Исследование роли неформальных отношений в повышении эффективности управленческой деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:03, контрольная работа

Краткое описание

В трудах по управлению постоянно подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению многих авторов, если найти правильную формулу, то организация будет действовать как хорошо смазанный механизм.
В недалеком прошлом конкурентная борьба была сосредоточена в области технического прогресса, совершенствования технологий, организационных структур, маркетинга, послепродажного обслуживания. Но сущность бизнеса определяют прежде всего люди.

Файлы: 1 файл

КР-Социол-упр.docx

— 44.65 Кб (Скачать)

По мнению Майкла Мескона важнейшими причинами вступления в группу являются:

  • чувство принадлежности;
  • взаимопомощь;
  • взаимозащита;
  • тесное общение;
  • заинтересованность.

Некоторые руководители считают, что неформальная группа – это результат неэффективного управления, однако возникновение данных групп явление естественное и весьма распространенное, – они есть в каждой организации.

Неформальные группы несут  в себе как отрицательное, так  и положительное влияние на деятельность формальной организации.

Случаи отрицательной реакции иногда мешают руководителям видеть многочисленные потенциальные выгоды от неформальных организаций.

Не находя способов эффективного взаимодействия с неформальными  организациями, или пытаясь подавить их, руководители часто упускают эти  потенциальные выгоды. В любом  случае, независимо от того, является ли неформальная организация вредной  или полезной, она существует, и  с ней нужно считаться. Даже если руководство и разрушит какую-то группу, на ее месте обязательно  возникнет другая, у которой, возможно, сложиться заведомо отрицательное отношение к руководству.

 

2. Управление неформальными группами

2.1. Механизм управления  неформальными группами

 Механизм управления  неформальными группами можно  представить в виде определенного  набора правил , которых необходимо придерживаться руководителю какой-либо организации.

Основными из них  являются:

  1. Признать существование неформальной организации.
  2. Изучить факторы, влияющие на эффективность функционирования неформальных групп. Группа сможет идти к достижению своих целей в зависимости от размера группы, состава группы, групповых норм (в каком направлении будет работать группа), сплоченности группы, конфликтности (различии во мнениях), статуса членов группы (должностной иерархии, образования, накопленного опыта и т.д.), функциональной роли членов группы.
  3. Перед тем, как предпринять какие-либо действия, просчитайте их возможное отрицательное воздействие на неформальную организацию.
  4. Разработать и применять на практике методы управления неформальными группами с целью использования их потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействия.

2.2. Методы управления  неформальными группами

Руководством организации  при управлении неформальными группами в процессе функционирования организации  могут применяться различные  методы воздействия.

Основные из них:

1. Консультации с группами.

Консультации с группой  вместо попытки навязать ей произвол, говорят об уважении к достоинству  группы и отдельного человека, а  также ослабляют сопротивление  переменам со стороны неформальной организации.

2. Обучение и внушение.

Организации необходимо сформировать у своих служащих лояльность посредством  обучения или пропаганды. Для этой цели необходимо «рекламироваться» перед всеми ее членами либо с помощью специальных учебных курсов и общих собраний, либо другими способами.

3. Обеспечение лояльности  руководящих работников.

Высшее руководство обычно старается завоевать преданность  руководящего состава – начальников подразделений, филиалов, отделов и бюро, – или, другими словами, добиться их самоотождествления с организацией.

4. Замена руководителя  «среднего звена».

Если добиться лояльности главы подразделения не удалось, то учреждение может заменить его  и порой заменяет тем, кто ему  предан.

5. Перевод сотрудников  на другое место работы.

Многообещающим механизмом укрепления лояльности членов организации  и усиления их самоотождествления с организацией в целом служит практика частых переводов сотрудников из подразделения в подразделение. Подобная практика, если ей строго и разумно следовать, вероятно, приведет к появлению в организации значительного числа людей, обладающих весьма разнообразным опытом, что способствует самоидентификации с более крупными структурными подразделениями, - хотя нет никаких оснований полагать, что такая практика полностью уничтожит преданность работников неформальным группам.

6. Размещение кабинетов.

Еще один механизм воздействия  заключается в правильном распределении  кабинетов. Формированию настоящего руководящего аппарата отдела или управления может способствовать размещение руководителей в одном месте или на одном этаже.

7. Признание естественных  лидеров.

Один из современных теоретиков Девис, развивая эту мысль, пишет: «Каждому руководителю надлежит знать, кто является лидером в каждой неформальной группе и работать с ним, поощряя тех, кто не мешает, а способствует достижению целей организации».

8. Обмен информацией в  организации.

Гибкое использование  развитой системы формальной и, что  особенно важно, неформальной передачи информации дает возможность организации  выполнять свои задачи быстро и оперативно. При этом сотрудники могут достичь  полноты понимания, а руководству  организации добиться большего влияния  на неформальные группы, что было бы невозможно при наличии лишь формальной системы.

 

 

 

3. Применение данных  методов для повышения эффективности  управления неформальными группами  на предприятии ООО «УРАЛ – АКВА»

Одним из вариантов проведения исследования эффективности управления неформальными группами является опрос  руководства организации. Данный метод  был использован на предприятии ООО «УРАЛ – АКВА».

 

Анкета

1. Знаете ли Вы о  существовании в вашей организации  неформальных групп:

1. Да;

2. Нет.

2. Причиной возникновения  неформальных групп является:

1. Результат неэффективного  управления организацией;

2. Естественное стремление  человека к объединению с другими  людьми.

3. Ограниченность формальной  организации;

1. 1 и 2;

2. 2 и 3;

3. 1 и 3;

4. 1,2,3.

3. Считаете ли Вы, что  для того чтобы справиться  с неформальной группой необходимо:

1. Уничтожить ее;

2. Не обращать на нее  внимания;

3. Взаимодействовать с  ней.

4. Какие из нижеперечисленных  характеристик, по Вашему мнению, отражают особенности неформальной  группы:

1. В основе ее лежит  принцип целесообразности, сознательного  движения к известной цели;

2. Наличие своих лидеров;

3. Сопротивление переменам,  которые могут произойти в  их организации;

4. Осуществление социального  контроля за своими членами;

5. Все вышеперечисленные.

5. Какое, по Вашему мнению, неформальные группы несут в  себе влияние на деятельность  формальных групп:

1. Положительное;

2. Отрицательное;

3. И то и другое;

4. Никакого.

5. Считаете ли Вы, что  неформальные группы могут помочь  формальной организации в достижении  ее целей:

1. Да;

2. Нет. 

6. Перед тем, как принимать  какие-либо действия, просчитываете  ли Вы их возможное отрицательное  воздействие на неформальные  группы:

1. Да;

2. Нет. 

7. При принятии каких-либо  решений, привлекаете ли Вы  членов организации к обсуждению  данных вопросов:

1. Да, привлекаю;

2. Нет, не привлекаю;

3. Привлекаю, когда считаю  это необходимым для себя.

8. Устраиваются ли в  Вашей организации вечеринки,  клубы, спортивные соревнования  или какие-нибудь другие мероприятия,  в которых участвуют весь коллектив  предприятия: 

1. Да;

2. Нет, я не вижу в  этом никакой необходимости;

3. Нет, но считаем это  необходимым и планируем в  будущем.

9. Существуют ли у Вас  на предприятии клубы руководящих  работников, специально отведенные  места в столовых учреждения, проводятся ли официальные обеды  и конференции для руководителей  «среднего звена», или существуют какие-нибудь другие «льготы» для данной группы сотрудников:

1. Да;

2. Нет. 

10. Если Вам не удалось  добиться лояльности руководителя  «среднего звена», считаете ли Вы необходимым заменить его тем, кто Вам предан:

1. Да, считаю;

2. Да, если из-за этого  не возникнут новые трудности; 

3. Нет, не считаю.

11. Является ли, по Вашему  мнению, перевод сотрудников из  одного места работы на другое  место одним из методов эффективного  управления неформальными группами:

1. Да;

2. Нет;

3. Не только неэффективный, но и вредный для организации.

12. Применяется ли данный  метод в Вашей организации:

1. Да, применяется;

2. Нет, не применяется.

13. Может ли, по Вашему  мнению, правильное размещение кабинетов  повлиять на поведение членов  неформальной группы:

1. Да;

2. Нет.

14. Применяется ли данный  метод в Вашей организации:

1. Да, применяется;

2. Нет, не применяется.

15. Считаете ли Вы, что  выявление естественных лидеров  и управление ими – решающий административный механизм контроля за групповым поведением:

1.Да;

2.Нет.

16. Знаете ли Вы естественных  лидеров Вашей организации и  принимаете ли Вы какие-нибудь  методы управления ими:

1. Да;

2. Нет;

3. Знаю, но ничего не  предпринимаю.

17. Возможно ли, по Вашему  мнению, при гибком использовании  различных каналов передачи информации  усилить свое влияние на неформальные  группы:

1. Да;

2. Нет.

18. Используете ли Вы  каналы неформальной передачи  информации для влияния на  неформальные группы:

1. Использую 

2. Не использую.

 При проведении  данного опроса ставились следующие  задачи:

1. Получить данные о  том, какой информацией о своих  неформальных группах обладает  руководство предприятия.

2. Получить объективную  информацию об положительных  и отрицательных сторонах управления  неформальными группами на данном  предприятии.

3. Предложить способы  более эффективного управления  неформальными группами.

В исследовании приняло участие  восемь человек. Результаты опроса свидетельствуют  о том, что руководство фирмы  знает о наличии неформальных групп на предприятии, имеет правильное представление о причинах их возникновения, а также считает необходимым  взаимодействовать с ними. На вопросы  об особенностях характеристик неформальной группы и их влиянии на деятельность формальных групп получены правильные ответы.

Проведенный на предприятии  опрос показал, что управление неформальными  группами в данной организации имеет  следующие положительные стороны:

1. Руководство предприятия  считает, что неформальные группы  могут помочь формальной организации  в достижении ее целей.

2. Перед тем, как принять какое-либо управленческое решение подавляющее большинство опрошенных просчитывают возможность отрицательного воздействия на неформальные группы и принимают решения в соответствии с этим.

3. На предприятии существуют клубы руководящих работников, для них проводятся конференции и собрания по различным вопросам. К руководителям «среднего звена» отношение начальства несколько «мягче», чем к остальной части персонала предприятия.

4. Руководство предприятия  считает, что только из-за того  что лояльности руководителя  «среднего звена» не удалось добиться, нет необходимости его заменять. В практике руководства данной проблемы еще не стояло. Однако, если лояльность руководителя «среднего звена» к своим подчиненным будет мешать деятельности предприятия, руководство организации посчитает нужным заменить его.

5. Руководство предприятия  считает, что перевод сотрудников  из одного места работы на  другое является одним из методов  эффективного управления неформальными  группами. Данный метод на предприятии  применяется. 

Информация о работе Исследование роли неформальных отношений в повышении эффективности управленческой деятельности на предприятии