Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:37, реферат
Бурное развитие классической науки началось в 17—18 веках, когда ее
основоположники научились переводить эмпирическое знание на язык
математики. В наш век, в век научно-технического прогресса и мастерства,
невозможно представить себе отсутствие науки и научных познаний. Без
достижений науки мы вряд ли могли бы существовать. Наука — основная форма
человеческого познания, становится все более значимой и существенной
составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой мы живем
и действуем.
Содержание
Введение 2
Глава 1. Наука, определение, цель, критерии и функции. 6
Глава 2. Возникновение и сущность глобальных проблем. 8
Глава 3. Современные глобальные проблемы . 10
3.1 Проблемы предотвращения термоядерной войны. 10
3.2 Экологическая проблема. 12
3.3 Демографическая и продовольственная проблемы. 15
3.4 Энергетическая проблема. 17
Глава 4. Перспективы развития человечества. 20
4.1 Низкая энергетика и высокая устойчивость цивилизации. 20
4.2 Подлинная человечность. 22
Заключение. 25
Список использованной литературы. 27
Глобальные проблемы человечества и перспективы их решения с точки зрения
современной науки
|
|Реферат:
|
|
Стерлитамак 1997
Содержание
Введение 2
Глава 1. Наука, определение, цель, критерии и функции. 6
Глава 2. Возникновение и сущность глобальных проблем. 8
Глава 3. Современные глобальные проблемы . 10
3.1 Проблемы предотвращения термоядерной войны. 10
3.2 Экологическая проблема. 12
3.3 Демографическая и продовольственная проблемы. 15
3.4 Энергетическая проблема. 17
Глава 4. Перспективы развития человечества. 20
4.1 Низкая энергетика
и высокая устойчивость
4.2 Подлинная человечность. 22
Заключение. 25
Список использованной
литературы. 27
Введение
Бурное развитие классической науки началось в 17—18 веках, когда ее
основоположники научились переводить эмпирическое знание на язык
математики. В наш век, в век научно-технического прогресса и мастерства,
невозможно представить себе отсутствие науки и научных познаний. Без
достижений науки мы вряд ли могли бы существовать. Наука — основная форма
человеческого познания, становится все более значимой и существенной
составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой мы живем
и действуем.
Платон признавал разделение науки на три рода: действенные,
производительные и умозрительные. Но ему, однако, был неведом тот реальный,
практический опыт массированного, подчас неожиданного и даже драматического
воздействия научно-технических достижений на повседневное существование
человека, который приходится осмысливать сегодня.
Бесконтрольное развитие цивилизации, варварское отношение человека к
природе привели к тому, что на Земле не осталось ни одного укромного
уголка, не затронутого цивилизацией, ни одного растения, животного, ни
капли воды, ни пищи, оставшихся в естественной первозданной чистоте. На
пороге 21 века человечество столкнулось с необходимостью решения важных
проблем, которые с легкой руки Римского клуба, получили название
глобальных.
Глобальные проблемы оказывают существенное влияние на многие стороны
современного мира — социально-экономическую, политическую, этнокультурную и
географическую. Они особенно остро ставят вопрос о будущем всего
человечества.
В погоне за властью и богатством человек не заботится о последствиях своей
деятельности, об ущербе, который он наносит окружающей среде.
Нерешенность одних проблем, влечет за собой появление других, еще более
опасных. Именно в руках нашего поколения будущее всего человечества.
Надо безоговорочно признать невозможность избавиться от надвигающейся
катастрофы какими бы то ни было средствами, не меняя кардинального образа
жизни людей. Можно признать необходимость перехода к “альтернативной
цивилизации”.
Перед человечеством на сегодняшний момент стоят множества проблем, в данной
работе выделены наиболее важные и первоочередные. В работе проанализирована
роль науки и ее перспективы, рассмотрены проблемы предотвращения войны,
экологические проблемы, демографическая проблема и перспективы развития
человечества.
В ходе написания реферата использованы материалы периодической печати,
учебные пособия, научно-популярная литература отечественных и зарубежных
авторов.
Из учебных пособий для вузов можно выделить: “Введение в философию” под
авторством И. Т. Фролова, Э. А. Ораб-Оглы, Г. С. Арефьева и др. В данном
учебном пособии науке, глобальным проблемам и перспективам развития
человечества посвящены отдельные главы. Материал, изложенный по этим
проблемам, ценен наличием фактов, но требует критического подхода к
некоторым теоретическим выводам.
Среди научно-популярной литературы особый интерес представляет книга под
общей редакцией доктора философских наук А. И. Ракитова “Философия.
Основные идеи и принципы”. Автор по новому подходит к рассмотрению причин и
сущности глобальных проблем. Книга написана живым языком и содержит богатую
информацию о развитии общества.
Демографической проблеме посвящены книги П. П. Звилриньш, М. А. Звидриня
“Население и экономика” и сборник статей “Проблемы народонаселения” под
редакцией Д. И. Валенти и А. П. Судопластова.
Данные книги ценны наличием фактического материала и раскрывают суть
демографической проблемы, рассматривая ее на примерах отдельных регионов.
Бестужев-Лада И. В. “Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути
реализации целей будущего. Опыт систематизации”. Монография написана с
принудительных позиций “научного коммунизма”, но в ней рассматриваются
конкретные проблемы социальных прогнозов, нормотивистика в сферах труда,
семьи и быта, здравоохранения, народного образования, культуры, жизненной
среды общества, социальной организации и управления.
Из переводных работ наиболее интересны: К. Х. Пройс “Пути к умеренности.
Стратегия на будущее”.
Тейяр де Шарден П. “Феномен человека”. В книге четыре части: “Преджизнь” —
условия возникновения жизни на Земле, “Жизнь” — происхождение и экспансия,
“Мысль” — развитие идеи ноосферы В. И. Вернадского, “Сверхжизнь” —
преобразование разумной сферы времени-пространства общества.
Из материалов периодической печати в работе использованы статьи,
опубликованные в журналах: “Международная жизнь”, “Международная
экономика”, “ЭКО”, “Вестник Московского университета”, “Вопросы философии”
и другие, а также фактологический материал из газетных публикаций.
В реферате не было поставлена цель анализа всех глобальных проблем и
перспектив развития человечества, мы акцентировали внимание лишь на
наиболее важных.
Для достижения поставленной цели в реферате решались решить следующие
задачи:
Выяснить происхождение, характер и особенности каждой проблемы в
отдельности.
Рассмотреть возможные варианты научно-обоснованных и реалистических в
практическом отношении способов их решения.
Работа состоит из введения, четырех глав и заключения. В конце приводится
список использованной
литературы.
Глава 1. Наука, определение,
цель, критерии и функции.
“Наука — форма общественного сознания, представляющая исторически
сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и
постоянно уточняется в ходе общественной практики”.[1] Не помню кому из
великих принадлежит шутка: “наука всего лишь средство, с помощью которого
отдельные люди удовлетворяют свое любопытство за счет государства”.
Могущество научного знания в его обобщенности, всеобщности, необходимости и
объективной истинности.
Исследователи материального мира переводят эмпирические знания на язык
математики, что привело ко многим блестящим победам. В области проблем
духа, сознания, мышления этот метод принес значительно меньше результатов.
“Как зрение впитывает свет из окружающей Среды, так и душа — из науки”
Аристотель.
Непосредственная цель науки — описание, объяснение и предсказание процессов
и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе его
законов, то есть в широком смысле — теоретическое отражение
действительности.
Истинность в научном знании связана с принципом достаточного основания.
Интерсубъективность — свойство общезначимости, общеобязательности,
всеобщности сферы знания и выражается в особом системном строе этого
знания. Таким образом три минимальных признака: истинность,
интерсубъективность и системность, с необходимостью и достаточностью —
определяет научность теоретического знания.
В структуру науки входят: научные проблемы, эмпирические исследования и
анализ фактов: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение и идеализация.
Образ мира построенный классическим естествознанием, оказался по существу
совершенно бездуховным.
Последовавший
затем неоклассический и
не изменили пока существенно этого положения. Противоречие между крохотным
мирком человека и почти безграничным космосом, не содержащим, похоже,
ничего, кроме костного вещества, стало разительным.
Однако многие объективно установленные за последние годы факты заставляют
пересмотреть сложившиеся представления об устройстве мира. В. И. Вернадский
— наш великий соотечественник, высказывался о том, что в истории
естествознания наибольшее значение имеют не теоретические модели, а
крупномасштабные
обобщения научных наблюдений и
экспериментов.
Глава 2. Возникновение
и сущность глобальных проблем.
Ныне, на рубеже двух столетий, человечество вплотную столкнулось с
острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому
существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.
“Сам термин “глобальный” ведет свое название от латинского “глобус”, то