Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа
Тенденции развития современного общества характеризуется повышением агрессивно насыщенной информации, сменой привычных стереотипов жизнедеятельности в политической, экономической и идеологической сферах. Жизнь отличается высоким напряжением, что способствует возникновению психологического кризиса. Негативные эмоциональные переживания и деструктивные стратегии поведения личности в кризисных ситуациях взаимосвязаны. Психологическая устойчивость является интегративным качеством личности, развитие которого положительно влияет на поведение и переживания личности в кризисных ситуациях.
Введение
1. Анализ литературы по проблеме особенностей поведения личности в кризисной ситуации
1.1 Личность как объект исследования социальной психологии
1.2 Понятие «кризисной ситуации»
1.3 Уровень субъективного контроля
1.4 Оценочные аспекты локус-контроля
2. Обоснование методов исследования
2.1 Объем социальной выборки и ее общая характеристика
2.2 Характеристика психодиагностических методов и их обоснование
2.2.1 Методика УСК (уровень субъективного контроля)
2.2.2 Тест психологических защит Л. Гребенникова (Live Style Index)
2.3 Методы математико-статистической обработки данных исследования: корреляционный анализ
2.4 Этапы, условия и процедуры проведения психологического исследования
3. Обработка и анализ данных исследования
3.1 Обработка результатов методики УСК
3.2 Обработка результатов теста психологических защит Л. Гребенникова
3.3 Корреляционный анализ
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Размещено на http://www.allbest.ru/
Курсовая работа
Особенности поведения личности в кризисной ситуации
Содержание
Введение
1. Анализ литературы по проблеме особенностей поведения личности в кризисной ситуации
1.1 Личность как объект исследования социальной психологии
1.2 Понятие «кризисной ситуации»
1.3 Уровень субъективного контроля
1.4 Оценочные аспекты локус-контроля
2. Обоснование методов исследования
2.1 Объем социальной выборки и ее общая характеристика
2.2 Характеристика психодиагностических методов и их обоснование
2.2.1 Методика УСК (уровень субъективного контроля)
2.2.2 Тест психологических защит Л. Гребенникова (Live Style Index)
2.3 Методы математико-статистической обработки данных исследования: корреляционный анализ
2.4 Этапы, условия и процедуры проведения психологического исследования
3. Обработка и анализ данных исследования
3.1 Обработка результатов методики УСК
3.2 Обработка результатов теста психологических защит Л. Гребенникова
3.3 Корреляционный анализ
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Тенденции развития современного общества характеризуется повышением агрессивно насыщенной информации, сменой привычных стереотипов жизнедеятельности в политической, экономической и идеологической сферах. Жизнь отличается высоким напряжением, что способствует возникновению психологического кризиса. Негативные эмоциональные переживания и деструктивные стратегии поведения личности в кризисных ситуациях взаимосвязаны. Психологическая устойчивость является интегративным качеством личности, развитие которого положительно влияет на поведение и переживания личности в кризисных ситуациях.
Социальная психология исследует массовую психику в целом, в ее разнообразных проявлениях, изучает специфические особенности психологии социальных групп, коллективов, а также закономерностей образования и функционирования последних в процессе взаимодействия и взаимовлияния личностей /1/.
Также одной из основных задач социальной психологии является исследование личности, хотя и добавляется при этом, что личность должна рассматриваться в контексте группы. Но так или иначе делается акцент на личность, на ее социально обусловленные характеристики, на формирование в ней определенных качеств в результате социального воздействия, изучение механизмов сознания и поведения и роли этих механизмов в разных ситуациях. В частности отмечается, что в основе социально- психологического понимания личности лежит «характеристика социального типа личности как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь...» /2/.
Личность реагирует на ситуацию и ведет себя в ней в зависимости от того, как она воспринимает данную ситуацию и интерпретирует ее значение. Поэтому кризисные ситуации, даже объективно аналогичные, воздействуют по-разному /3/.
Актуальность исследования.
Одним из аргументов актуальности исследования, является то, что в поле зрения исследователей данной проблемы, как правило, оказываются люди после перенесенного тягостного события, жизненного катаклизма, остро нуждающиеся в психолого-педагогической помощи и поддержке, а также переживания и поведение людей, которые сталкиваются с кризисными ситуациями в своей повседневной жизни и которые не менее нуждаются в поддержке и помощи психологической службы.
Стратегии, которые выбирает человек для своего поведения, могут быть разными. Принимая решение «действовать или бездействовать», «молчать или говорить», «бороться или смириться», «учиться или мучиться», человек характеризует события и ситуации по их доступности своему влиянию.
Существует огромная зона событий, на наступление которых нельзя повлиять, сколько бы сил к этому ни прикладывать; например, нельзя предотвратить смерть человека или сделать всех людей счастливыми, нельзя полностью контролировать жизнь своих детей после того, как они выросли. Но у каждого человека есть и такой круг событий, развитие которых зависит от его усилий, от затрат физической энергии и интеллекта.
Представления человека о том, от кого зависят значимые для него события выявляются специальными тест-опросниками по определению локуса контроля. Этот параметр рассматривается как особый, фундаментальный тип обобщенных ожиданий, как «степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого».
Личностная характеристика, описывающая то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, называется интернальностью («зависит от меня»), а в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств - экстернальностью («зависит от внешних сил»).
В отечественной практике используется методика исследования
уровня субъективного контроля (УСК), созданная
Е.Ф. Бажиным, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткиндом
в Ленинградском психоневрологическом
институте им. В. М. Бехтерева на основе
шкалы Дж. Роттера. Авторы данной методики
исходят из того, что направленность субъективного
контроля у одного и того же человека может
иметь вариации в различных жизненных
сферах. Поэтому УСК включает ряд шкал,
измеряющих не просто интернальность-
Данная экспериментально-
Задачи исследования:
Изучение литературы.
Подбор методик для исследования.
Исследование уровня субъективного контроля испытуемых.
Проведение теста психологических защит Л. Гребенникова (Live Style Index).
Анализ результатов исследования.
Цель исследования - изучение особенностей поведения личности в кризисных ситуациях.
Объект исследования - уровень субъективного контроля как обобщенная характеристика личности.
Предмет исследования - особенности использования психологических защит людьми с разным уровнем субъективного контроля.
В исследовании проверялась следующая гипотеза: в кризисной ситуации у людей экстернального типа преобладает использование примитивных психологических защит (отрицание, подавление, регрессия, замещение), а у людей интернального типа - высших психологических защит (компенсация, проекция, интеллектуализация, реактивные образования).
Методы исследования: методика УСК и тест психологических защит Л. Гребенникова.
Испытуемыми явились работники ООО «Радар» в количестве 13 человек (6 женщин и 7 мужчин) в возрасте от 25 до 50 лет.
1. Анализ литературы по проблеме поведения
личности
в кризисной ситуации
1.1 Личность как объект исследования
социальной психологии
Решение основных экономических, социальных и политических проблем позволило более пристально анализировать психологическую сторону различных проявлений общественной жизни. Активное обратное воздействие на ход объективных процессов должно быть особенно детально исследовано в современных условиях, когда психологический, «человеческий» фактор приобретает столь значительную роль. Механизмы конкретного взаимодействия общества и личности в этих условиях должны быть исследованы не только на социологическом, но и на социально-психологическом уровне.
Взгляды на соотношение социальной психологии с психологией, с одной стороны, и с социологией - с другой, могут быть сгруппированы в несколько основных подходов.
Так, по вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода. Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр. Наконец, внутри этого же подхода почти все единодушно говорили о необходимости изучения коллективов. Большинство социологов определенно трактовали предмет социальной психологии как исследование общественной психологии (соответственно были разведены термины: «общественная психология» - уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп, прежде всего классов, и «социальная психология» - наука об этой общественной психологии).
Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Позднее с точки зрения этого подхода дискуссионным оказался вопрос о месте «психологии личности» в системе психологического знания (есть ли это раздел общей психологии, эквивалент социальной психологии или вообще самостоятельная область исследований). Часто в защиту описанного подхода приводился такой аргумент, что он гораздо более «психологичен», что лишь на этом пути можно представить себе социальную психологию как органическую часть психологии, как разновидность именно психологического знания. Логично, что подобный подход в большей степени оказался популярным среди психологов.
В ходе дискуссии обозначился и третий подход к вопросу. В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае, естественно, проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода. Наиболее широкий перечень содержала схема, предложенная Б.Д. Парыгиным, по мнению которого социальная психология изучает: 1) социальную психологию личности; 2) социальную психологию общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности (Парыгин, 1971). Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует: 1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов общества (Мясищев, 1949).
Важно, что при всех частных расхождениях предложенных схем основная идея была общей - предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению - как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. Такое понимание более всего отвечало реально складывающейся практике исследований, а значит, и практическим запросам общества; именно поэтому оно и оказалось если не единогласно принятым, то, во всяком случае, наиболее укоренившимся.
Очевидным является тот простой факт, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.
Социальная психология, пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности) а, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности).
Отличие такого подхода от социологического заключается не в том, что для социальной психологии не важно, каким образом в личности представлены социально-типические черты, а в том, что она выявляет, каким образом сформировались эти социально-типические черты, почему в одних условиях формирования личности они проявлялись в полной мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности личности к определенной социальной группе. Для этого в большей мере, чем в социологическом анализе, здесь делается акцент на микросреду формирования личности, хотя это не означает отказа от исследования и макросреды ее формирования. В большей мере, чем в социологическом подходе, здесь принимаются в расчет такие регуляторы поведения и деятельности личности, как вся система межличностных отношений, внутри которой наряду с их деятельностной опосредованностью изучается и их эмоциональная регуляция.
От общепсихологического подхода названный подход отличается не тем, что здесь изучается весь комплекс вопросов социальной детерминации личности, а в общей психологии -- нет. Отличие заключается в том, что социальная психология рассматривает поведение и деятельность «социально детерминированной личности» в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, причины, от которых зависит величина этого вклада в общую деятельность. Точнее, изучаются два ряда таких причин: коренящихся в характере и уровне развития тех групп, в которых личность действует, и коренящихся в самой личности, например, в условиях ее социализации.
Можно сказать, что для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения личности с конкретной группой). На основании таких отличий социально-психологического подхода от социологического и общепсихологического можно вычленить проблематику личности в социальной психологии.
Самое главное - это выявление тех закономерностей, которым подчиняются поведение и деятельность личности, включенной в определенную социальную группу. Но такая проблематика немыслима как отдельный, «самостоятельный» блок исследований, предпринятых вне исследований группы. Поэтому для реализации этой задачи надо по существу возвратиться ко всем тем проблемам, которые решались для группы