис представляет
собой своеобразный вызов, стимулирующий
личностный рост и преодоление жизненных
проблем. Знание того, как человек справлялся
с каждой из значимых проблем или как неадекватное
разрешение ранних затруднений лишило
его возможности справляться с дальнейшими,
составляет, по мысли Эриксона, ключ к
пониманию жизни этого человека.
Первый
кризис человек переживает на первом
году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются
или нет основные физиологические потребности
ребенка ухаживающим за ним человеком.
В первом случае у младенца развивается
чувство глубокого доверия к окружающему
его миру, а во втором, наоборот, — недоверие к
нему.
Второй
кризис связан с первым опытом обучения,
особенно с приучением ребенка к чистоплотности.
Если родители понимают ребенка и помогают
ему контролировать естественные отправления,
он получает опыт автономии. Напротив,
слишком строгий или непоследовательный
внешний контроль приводит к развитию
у ребенкастыда или сомнений, свя
Третий
кризис соответствует второму детству.
В этом возрасте происходит самоутверждение
ребенка. Планы, которые он постоянно строит
и которые ему позволяют осуществить,
способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот,
переживание повторных неудач и безответственности
могут привести его к покорности и чувству вины.
Четвертый
кризис происходит в школьном возрасте.
В школе ребенок учится работать, готовясь
к выполнению будущих задач. В зависимости
от царящей там атмосферы и принятых методов
воспитания у ребенка развивается вкус
к работе или же, напротив, чувство неполноценностикак
в плане использования средств и возможностей,
так и в плане собственного статуса среди
товарищей.
Пятый
кризис переживают подростки обоих полов
в поисках идентификации (усвоения образцов
поведения значимых для подростка других
людей). Этот процесс предполагает объединение
прошлого опыта, потенциальных возможностей
подростка и того выбора, который он должен
сделать. Неспособность к идентификации
или связанные с ней трудности могут привести
к ее «распылению» или же к путанице ролей,
которые подросток играет или будет играть
в аффективной, социальной и профессиональной
сферах. Эриксон считает подростковый
период центральным в формировании психологического
и социального благополучия человека.
Шестой
кризис свойствен молодым взрослым людям.
Он связан с поискомблизости с любимым
человеком, вместе с которым им предстоит
совершать цикл «работа — рождение детей
— покой», чтобы обеспечить своим детям
надлежащее развитие. Отсутствие подобного
опыта приводит к изоляции человека
и его замыканию на самом себе.
Седьмой
кризис переживается человеком в 40-летнем
возрасте. Он характеризуется развитием
чувства сохранения рода (генеративности),
выражающегося в «интересе к следующему
поколению и его воспитанию». Этот период
жизни отличается высокой продуктивностью
и созидательностью в самых разных областях.
Если, напротив, эволюция супружеской
жизни идет иным путем, она может застыть
в состоянии псевдоблизости (стагнация),
что обрекает супругов на существование
лишь для самих себя и приводит к оскудению
межличностных отношений.
Восьмой
кризис переживается во время старения.
Он знаменует собой завершение предшествующего
жизненного пути, а его разрешение зависит
от того, как этот путь был пройден. Достижение
человекомцельности основываетс
Таким образом, согласно Эриксону, поведение человека изначально детерминировано биологическими факторами (инстинкты Оно, биологическое сексуальное созревание), взаимодействующими с расширяющейся сферой социальных отношений, и исходами психосоциальных кризисов, которые образовались в зависимости от степени сформированноти Эго человека. Результаты первых 4 стадий почти полностью обусловлены влиянием окружающей среды, а разрешение последующих кризисов больше зависит от Эго и меньше — от внешних факторов. Влияние таковых (родительского воспитания, культуры и истории) на развитие личности очень велико, хотя для этого развития нет пределов: оно происходит на протяжении всего жизненного цикла: человек решает все новые проблемы, приобретает новые качества Эго и меняется.
Информация о работе Эго-психология. Психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона