Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа
Тенденции развития современного общества характеризуется повышением агрессивно насыщенной информации, сменой привычных стереотипов жизнедеятельности в политической, экономической и идеологической сферах. Жизнь отличается высоким напряжением, что способствует возникновению психологического кризиса. Негативные эмоциональные переживания и деструктивные стратегии поведения личности в кризисных ситуациях взаимосвязаны. Психологическая устойчивость является интегративным качеством личности, развитие которого положительно влияет на поведение и переживания личности в кризисных ситуациях.
Введение
1. Анализ литературы по проблеме особенностей поведения личности в кризисной ситуации
1.1 Личность как объект исследования социальной психологии
1.2 Понятие «кризисной ситуации»
1.3 Уровень субъективного контроля
1.4 Оценочные аспекты локус-контроля
2. Обоснование методов исследования
2.1 Объем социальной выборки и ее общая характеристика
2.2 Характеристика психодиагностических методов и их обоснование
2.2.1 Методика УСК (уровень субъективного контроля)
2.2.2 Тест психологических защит Л. Гребенникова (Live Style Index)
2.3 Методы математико-статистической обработки данных исследования: корреляционный анализ
2.4 Этапы, условия и процедуры проведения психологического исследования
3. Обработка и анализ данных исследования
3.1 Обработка результатов методики УСК
3.2 Обработка результатов теста психологических защит Л. Гребенникова
3.3 Корреляционный анализ
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Рассчитываем эмпирическую величину коэффициента корреляции по формуле:
rxy= 27,59/(60,88*142,25)(1/2)=0,29
Определяем критические значения для полученного коэффициента корреляции по таблице «Критические значения коэффициента корреляции r-Пирсона». При нахождении критических значений для вычисленного коэффициента линейной корреляции Пирсона число степеней свободы рассчитывается как k = n - 2 = 11.
При р=0,05 ккрит=0,6021 > 0,29 , следовательно, связь между уровнем субъективного контроля и степенью выраженности примитивной психологической защиты - отрицанием, не доказана. Поскольку полученный нами коэффициент корреляции r=0,29 составляет 8,4% от идеальной /12/.
Таблица 4 - Корреляционный анализ переменных (УСК и высшие психологические защиты)
№ |
xi |
yi |
|
|
|
|
|
1 |
5 |
5 |
-1,07 |
1,14 |
-0,76 |
0,57 |
0,81 |
2 |
5 |
4 |
-1,07 |
1,14 |
-1,76 |
3,09 |
1,88 |
3 |
3 |
3 |
-3,07 |
9,42 |
-2,76 |
7,61 |
8,47 |
4 |
8 |
8 |
1,93 |
3,72 |
2,24 |
5,01 |
4,32 |
5 |
7 |
6 |
0,93 |
0,86 |
0,24 |
0,06 |
0,22 |
6 |
3 |
9 |
-3,07 |
9,42 |
3,24 |
10,49 |
-9,95 |
7 |
6 |
6 |
-0,07 |
0,005 |
0,24 |
0,06 |
-0,07 |
8 |
6 |
6 |
-0,07 |
0,005 |
0,24 |
0,06 |
-0,07 |
9 |
6 |
9 |
-0,07 |
0,005 |
3,24 |
10,49 |
-0,22 |
10 |
6 |
5 |
-0,07 |
0,005 |
-0,76 |
0,57 |
0,05 |
11 |
10 |
4 |
3,93 |
15,44 |
-1,76 |
3,09 |
-6,92 |
12 |
4 |
3 |
-2,07 |
4,28 |
-2,76 |
7,61 |
5,71 |
13 |
10 |
7 |
3,93 |
15,44 |
1,24 |
1,53 |
4,87 |
Сумма |
79 |
75 |
60,88 |
50,25 |
13,97 | ||
Среднее |
6,07 |
5,76 |
Рассчитываем эмпирическую величину коэффициента корреляции по формуле:
rxy= 13,97/(60,88*50,25)(1/2)=0,25
При р=0,05 ккрит=0,6021 > 0,25 , следовательно, связь между уровнем субъективного контроля и степенью выраженности высшей психологической защиты - интеллектуализации, не доказана. Поскольку полученный нами коэффициент корреляции r=0,25 составляет 6,25% от идеальной корреляции /11/.
Вывод: В начале исследования нами были выдвинута гипотеза: в кризисной ситуации у людей экстернального типа преобладает использование примитивных психологических защит (отрицание, подавление, регрессия, замещение), а у людей интернального типа - высших психологических защит (компенсация, проекция, интеллектуализация, реактивные образования).
Для подтверждения гипотезы было проведено сопоставление полученных данных с целью определения преобладающих психологических защит у людей с разным уровнем субъективного контроля.
Следует отметить тот факт, что в группе испытуемых с высоким уровнем интернальности (15%) вообще отсутствует преобладание тех или иных психологических защит.
Результаты по группам респондентов с тенденцией к интернальности и экстернальности представлены в диаграммах (см. рисунок 3, 4).
Рисунок 3 - Выраженность психологических защит у испытуемых с тенденцией к интернальному типу субъективного контроля
Как мы видим из диаграммы, в группе респондентов с тенденцией к интернальному типу субъективного контроля используются все типы психологических защит, с преобладанием компенсации, замещения и интеллектуализации.
Рисунок 3 - Выраженность психологических защит у испытуемых с тенденцией к экстернальному типу субъективного контроля
Диаграмма наглядно показала, что испытуемые с тенденцией к экстернальному типу субъективного контроля активно используют не все психологические защиты. А только: отрицание, регрессию, замещение (примитивные защиты) и проекцию и интеллектуализацию (высшие защиты). Все они выражены в равных долях.
Проведенный нами корреляционный анализ не выявил достоверной связи между исследуемыми показателями.
На основе полученных результатов мы заключаем, что в полной мере подтвердить или опровергнуть выдвинутую нами гипотезу нельзя. Для более точных результатов необходимо провести дополнительное исследование на большей выборке. Поэтому работу в данной области следует продолжать.
Заключение
Вопросы социальной психологии ставит общество, и следовательно ее обязанность искать ответы на вопросы изменяющегося общества, и ее первая задача - осознать характер происходящих преобразований, построить своеобразную программу трансформирования сложившихся подходов в связи с новыми объектами исследований, новыми типами отношений в обществе, новой ситуацией.
«Социальный контекст» для нас сегодня - это глубочайшая нестабильность общества. Под социальной нестабильностью не следует понимать просто эквивалент быстрых и радикальных социальных изменений. Нестабильность проявляется в рассогласованности этих изменений -- по их направленности, по их темпу, по мере их радикальности в разных частях общественного организма (например, достаточно быстрая ломка политических институтов и медленные преобразования в экономике). Термин «кризис» все чаще употребляется для характеристики переживаемого периода.
Социальная нестабильность, хотя и обладает некоторыми общими чертами, когда она возникает в определенные периоды развития в разных странах, принимает в каждом случае специфическую форму; она сочетается с особыми условиями исторического развития каждой страны, ее традициями, национальным менталитетом. В частности, нестабильность «накладывается» и на тот образ общества, который существовал в массовом сознании до периода радикальных преобразований. Это зависит от того, предшествовал ли периоду кризиса период стабильного развития с жесткой регламентацией стереотипов и ценностей, или, напротив, период достаточно динамичного развития. В России новая возникшая ситуация оказалась психологически особенно сложной потому, что в прежний период, в тоталитарном обществе, стабильность его декларировалась как официальной идеологией, так и самой организацией общественной жизни.
В ситуации нестабильности процессы, с которыми сталкивается массовое сознание, требуют пристального социально-психологического внимания. Глобальная ломка устоявшихся социальных стереотипов, распространенных в нашем обществе в предшествующий период, часто воспринимается отдельными группами как утрата идеалов.
Изменение системы ценностей тоже требует особого внимания исследователей. Это касается вопроса о соотношении групповых (прежде всего классовых) и общечеловеческих ценностей. Воздействие идеологических нормативов на массовое сознание было так велико, что идея приоритета классовых ценностей принималась как сама собой разумеющаяся и, напротив, общечеловеческие ценности зачастую интерпретировались как ценности «абстрактного гуманизма», т. е. получали негативную оценку. На более конкретном уровне это проявляло себя как принижение значения таких ценностей, как ценности жизни, человеческого существования, добра и пр. Неготовность к их принятию обернулась тем, что в условиях радикальных преобразований «старые» ценности во многом оказались разрушенными, а «новые» не приняты. Утрата ориентиров относительно иерархии ценностей оплачивается дорогой ценой, она порождает порою нравственный беспредел.
Кризис идентичности - еще один пример существенных изменений в массовом сознании в эпоху перемен. Социальной психологии удалось на теоретическом и экспериментальном уровне доказать, что механизмом формирования социальной идентичности является категоризация - процесс «отнесения» индивидом себя к определенной социальной группе. Последствия этого драматичны для многих социальных групп: пожилые люди испытывают потерю идентичности, молодежь - затруднения с определением своей идентичности и т.п. Необходим поиск новых принципиальных подходов к анализу социально-психологических феноменов в изменяющемся мире, новой стратегии социально-психологического исследования.
Взгляд социальной психологии на общественные проблемы одлжен станет более пристальным. Требуется лучшая ориентация социальной психологии в новых возникших проблемах (например, в проблемах безработицы, резкой имущественной дифференциации, возникновения организованной преступности и др.), нахождение адекватной общественной позиции своей дисциплины в решении этих проблем. Как могут «работать» в новых условиях формы практической социальной психологии: экспертиза, консультирование, обучение? Как, например, учесть динамику отношения к проблеме безработицы как отдельного человека, так и целой социальной группы (да и населения, в целом)? Как учесть в практике консультирования изменения в действии таких психологических механизмов, как социальное сравнение («моего» положения, положения «моей» отрасли по сравнению с другими), как обеспечение (или исчезновение) кредита терпения (по отношению к наблюдаемым фактам социальной несправедливости) и т.д. Из этого следует, что традиционные формы социально-психологического вмешательства в общественную жизнь становятся недостаточными и требуют значительного обогащения.
В кризисной ситуации человек испытывает как информационный, так и эмоциональный стресс. Следовательно, оптимизация психических состояний и поведения человека в подобного рода ситуациях должна предусматривать соответствующую подготовку, чтобы пребывающие в стрессовом состоянии люди могли действовать рационально и быстро.
Список использованных источников
Ковалевич В.Т. Социальная психология: учебное пособие. -Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - 204с.
Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для ВУЗов/ Г.М. Андреева. - М.: «Аспект Пресс», 2007. - 363 с.
Психологический аспект проблемы совладания личности с кризисными ситуациями. Психологическое знание - база развивающего образования. //Тезисы докладов 2-ой Всероссийской научно-практической конференции по психологии. - Пятигорск: ПГЛУ, 1999. - С. 155-157.
Милорадова Н.Г. Психология: шаг к себе - другим навстречу. Учебное пособие. - М.: АСВ, 2003. С. 334 - 337.
Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций/ Ф.Е. Василюк. - Журнал практической психологии и психоанализа, №4, 2001.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций/ Ф.Е. Василюк. - М.: Издательство Московского университета, 1984. - 345 с.
Семиче С.Б. Теория кризисов и психопрофилактика/ С.Б. Семичев. - СПб.: труды Ленингр. науч-исслед. психоневрологического ин-та им. В.М. Бехтерева, 1972. - 112 с.
Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности - новая версия методики «Уровень субъективного контроля» / Е.Г. Ксеновская. - Психологический журнал, №2, 1999.
Пантелеев С.Р., Столин В.В. Тест-опросник субъективной локализации контроля. Модификация шкалы I-E Дж. Роттера / С.Р. Пантелеев. - М.: Практикум по психодиагностике, 1988. - 562 с.
Бурлачук Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике/ Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: «Питер», 2000. - 528 с.: (Серия «Мастера психологии»).
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Л. Хьелл. - СП.: «Питер», 1997. - 562 с.
Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля/ И.М. Кондаков. - Психологический журнал, № 16, 1995.
Быков С.В., Шальнова О.А. Уровень субъективного контроля и противоправное поведение подростков/ С.В. Быков. - Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Сер. "Юриспруденция", №18, 2001.
Муздыбаев, К.А., Стратегия совладания с жизненными трудностями/ К.А. Муздыбаев. - Журнал социологии и социальной антропологии, №2, 1998.
Никольская, И.М., Грановская, Р.М. Психологическая защита у детей/ И.М. Никольская. - СПб.: «Речь», 2003. - 367 с.
Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Практикум/ Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 576 с.
Приложение А
Вам предлагается ответить на каждый из пунктов опросника. Опросник предусматривает ответы по 7-балльной шкале (-3, -2, -1, 0, +1, +2, +3). Ответ «+3» означает полное согласие с высказыванием; «+2» - если высказывание по отношению к вам верно;«+1» - в большей степени верно, чем неверно, случается чаще; «0» - если Вы не может отдать приоритет ни положительному, ни отрицательному. Если Вы полностью не согласен с высказыванием, или по отношению к Вам оно неверно, или в большей степени неверно, чем верно, то рассматриваемый пункт опросника отмечается «-3», «-2» или «-1» соответственно.
Плохих или хороших ответов в данном опроснике нет, все они отражают определенное состояние в момент ответа. Необходимо выразить только свое мнение, свое состояние, а не то, что Вы считаете лучше или хуже.