Институциональные основы развития социального и безбарьерного туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:18, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы диссертационного исследования. Одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций формирования мирового хозяйства на современном этапе является неуклонный рост влияния туризма. Повышение уровня и качества жизни населения, а также необходимость его оздоровления является условием поступательного развития. Предоставить населению возможность реализовывать право на отдых является требованием социальной политики любого государства.

Файлы: 1 файл

d02yakovlevakg.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

С целью формирования институциональной основы функционирования социального и безберьерного  туризма нами в диссертационном  исследовании предложена концепция  создания Центра координации и развития социального и безбарьерного туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, которой мы предлагаем сформировать как многопрофильное учреждение, основной функцией которого будет оказание поддержки социально уязвимым группам населения и лицам с ограниченными физическими возможностями по доступу к получению различных видов туристских услуг. Основными задачами Центра должны стать:

  • реализация государственной социальной политики в сфере предоставления комплекса туристских услуг социально уязвимым группам населения, в том числе, лицам с ограниченными физическими возможностями;
  • повышение уровня доступности туристских услуг отдельным группам потребителей за счет использования нового инструмента (социальный чек «Отдых») для повышения уровня платежеспособности социально уязвимых групп населения (по экономическим и по физическим критериям);
  • обеспечение возможности реализовать право на получение туристских услуг уязвимым группам населения на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области за счет стимулирования и лоббирования создания инфраструктуры, соответствующей принципам безбарьерного доступа к туристским объектам;
  • развитие договорных отношений между поставщиками туристских и рекреационных услуг и потребителями услуг социального и безбарьерного туризма в лице социальных городских служб, общественных организаций инвалидов, других социальных общественных организаций;
  • поиск дополнительных источников финансирования социального и безбарьерного туризма, развитие системы софинансирования программ такого туризма на региональном уровне, привлечение к обеспечению ресурсами социальных туристских программ спонсоров и доноров из числа российских и зарубежных участников хозяйственной деятельности; привлечение их на взаимовыгодных условиях к обеспечению международного уровня качества предоставления туристских услуг для путешественников-инвалидов.

В работе выделены основные участники деятельности Центра, связанные с оказанием услуг  социально уязвимым категориям населения, среди них Государственные органы управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и частный сектор Санкт-Петербурга и Ленинградской области в лице российских и зарубежных бизнес-структур. В работе доказано, что наиболее целесообразной организационно-правовой формой данного Центра должно быть выбрано государственно-частное партнерство. Общая схема организационной структуры Центра координации и развития социального и безбарьерного туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на базе ГЧП представлена на рис. 1. В работе помимо общей организационной структуры представлена вертикальная структура управления Центром, которая предполагает наличие дирекции Центра, куда входит директор центра по Санкт-Петербургу, а также директор областного центра.

8. Следует понимать, что создание подобного Центра, его успешное продвижение и развитие потребует немалых организационных усилий, и материальных затрат, как со стороны государства, так и со стороны всех задействованных в работе секторов. Поэтому нами предложена концептуальная схема финансирования Центра с использованием принципов государственно-частного партнерства, определены основные источники финансирования; предложены принципы и описан алгоритм поэтапного распределения ответственности исполнителей за финансовое обеспечение и функционирование Центра.

 

Финансовые ресурсы представляют совокупность всех видов денежных и финансовых средств, которые выделяются на организацию производства продукта (в данном случае организации функционирования Центра) и его реализацию. К основным источникам финансовых ресурсов проекта Центра относятся: бюджетные средства; средства внебюджетных государственных фондов; средства, поступающие от реализации потребителям услуг Центра; средства российских и иностранных бизнес-структур, заинтересованных в работе Центра; пожертвования и гранты благотворительных фондов.

Информационные  ресурсы Центра представляют собой  совокупность всех данным, включая  документы, базы данных, архивы и т.д., которые находятся в его владении и распоряжении. Как известно, любая  сфера деятельности формирует свою среду, свое информационное пространство.

Кадровые ресурсы  представляют собой наибольшую ценность для любого предприятия, так как  именно они определяют темпы роста  производства и производительности труда, качество услуг и успешную работу. Кадровые ресурсы Цента - это  совокупность всех сотрудников организации, работающих, как на постоянной, так и временной основе.

9. С нашей  точки зрения наиболее целесообразной  организационно-правовой формой  создаваемого учреждения будет именно государственного-частное партнерство, финансирование которого будет зависеть, в том числе, от объема и регулярности выделения бюджетных средств, при этом распределение финансирования будет происходить в соответствии поэтапной проектной деятельностью. Нами предложен алгоритм поэтапного распределения ответственности исполнителей за финансовое обеспечение и функционирование Центра (табл. 1).

Если все  этапы, указанные в таблице выполнены  качественно и работа Центра оказалась  результативной, то дальнейшее его  функционирование может быть признано целесообразным. Если результативность оказалась по основным параметрам недостаточной, то организаторам создания Центра (государственным и частным субъектам) необходимо вернуться к первому этапу работы, с целью внесения необходимых изменений, которые будут направлены на дальнейшее повышение результативности работы Центра.

Среди преимуществ, получаемых Санкт-Петербургом и Ленинградской областью от реализации проекта по созданию «Центра координации и развития социального и безбарьерного туризма на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области» назовем следующие:

  • создание Центра ускорит разработку и внедрению Федерального Закона  «О социальном туризме», основным регулирования которого должно стать создание предпосылок для формирования, продвижения и реализации на внутреннем рынке доступных туристских услуг для лиц с ограниченными возможностями;

 










 


 


 

 

 

 

Рисунок 1 - Организационная структура «Центра координации и развития социального и безбарьерного туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области» на базе ГЧП

 

Таблица 1 - Поэтапное распределение ответственности исполнителей за объект

Наименование  проекта

Исполнитель

Сроки

1

Проведение  мониторинга туристской отрасли  СПб и ЛО (доступность туристской сферы для инвалидов)

ГС

устанавливаются при реализации конкретного проекта 

Подготовка  проекта, включая проект бюджета  по финансированию Центра

ГС

-

Согласование  проекта с Администрацией Ленинградской  области

ГС

-

Объявление  конкурса на создание Центра

ГС

-

2

Подготовка  инфраструктурной базы по созданию Центра и предоставление проекта на согласование ГС (помещение, либо выделенное государством здание для создания в нем Центра)

ЧС/ГС

-

Обеспечение всем необходимым оборудованием для  обеспечения всего рабочего процесса

ЧС/ГС

-

Подготовка  бизнес-плана по работе Центра, согласование его с ГС

ЧС/ГС

-

Подбор персонала, может быть включены рекрутинговые  компании, как посредники

ЧС/посредники

-

3

Контроль за исполнением всех проектных соответствий

ГС/ЧС

-


 

  • Центр при взаимодействии с Администрациями города и области может обеспечить мониторинг качества сектора турбизнеса, занимающегося предоставлением турпродута социально уязвимым слоям населения;
  • Положительным эффектом реализации проекта по созданию Центра через механизм государственно-частного партнерства может стать формирование реального инструмента государственного регулирования социальной политики Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в том числе по расширению социального и безбарьерного туризма для лиц с ограниченными возможностями;
  • организация работы Центра позволит обеспечить Санкт-Петербург и Ленинградскую область дополнительными рабочими местами квалифицированных специалистов в сфере услуг социального туризма.

В результате проведенных исследований автором предложено в качестве институциональной основы развития социального и безбарьерного туризма создания специального координирующего центра и обоснован организационно-экономический механизм его функционирования.

 

III. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1. Яковлева К.Г. Социальный туризм: теоретические основы и идеи его устойчивого развития // Актуальные проблемы развития сферы услуг: Сб. науч. тр. вып. VIII. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 0,6 п.л.

2. Яковлева К.Г., Карпова Г.А., Долматеня Ю.В. Развитие санаторно-курортного комплекса // Перспективы развития туризма в приморских городах: Материалы II международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 2011 г. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 0,6 п.л. (вклад автора – 0,2 п.л.).

3. Яковлева К.Г. Социальный туризм как явление экономической стабильности страны // Вестник Национальной Академии туризма. – 2011. - №17. - 0,5 п.л.

4. Яковлева К.Г. Перспективы развития безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями на территории Российской Федерации // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2011. - №4. – 0,5 п.л.

5. Яковлева К.Г. Формирование доступности туристской среды для лиц с ограниченными возможностями в рамках реализации государственной программы «Доступная среда 2011-2015гг.» // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2012. - №2. – 0,5 п.л.

6. Яковлева К.Г. Организационно-экономический механизм создания доступной среды для инвалидов на территории Российской Федерации // Перспективы развития туризма в приморских городах: Материалы II международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 2011 г.  – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 0,5 п.л.

 


Информация о работе Институциональные основы развития социального и безбарьерного туризма