Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа
Тенденции развития современного общества характеризуется повышением агрессивно насыщенной информации, сменой привычных стереотипов жизнедеятельности в политической, экономической и идеологической сферах. Жизнь отличается высоким напряжением, что способствует возникновению психологического кризиса. Негативные эмоциональные переживания и деструктивные стратегии поведения личности в кризисных ситуациях взаимосвязаны. Психологическая устойчивость является интегративным качеством личности, развитие которого положительно влияет на поведение и переживания личности в кризисных ситуациях.
Введение
1. Анализ литературы по проблеме особенностей поведения личности в кризисной ситуации
1.1 Личность как объект исследования социальной психологии
1.2 Понятие «кризисной ситуации»
1.3 Уровень субъективного контроля
1.4 Оценочные аспекты локус-контроля
2. Обоснование методов исследования
2.1 Объем социальной выборки и ее общая характеристика
2.2 Характеристика психодиагностических методов и их обоснование
2.2.1 Методика УСК (уровень субъективного контроля)
2.2.2 Тест психологических защит Л. Гребенникова (Live Style Index)
2.3 Методы математико-статистической обработки данных исследования: корреляционный анализ
2.4 Этапы, условия и процедуры проведения психологического исследования
3. Обработка и анализ данных исследования
3.1 Обработка результатов методики УСК
3.2 Обработка результатов теста психологических защит Л. Гребенникова
3.3 Корреляционный анализ
Заключение
Список использованных источников
Приложения
экстрапунитивность, обвинение других в конфликтах;
конформность, зависимость от других людей, уступчивость;
неуверенность в себе, частая несогласованность образов реального и идеального «Я»;
неадекватность самооценки;
тревожность, склонность к депрессивным состояниям и психическим заболеваниям;
недостаточно развитая саморегуляция, эмоциональная неустойчивость, низкая самоактуализация;
нерациональное использование психической энергии, недостаточная реализация творческого потенциала.
Интернально ориентированные субъекты в отличие от экстерналов имеют высокие баллы по степени доминантности, толерантности, социабельности, умственной подготовленности, ответственности, самоконтроля, принятия своего «Я». Интерналы оценивают себя как приспособленных, выносливых, последовательных, достигающих цели, уверенных в себе, защищенных.
Характерными чертами интерналов (опросник Кэттела) являются: эмоциональная стабильность, моральная нормативность, доверчивость, воображение, общительность и сила воли. Большое число исследований показало значимую и положительную корреляцию экстернальности с тревожностью и депрессивностью, догматизмом, авторитаризмом. В целом экстерналы характеризуются фаталистическими наклонностями /9/.
2 Обоснование методов и методик психологического исследования
2.1 Объем социальной выборки и ее общая характеристика
Испытуемыми явились работники ООО «Радар» в количестве 13 человек (6 женщин и 7 мужчин) в возрасте от 25-50 лет.
2.2 Характеристика психодиагностических методов и их обоснование
2.2.1 Методика УСК (уровень субъективного контроля)
В качестве психодиагностического метода психологического исследования была выбрана методика УСК (уровень субъективного контроля), разработанная Е.Ф. Бажиным, Е.А. Голынкиным, Л.М. Эткиндом, в основе которой лежит концепция локус контроля Дж. Роттера. Данная концепция основана на положении о том, что все люди делятся на два типа - интерналов и экстерналов - в зависимости от того, как они оценивают, что является причиной различных событий в их жизни и кто несет за них ответственность. Интерналы имеют внутренний локус контроля, экстерналы - внешний /10/.
Люди интернального типа оценивают все происходящие с ними значимые события как результат их собственной деятельности. Они продуктивнее трудятся в одиночестве, более активны в поиске информации. Кроме того, интернальные личности лучше справляются с работой, требующей проявления инициативы. Они более решительны, уверены в себе, принципиальны в межличностных отношениях, не боятся рисковать.
Экстернальная личность, наоборот, интерпретирует все происходящие в ее жизни события как зависящие не от нее, а от каких-то внешних сил (Бога, других людей, судьбы и т. д.). Поскольку экстерналы не чувствуют себя способными как-либо влиять на свою жизнь, контролировать развитие событий, они снимают с себя всякую ответственность за все, происходящее с ними. Вместе с тем, они характеризуются большей конформностью, более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других. В целом, экстернальные личности оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей.
Создавая методику УСК, авторы исходили
из того, что направленность субъективного
контроля у одного и того же человека может
иметь вариации в различных жизненных
сферах. Поэтому УСК включает ряд шкал,
измеряющих не просто интернальность-
Далее мы приводим описание этих шкал:
Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями: интернальный контроль, интернальная личность. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни есть результат их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об интерналах как о более уверенных в себе, более спокойных и благожелательных, более популярных в сравнении с экстерналами. Их отличает более позитивная система отношений к миру и большая осознанность смысла и целей жизни.
Низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля: экстернальный контроль, экстернальная личность. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об экстерналах как о людях с повышенной тревожностью, обеспокоенностью. Их отличает конформность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, меньшая популярность в сравнении с интерналами.
Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем. Низкие показатели по шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает своп успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
Школа интернальности в области неудач (Ин). Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
Шкала интернальности в области производственных отношении (Ип). Высокие показатели свидетельствует и том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, складывающихся отношении в коллективе, своего продвижения и т.д. Низкие указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению-невезению.
Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает именно себя ответственным за построение межличностных отношений с окружающими. Низкие указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значение в этом процессе обстоятельствам, случаю или окружающим его людям.
Шкала интернильности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низкими показателями по этой шкале считает болезнь и здоровье результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.
Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). Высокие показатели означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкие указывают на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье /9/.
Опросник УСК состоит из 44 пунктов (см. Приложение А). Испытуемому предлагается ответить на каждый из пунктов опросника. Опросник предусматривает ответы по 7-балльной шкале (-3, -2, -1, 0, +1, +2, +3). Ответ «+3» означает полное согласие с высказыванием; «+2» - если высказывание по отношению к вам верно;«+1» - в большей степени верно, чем неверно, случается чаще; «0» - если отвечающий не может отдать приоритет ни положительному, ни отрицательному. Содержание пункта «0» показывает уравновешенность «+» и «-» проявлений измеряемой особенности. Если он полностью не согласен с высказыванием, или по отношению к нему оно неверно, или в большей степени неверно, чем верно, то рассматриваемый пункт опросника отмечается «-3», «-2» или «-1» соответственно.
Плохих или хороших ответов в данном опроснике нет, все они отражают определенное состояние в момент ответа. Необходимо выразить только свое мнение, свое состояние, а не то, что считается лучше или хуже.
2.2.2 Тест психологических защит Л. Гребенникова (Live Style Index)
А также использовался тест психологических защит Л. Гребенникова, который имеет и другое название - Live Style Index (LSI). Данная методика предназначена для определения жизненного стиля человека на основе выявления особенностей функционирования его механизмов психологической защиты.
Но под «психологическими защитами» автор методики использует немного измененное понимание защит и объединение их в группы (примитивные защиты и высшие) /11/. Он, как и ряд других авторов, отмечает, что выявление защит через вербальные тесты крайне сложно и такой сознательный самоотчет и самоанализ необходимо называть копинг-поведением - поведением копирующим защиты, но не являющимся ими самими.
Данная методика устанавливает взаимосвязь защитных механизмов с различными аффективными состояниями. Предметом диагностики является оценка степени использования индивидом (или группой) различных механизмов психологической защиты. Механизмы психологической защиты понимаются как производные эмоций и определяются как автоматизированные способы последовательного искажения когнитивной и аффективной составляющих образа стимульной ситуации.
В соответствии с теорией каждая из основных защит онтогенетически развивалась для сдерживания одной из базисных эмоций, например, замещение - для совладания с выражением гнева, подавление - для совладания с тревогой, отрицание - с выражением доверия, проекция - с выражением недоверия или неприятия.
Признано, что существуют 8 основных механизмов защиты, регулирующих 8 базисных эмоций: отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление, интеллектуализация, реактивное образование, компенсация.
Некоторые из защитных механизмов выделяются как однозначные, другие представляют собой кластеры из нескольких вариантов защитных стратегий, близких по психологическому содержанию. Защитные механизмы являются адаптивными, если используются в пределах средне-статистических показателей по группе, если же они выходят за пределы нормы, они могут приводить к дезадаптации, т.к. в этом случае поведение индивида определяется иным образом реальности, чем у его релевантного окружения.
Тест состоит из 97 утверждений (см. приложение Б), предполагающих две градации ответа «верно» или «не верно».
Оценка степени использования механизмов психологической защиты проводится по следующим шкалам:
1) Отрицание - подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия.
2) Подавление - неприятны эмоции блокируются посредством забывания реального стимула и всех объектов и обстоятельств, связанных с ним.
3) Регрессия - возвращении в эксквизивной ситуации к более онтогенетически незрелым паттернам поведения и удовлетворения.
4) Компенсация - попытка исправления или замены объекта, вызывающего чувство неполноценности, нехватки, утраты (реальной или мнимой).
5) Проекция - приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональная основа для их неприятия и самопринятия на этом фоне.
6) Замещение - снятие напряжения путем переноса агрессии с более сильного или значимого субъекта (являющегося источником гнева) на более слабый объект или на самого себя.
7) Интеллектуализация - предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией.
8) Реактивное образование - выработка и подчеркивание социально одобряемого поведения, основанного на «высших социальных ценностях».
2.3 Методы математико-статистической обработки данных исследования: корреляционный анализ
С целью выявления взаимосвязи между показателями психологических защит и уровнем субъективного контроля нами были применены методы корреляционного анализа.
Характер распределения показателей психологического признака является нормальным, поэтому нами был использован параметрический метод математической статистики, а именно коэффициент корреляции Пирсона.
Термин «корреляция» был введен в науку выдающимся английским естествоиспытателем Френсисом Гальтоном в 1886 г. Однако точную формулу для подсчета коэффициента корреляции разработал его ученик Карл Пирсон.
Коэффициент характеризует наличие только линейной связи между признаками, обозначаемыми, как правило, символами X и Y. Формула расчета коэффициента корреляции построена таким образом, что, если связь между признаками имеет линейный характер, коэффициент Пирсона точно устанавливает тесноту этой связи. Поэтому он называется также коэффициентом линейной корреляции Пирсона. Если же связь между переменными X и Y не линейна, то Пирсон предложил для оценки тесноты этой связи так называемое корреляционное отношение.
Величина коэффициента линейной корреляции Пирсона не может превышать +1 и быть меньше чем -1. Эти два числа +1 и -1 - являются границами для коэффициента корреляции. Когда при расчете получается величина большая +1 или меньшая -1 - следовательно произошла ошибка в вычислениях.