Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:18, автореферат
Актуальность темы диссертационного исследования. Одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций формирования мирового хозяйства на современном этапе является неуклонный рост влияния туризма. Повышение уровня и качества жизни населения, а также необходимость его оздоровления является условием поступательного развития. Предоставить населению возможность реализовывать право на отдых является требованием социальной политики любого государства.
II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Рассматривая теоретические и практические аспекты развития социального и безбарьерного туризма автором показано, что в современных условиях необходимо придать туризму как отрасли рыночной экономики социальную направленность, сделать рынок туристических услуг социально-ориентированным. Определяя социальный туризм как экономическую категорию, выделяя его свойства, особенности необходимо учитывать следующие характерные черты социального туризма – это разновидность, особый вид туризма; он имеет свою целевую направленность, вытекающую из обязанности общества, государства предоставить всем гражданам реальный доступ к туристским услугам; основные участники-потребители социального турпродукта – это уязвимые социально и физически категории населения; источники финансирования - это выделяемые на социальные нужды государством, организациями, предприятиями, различными фондами средства; при этом социальный турпродукт относится, главным образом, к квазирыночным благам, когда спрос имеет более высокую эластичность от дохода покупателей и цены продукта.
На основе анализа различных походов к туризму, автор считает необходимым уточнить определение «социальный туризм», основанное, в первую очередь, на экономическом принципе формирования оплаты турпродукта социально уязвимым слоям населения и предлагает под социальным туризмам понимать разновидность туристской деятельности, софинансируемой за счет различных источников и направленный на обеспечение экономически и физически уязвимых слоев населения туристским продуктом.
2. В ходе анализа особенностей и подходов к регулированию развития социального туризма на различных уровнях управления автором показано, что в большинстве развитых зарубежных стран индустрия туризма приоритетна и имеет значительную государственную поддержку. В государственном регулировании социального туризма необходимо выделить две основные составляющие: социальная и туристская политики. Социальная, в свою очередь, является по сути одной из главных, приоритетных функций государства при переходе к рыночной экономике. Данная политика осуществляется посредством разработки социальных программ, ее правового обеспечения, создания и обеспечения основных гарантий, разработки целевых федеральных программ, а также совершенствования структуры исполнительных органов, на которые возлагается решение поставленных социальных задач. Опыт зарубежных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается этот сектор экономики, насколько он пользуется государственной поддержкой.
Изучение нормативной и правовой базы развития социального и безбарьерного туризма в РФ и за рубежом показало, что это одно приоритетных направлений социальной политики любого государства. Во многих государствах созданы и используются механизмы координации и контроля реализации государственной политики в отношении инвалидов, эти механизмы нами систематизированы в диссертационном исследовании и показано, что забота об интеграции инвалидов в общество во всем мире инициируемая, как правило, главами государств, включает не только создание доступной инфраструктуры, но и целый рядом мероприятий по устранению всех возможных барьеров, а также развитие отдельных государственных институтов, координирующих и контролирующих проведение государственной политики по отношению к инвалидам.
Нами в ходе диссертационного исследования был проанализирован комплекс законодательных и нормативных документов, регулирующих предоставление социальных услуг, в том числе услуг туризма. Анализ показал несбалансированность интересов государства и туристских организаций в области компенсации дотационных затрат, отсутствие научно обоснованного финансово-экономического блока и механизма инвестиционной поддержки социального и безбарьерного туризма со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а так же отсутствие институциональной среды развития данного вида туризма в РФ. Кроме того все нормативные и правовые акты, касающиеся социального туризма в Российской Федерации, являются общими, т.е. просто содержат отдельные нормы, регулирующие отношения в исследуемой области. При этом до сих пор в РФ нет действующего закона «О социальном туризме», хотя его разработка была начата еще в середине 1990-х гг. Отсутствие адекватной законодательной базы и функциональной институциональной среды наряду с прочими проблемами развития социального и безбарьерного туризма существенно сдерживают практику его распространения в нашей стране.
3. Проведенный
в диссертационном
Нами проведена систематизация информации о развитии безбарьерного туризма в мире на основе анализа сайтов туристических компаний. Анализ показал, что развитие безбарьерного туризма сегодня является одним из важнейших факторов расширения туристских потоков. На примере зарубежных стран явно прослеживается тенденция того, что ликвидация барьеров оказывает положительное влияние на экономику страны, а также повышает инвестиционную привлекательность индустрии гостеприимства.
4. Анализ состояния и перспектив развития социального и безбарьерного туризма на территории РФ позволяет автору утверждать, что социальный туризм как форма социально-экономической поддержки должен иметь широкое распространение и доступность для всех социально уязвимых слоев общества, в том числе и инвалидов. В 2011 г. Фондом социального страхования РФ на конкурсной основе отобрано 788 здравниц, готовых принять на лечение инвалидов и ветеранов по льготной путевке. Государственное возмещение одного дня пребывания в санатории в 2011 г. составил 828,5 руб. для обычных льготников и 1296,3 руб. - для инвалидов с заболеваниями и травмами спинного мозга.
Формирование доступной среды для инвалидов находится сегодня в РФ на низком уровне, в частности проблемы перемещения инвалидов достаточно очевидны, но решаются не во всех регионах. Можно предположить, что очевидность проблемы и явная недостаточность мер по ее решению являются фактором, провоцирующим недовольство граждан, проживающих и путешествующих по территории РФ, а также иностранных туристов с ограниченными возможностями. Требуется принятие государственных программ по расширению доступности сферы туризма для лиц с ограниченными возможностями на внутренних рынках.
В соответствии с «Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г.», утвержденными в 2008 г., «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», Программы «Доступная среда на 2011–2015 гг.», предусмотрена реализация комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения, а также совершенствование условий и порядка предоставления услуг в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации с целью интеграции инвалидов в социум. Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.
По прогнозам Правительства РФ показатели и индикаторы эффективности Программы в период с 2011 г. по 2015 г. будут расти в процентном соотношении по сравнению с каждым предыдущим годом по всем заявленным показателям. Так, показатель доли доступных для инвалидов приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры должен возрасти с 12 до 45 %. Что касается доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, то планируется его увеличить с 8 до 16,5 %. Согласно этим документам политика государства должна быть направлена на мобилизацию усилий исполнительных органов власти по созданию доступной среды жизнедеятельности и передвижения, в том числе в сфере туризма за счет имеющихся бюджетных источников. Одним из инструментов по реализации данной цели является создание системы отпускных чеков, которые имеют широкое распространение за рубежом.
5. С целью
обоснования организационно-
Данная система используется во многих странах, однако в России вопрос о внедрении в систему социального туризма отпускных чеков ещё не решен, а только лишь бурно обсуждается как на государственном уровне, так и среди непосредственных участников. Механизм реализации отпускных чеков должен состоять в том, что работодатели или общественные организации оказывают помощь в организации отдыха в рамках указанных в чеках целей. В свою очередь потребители, получающие такую помощь, освобождаются от уплаты подоходного налога со стоимости чека. Проблема отпускных чеков, как одного из элементов системы управления социальным туризмом, является проблемой государственного значения и требует согласованных действий органов исполнительной и законодательной власти. Внедрение в практику социального и безбарьерного туризма такой системы позволит участникам получить налоговые вычеты, что создаст стимулирующий механизм; туристские предприятия будут иметь стабильный доход; а широкий круг потребителей туристских услуг получит возможность приобретать рекреационные и туристские услуг вне зависимости от своего материального положения.
6. В рамках нашего исследования были обоснованы шаги по дальнейшему развитию социального и безбарьерного туризма с точки зрения стратегических приоритетов государства в области социальной политики. На сегодняшний день, продвижение безбарьерного (доступного) туризма не может быть успешным без создания и устойчивого функционирования необходимых объектов инфраструктуры, решения многочисленных проблем, связанных с транспортом, медицинским обслуживанием, страхованием. Объекты туристского показа должны быть оборудованы для возможности посещения всеми категориями граждан. Так, анализ размера рынка, проведенный по заказу немецкого Министерства экономики и труда, показал, что около 40% инвалидов по крайней мере, один раз отказались от отдыха из-за многих барьеров, возникавших уже на этапе планирования; и почти 50% заявили, что будут больше путешествовать, если объекты туриндустрии будут более доступны. Можно предположить, опираясь на проведенный анализ степени доступности городской инфраструктуры для инвалидов, что в нашей стране этот процент будет заметно выше.
В последние
годы на территории Санкт-Петербурга и
Ленинградской области
В большинстве
случаев существующая туристская среда
не приспособлена для
Нами выделены основные проблемы, препятствующие полноценному развитию социального и безбарьерного туризма на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, среди которых такие, как недооценка социального и безбарьерного туризма, как важнейшей составляющей интеграции инвалидов в общество; низкий уровень взаимодействия государства, частных структур, в том числе, иностранных инвесторов, а также благотворительных фондов по поддержке проектов в сфере безбарьерного туризма; недостаточность развития инфраструктуры для социального и безбарьерного туризма; низкий показатель вовлеченности муниципальных органов власти в решение вопросов, связанных с обеспечением инвалидам доступа к услугам туризма; отсутствие единой системы функционирования туристических фирм, занимающихся предоставлением услуг социального и безбарьерного туризма лицам с ограниченными возможностями.
7. Наличие перечисленных
проблем свидетельствует о
Информация о работе Институциональные основы развития социального и безбарьерного туризма