Глобальные проблемы человечества и перспективы их решения с точки зрения современной науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 18:56, реферат

Краткое описание

Бурное развитие классической науки началось в 17—18 веках, когда ее основоположники научились переводить эмпирическое знание на язык математики. В наш век, в век научно-технического прогресса и мастерства, невозможно представить себе отсутствие науки и научных познаний. Без достижений науки мы вряд ли могли бы существовать. Наука — основная форма человеческого познания, становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой мы живем и действуем.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Наука, определение, цель, критерии и функции. 6
Глава 2. Возникновение и сущность глобальных проблем. 8
Глава 3. Современные глобальные проблемы . 10
3.1 Проблемы предотвращения термоядерной войны. 10
3.2 Экологическая проблема. 12
3.3 Демографическая и продовольственная проблемы. 15
3.4 Энергетическая проблема. 17
Глава 4. Перспективы развития человечества. 20
4.1 Низкая энергетика и высокая устойчивость цивилизации. 20
4.2 Подлинная человечность. 22
Заключение. 25
Список использованной литературы. 27

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 43.78 Кб (Скачать)

Реферат: Глобальные прблемы  человечества

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ  ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 
| |Кафедра философии |

 
Глобальные проблемы человечества и перспективы их решения с  точки зрения современной науки

 
| |Реферат: | 
| | |

Стерлитамак 1997 
Содержание 
Введение 2 
Глава 1. Наука, определение, цель, критерии и функции. 6 
Глава 2. Возникновение и сущность глобальных проблем. 8 
Глава 3. Современные глобальные проблемы . 10 
3.1 Проблемы предотвращения термоядерной войны. 10 
3.2 Экологическая проблема. 12 
3.3 Демографическая и продовольственная проблемы. 15 
3.4 Энергетическая проблема. 17 
Глава 4. Перспективы развития человечества. 20 
4.1 Низкая энергетика и высокая устойчивость цивилизации. 20 
4.2 Подлинная человечность. 22 
Заключение. 25 
Список использованной литературы. 27

Введение

Бурное развитие классической науки началось в 17—18 веках, когда  ее основоположники научились переводить эмпирическое знание на язык математики. В наш век, в век научно-технического прогресса и мастерства, невозможно представить себе отсутствие науки  и научных познаний. Без достижений науки мы вряд ли могли бы существовать. Наука — основная форма человеческого  познания, становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой мы живем и действуем. 
Платон признавал разделение науки на три рода: действенные, производительные и умозрительные. Но ему, однако, был неведом тот реальный, практический опыт массированного, подчас неожиданного и даже драматического воздействия научно-технических достижений на повседневное существование человека, который приходится осмысливать сегодня. 
Бесконтрольное развитие цивилизации, варварское отношение человека к природе привели к тому, что на Земле не осталось ни одного укромного уголка, не затронутого цивилизацией, ни одного растения, животного, ни капли воды, ни пищи, оставшихся в естественной первозданной чистоте. На пороге 21 века человечество столкнулось с необходимостью решения важных проблем, которые с легкой руки Римского клуба, получили название глобальных. 
Глобальные проблемы оказывают существенное влияние на многие стороны современного мира — социально-экономическую, политическую, этнокультурную и географическую. Они особенно остро ставят вопрос о будущем всего человечества. 
В погоне за властью и богатством человек не заботится о последствиях своей деятельности, об ущербе, который он наносит окружающей среде. 
Нерешенность одних проблем, влечет за собой появление других, еще более опасных. Именно в руках нашего поколения будущее всего человечества. 
Надо безоговорочно признать невозможность избавиться от надвигающейся катастрофы какими бы то ни было средствами, не меняя кардинального образа жизни людей. Можно признать необходимость перехода к “альтернативной цивилизации”. 
Перед человечеством на сегодняшний момент стоят множества проблем, в данной работе выделены наиболее важные и первоочередные. В работе проанализирована роль науки и ее перспективы, рассмотрены проблемы предотвращения войны, экологические проблемы, демографическая проблема и перспективы развития человечества. 
В ходе написания реферата использованы материалы периодической печати, учебные пособия, научно-популярная литература отечественных и зарубежных авторов. 
Из учебных пособий для вузов можно выделить: “Введение в философию” под авторством И. Т. Фролова, Э. А. Ораб-Оглы, Г. С. Арефьева и др. В данном учебном пособии науке, глобальным проблемам и перспективам развития человечества посвящены отдельные главы. Материал, изложенный по этим проблемам, ценен наличием фактов, но требует критического подхода к некоторым теоретическим выводам. 
Среди научно-популярной литературы особый интерес представляет книга под общей редакцией доктора философских наук А. И. Ракитова “Философия. 
Основные идеи и принципы”. Автор по новому подходит к рассмотрению причин и сущности глобальных проблем. Книга написана живым языком и содержит богатую информацию о развитии общества. 
Демографической проблеме посвящены книги П. П. Звилриньш, М. А. Звидриня 
“Население и экономика” и сборник статей “Проблемы народонаселения” под редакцией Д. И. Валенти и А. П. Судопластова. 
Данные книги ценны наличием фактического материала и раскрывают суть демографической проблемы, рассматривая ее на примерах отдельных регионов. 
Бестужев-Лада И. В. “Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей будущего. Опыт систематизации”. Монография написана с принудительных позиций “научного коммунизма”, но в ней рассматриваются конкретные проблемы социальных прогнозов, нормотивистика в сферах труда, семьи и быта, здравоохранения, народного образования, культуры, жизненной среды общества, социальной организации и управления. 
Из переводных работ наиболее интересны: К. Х. Пройс “Пути к умеренности. 
Стратегия на будущее”. 
Тейяр де Шарден П. “Феномен человека”. В книге четыре части: “Преджизнь” — условия возникновения жизни на Земле, “Жизнь” — происхождение и экспансия, 
“Мысль” — развитие идеи ноосферы В. И. Вернадского, “Сверхжизнь” — преобразование разумной сферы времени-пространства общества. 
Из материалов периодической печати в работе использованы статьи, опубликованные в журналах: “Международная жизнь”, “Международная экономика”, “ЭКО”, “Вестник Московского университета”, “Вопросы философии” и другие, а также фактологический материал из газетных публикаций. 
В реферате не было поставлена цель анализа всех глобальных проблем и перспектив развития человечества, мы акцентировали внимание лишь на наиболее важных. 
Для достижения поставленной цели в реферате решались решить следующие задачи: 
Выяснить происхождение, характер и особенности каждой проблемы в отдельности. 
Рассмотреть возможные варианты научно-обоснованных и реалистических в практическом отношении способов их решения. 
Работа состоит из введения, четырех глав и заключения. В конце приводится список использованной литературы.

Глава 1. Наука, определение, цель, критерии и функции.

 
“Наука — форма общественного  сознания, представляющая исторически  сложившуюся систему упорядоченных  знаний, истинность которых проверяется  и постоянно уточняется в ходе общественной практики”.[1] Не помню  кому из великих принадлежит шутка: “наука всего лишь средство, с помощью  которого отдельные люди удовлетворяют  свое любопытство за счет государства”. 
Могущество научного знания в его обобщенности, всеобщности, необходимости и объективной истинности. 
Исследователи материального мира переводят эмпирические знания на язык математики, что привело ко многим блестящим победам. В области проблем духа, сознания, мышления этот метод принес значительно меньше результатов. 
“Как зрение впитывает свет из окружающей Среды, так и душа — из науки” 
Аристотель. 
Непосредственная цель науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе его законов, то есть в широком смысле — теоретическое отражение действительности. 
Истинность в научном знании связана с принципом достаточного основания. 
Интерсубъективность — свойство общезначимости, общеобязательности, всеобщности сферы знания и выражается в особом системном строе этого знания. Таким образом три минимальных признака: истинность, интерсубъективность и системность, с необходимостью и достаточностью — определяет научность теоретического знания. 
В структуру науки входят: научные проблемы, эмпирические исследования и анализ фактов: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение и идеализация. 
Образ мира построенный классическим естествознанием, оказался по существу совершенно бездуховным. 
Последовавший затем неоклассический и постклассический этапы развития науки не изменили пока существенно этого положения. Противоречие между крохотным мирком человека и почти безграничным космосом, не содержащим, похоже, ничего, кроме костного вещества, стало разительным. 
Однако многие объективно установленные за последние годы факты заставляют пересмотреть сложившиеся представления об устройстве мира. В. И. Вернадский 
— наш великий соотечественник, высказывался о том, что в истории естествознания наибольшее значение имеют не теоретические модели, а крупномасштабные обобщения научных наблюдений и экспериментов.

Глава 2. Возникновение и  сущность глобальных проблем.

 
Ныне, на рубеже двух столетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию  цивилизации и даже самой жизни  на нашей планете. 
“Сам термин “глобальный” ведет свое название от латинского “глобус”, то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом”.[2] 
К глобальным проблемам в первую очередь относятся экологическая, энергетическая, продовольственная, демографическая и другие проблемы. 
Ключевой среди них выступает проблема войны и мира. Эти проблемы стали на деле глобальными и приобрели вместе с тем опасный характер для будущего существования человеческого рода на вполне определенном, конкретно- историческом этапе развития человечества. Их интенсивное развитие пришлось на 60-80 годы XX века. 
Глобальные проблемы носят антропогенный характер, так как порождены активно- преобразующей деятельностью человека, которая по своей мощи и последствиями сопоставима с грозными силами природы, а подчас способна превзойти их как по своим творческим, так и по разрушительным результатам. 
Глобальные проблемы имеют техногенный характер, так как они возникают как результат развития научно-технического прогресса. 
Глобальные проблемы непосредственно влияют на будущее рода человеческого, определяют развитие человеческой общности во всех регионах планеты, то есть всех стран, наций, государств. Эти проблемы для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Поэтому они носят всемирный характер. Наконец, все они находятся в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что решение одной из них предполагает, по крайней мере, учет влияния на нее других, изолированное решение их практически невозможно. 
Все эти проблемы, если их вовремя не решить, могут превратиться не только в тормоз развития общества, но и во взрывчатку, способную подорвать основы его существования. И поэтому от решения глобальных проблем зависит судьба всего человечества на Земле и судьба самой Земли.

Глава 3. Современные глобальные проблемы .

 
3.1 Проблемы предотвращения термоядерной  войны.

К числу наиболее острых глобальных проблем современности относится  проблема, порожденная развитием  и совершенствованием оружия массового  поражения. 
“В арсеналах ядерных держав находится более 50 тысяч ядерных и термоядерных боеприпасов общей мощностью более 13 000 Мт, что примерно в миллион раз превышает мощность ядерной бомбы, уничтожившей Хиросиму”.[3] 
При глобальном ядерном конфликте, цивилизация погибнет не только от непосредственного воздействия радиации, но и из-за ее экологических и климатических последствий. 
Разрушение озонного слоя, “ядерная зима”, сделают Землю непригодной для существования человека. Нельзя так же забывать, что кроме ядерного существуют и другие виды оружия массового уничтожения (химическое, бактериологическое и др.), а совершенствование военной техники позволяет приблизить поражающее воздействие обычного оружия к характеристикам термоядерного. 
Помимо того, что гонка вооружений может привести к гибели человечества, она требует очень больших экономических затрат, оттягивая на себя более ценные материалы и человеческие ресурсы. “Ежеминутно на совершенствование вооружений тратится 1,8 млн долларов”.[3] 
“Испокон веков назначение любого действительного оружия было физическое уничтожение людей и материальных ценностей и преград к достижению тех или иных целей, индивидуумами, группами их или государствами”.[4] 
Ушло в прошлое противостояние двух блоков, заключены крупномасштабные соглашения, осуществление которых ведет к сокращению накопленных арсеналов ядерного и обычного оружия у ряда наиболее крупных в военном отношении стран, но проблемы военного характера не уменьшились. “По прогнозам экспертов, к 2000 году примерно 15-20 государств “третьего мира” будут способны создать баллистическую ракету, а некоторые из них будут обладать потенциалом для производства ядерного оружия”.[5] 
В кругах широкой общественности по сей день существуют две точки зрения. 
Одна вытекает из вполне понятной обеспокоенности огромными масштабами накопленных вооружений, связанными с этим экономическим и экологическим аспектами. Из простой, в конце концов, человеческой тревоги постчернобыльского происхождения. Суть ее — “в требованиии скорейшего запрещения и уничтожения ядерного оружия. Однако в некотором смысле ядерный запас , после того, как он произведен “на свет” фактически неуничтожим”.[6] 
Другая точка зрения сводится к тому, что “ядерное оружие следует рассматривать как средство поддержания глобальной стабильности — вне зависимости от того, противостоят ли в какой либо области межгосударственных отношений державы им обладающие”.[7] Если исторически ядерное оружие возникло и развивалось как средство обеспечения идеологического противостояния, то на сегодняшний момент смысл последнего кардинально меняется: наличие современного ядерного оружия в современных же условиях обеспечивает нужды не войны, а мира. Поскольку повышает уровень ответственности политиков, государственных деятелей, военных при принятии решений в самых острых и кризисных положениях. 
Можно избежать печальных последствий, которые несет гонка вооружений, если взяться за это всем миром. Только путем переговоров, взаимодоверия, совместной разработкой мер по профилактике и недопущению гонки вооружений можно достичь существенных успехов в деле сохранения мира: 
Решение проблемы войны и мира приведет к снятию угрозы уничтожения всей земной цивилизации в результате термоядерной войны. 
Прекращение наращивания вооружений приведет к высвобождению громадных средств, которые будут направлены на решения других глобальных проблем, имеющих народнохозяйственное значение.

3.2 Экологическая проблема.

Проблема взаимоотношения  общества и природы — одна из самых острых среди множества  проблем, волнующих человечество на пороге XX века. 
Под понятием “экологическая проблема”, подразумевает не только дефицит основных природных ресурсов, но и возникновение возможных климатических и геологических катаклизм, опасны последствия загрязнения природной среды для здоровья людей и живых организмов планеты. 
“Из общего объема природного вещества, вовлекаемого в общественное производство 98.5%—99% превращаются в отходы. Это высокотоксичные отходы нефтехимического производства. В атмосферу Земли ежегодно выбрасывается 250 млн. тонн пыли, около 70 млн. кубометров газа, а также множество других вредных веществ. Итогом уже явилось разрушение озонного слоя, защищающего 
Землю от губительной части спектра солнечного излучения, которое влияет не столько на климат, сколько непосредственно на клетки растений и животных. 
Ультрафиолетовое облучение разрушает ДНК, увеличивает частоту мутаций”.[9] 
Меняется химический состав атмосферы — за последние 30 лет содержание в ней углекислоты возросло на 25%. Растущая концентрация углекислоты в атмосфере может привести к “парниковому эффекту”. 
Другое свидетельство напряженной экологической ситуации: это кислотные дожди, которые “заливают” индустриально развитые страны. Миллионы гектаров лесов в Европе уже погибли в результате этих дождей, около половины всех лесов повреждены и близки к гибели. 
Огромное количество различного рода веществ, образующихся как побочные продукты производственной деятельности, попадает в гидросферу — океаны, моря, реки, озера, подземные воды. Гидросфера сильно загрязнена — все меньше остается чистой, пресной воды на Земле. 
Результатом хозяйственной деятельности человека стало также загрязнение почвы различными отходами промышленности и сельского хозяйства, а также отходами военной и ядерной промышленностей. Это отрицательно сказывается на условиях жизни, а главное здоровье населения. Поэтому борьба за чистоту гидросферы и почвы имеет огромное значение. 
Наряду с загрязнением окружающей среды не менее остро стоит проблема истощения природных ресурсов, которые необходимы человечеству для поддержания его нормальной жизнедеятельности. 
Острую тревогу вызывают оценки состояния невозобновимых ресурсов. 
Нефть, уголь, медь, железо, уран и золото на протяжении многих лет играли и играют большую роль в жизни людей. Однако в настоящее время преобладающая часть минеральных ресурсов, обнаруженных близ поверхности земного шара, исчерпана. Потому остро встал вопрос, сколько времени человечество сможет продолжать свою традиционную практику потребления невозбновимых ресурсов. 
По некоторым расчетам “человечество до 2500 года израсходует запасы всех металлов, причем добыча свинца, цинка, олова, золота, серебра, платины, никеля, молибдена, вольфрама, меди рассчитана до 2000—2100 года, марганца, кобальта, алюминия — до 2100 —2200 годов”.[10] И это далеко не самый пессимистический прогноз. 
Человечество стоит на пороге экологической катастрофы. Парадокс заключается в том, что главной и единственной разрушающей силой в природе является человек. Ни одно животное, ни один простейший живой организм в природе не уничтожает среду своего обитания так безжалостно, так необдуманно, так последовательно и масштабно, как человек. 
В связи с этим возникает вопрос, есть ли пути выхода из сложившегося положения? 
В настоящее время однозначного ответа на этот вопрос нет. Мнения разделяются. Одни рисуют перспективы человечества в мрачных тонах, другие считают, что, несмотря на трудности, экологическую проблему решить можно. 
После работ Римского клуба широкое хождение получили идеи о необходимости прекращения научно-технического прогресса. 
В противовес этим идеям выдвинута следующая точка зрения. 
Хотя наступление экологического кризиса во многом обязано развитию науки и техники выход из него немыслим без их развития. “Для преодоления экологического кризиса прежде всего необходима переориентация научно- технического прогресса. Наука может подсказать много разных вариантов дальнейшего развития”.[11] 
Первостепенной задачей, стоящей перед мировым сообществом, является международной стратегией выживания. 
Необходимо создать механизм всемирного мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды. Следовало бы подумать об учреждении международного суда или трибунала за экологические преступления. 
На основе вышеизложенного можно умозаключить, что только усилиями всего мирового сообщества можно предотвратить экологическую катастрофу, угрожающую всему живому на Земле.

3.3 Демографическая и продовольственная  проблемы.

К числу важнейших проблем, затрагивающих существование человечества в целом, относится демографическая  проблема. 
В чем сущность демографической проблемы? Еще в XVIII веке английский экономист Т. Мальтус в книге “Опыт о законе народонаселения...”(1798) обрисовал сложную ситуацию, которая в наши дни получила название демографической проблемы. “Мальтус видел проблему в том, что население растет в геометрической прогрессии, то есть увеличивается с невероятной скоростью, тогда как прирост необходимого для его прокормления продовольствия осуществляется по арифметической прогрессии”.[12] Суть ее в том, что темп развития населения не соответствует темпам роста средств к существованию. 
Мировое население по мере развития истории нарастает. “Так, к 1825 году население Земли составляло 1 млрд. человек, 1930 — 2 млрд. человек, 1961 — 
3 млрд. человек, а в настоящий момент численность населения приближается к 
6 млрд. человек. По оценкам специалистов ООН, ежегодный прирост населения составляет 80 млн. человек”.[13] 
Хотя численность населения увеличивается более, чем на миллион человек каждый день, темпы роста медленно снижаются. Однако сокращение наблюдается только в Китае и промышленно развитых странах. 
Парадокс сложившейся ситуации состоит в том, что показатели рождаемости сохраняются именно в тех странах, которые меньше всего могут себе позволить иметь большую численность населения. 
“К 2025 году 83% населения будут жить в Азии, Африке и Латинской 
Америке”.[14] 
Таким образом, “население, где жизненный и культурный уровни ниже, растет существенно быстрее, чем в экономически и культурно более развитых обществах”.[15] Объяснение этому следует искать в том, что в более богатых странах воспитание ребенка чрезвычайно дорогостоящий процесс, поскольку в условиях научно-технического прогресса на это требуется расходовать очень много средств, связанных с затратами на общее и профессиональное обучение. 
Воспитать же, прокормить и одеть ребенка при крайне низких общесоциальных и культурных требованиях в бедных странах легче, и к тому же уровень сознания и сила традиций, отрицающих регуляцию рождаемости, не позволяет принять обществу меры, ограничивающие быстрый прирост населения. 
Кроме того, в настоящее время повсеместно признается, “что одной из основных причин, а также одним из следствий чрезмерного роста населения, является бедность”.[16] Многочисленные семьи для бедных являются своего рода социально-экономической гарантией. 
По расчетам ученых, “планета Земля способна выдержать не более 10 млрд. человек, но и они создадут большую нагрузку на окружающую среду”.[17] 
Быстрый прирост населения планеты порождает и обостряет проблему обеспечения его продовольствием. 
И изменения в сфере продовольственной технологии и социальной организации, использование всех достижений современной науки при одновременном подъеме общей и профессиональной культуры населения помогли бы афро-азиатским странам в обозримом будущем решить или по крайней мере уменьшит остроту проблемы. Но это не значит, что прирост населения может продолжаться неограниченно. Во-первых, запасы пригодных для сельского хозяйства земель ограниченны и площади их в следствии эрозии почв непрерывно сокращаются. Во- вторых, овладеть сельско-хозяйственной технологией, и производственной культурой нелегко, и на это требуется много десятилетий. В-третьих, многие из развивающихся стран продолжают тратить значительную часть своих финансовых и людских ресурсов на региональные войны, внутренние конфликты. 
В-четвертых, поверхность Земли, пригодная для проживания людей, ограничена, прирост же населения будет вести к созданию новых городов и уменьшению площади сельско-хозяйственных угодий. В-пятых, прирост населения упирается в ограниченность ресурсов: атмосферного кислорода, пресной воды, районов, чистых от химического и радиоактивного загрязнения. 
Вышеизложенное подтверждает, что проблема регулирования населения и темпов его прироста превратилась в глобальную. Отсутствие контроля в этом вопросе сможет привести к непредсказуемым негативным последствиям, связанным не только с нехваткой продовольствия и жизненных ресурсов, но и с неспособностью образовательной системы подготовить подавляющую часть населения Земли к требованиям научно-технического прогресса, к жизни в техносфере и переходу на стадию информационного общества, где продуктом человеческой деятельности, обеспечивающим свободу и социальный прогресс, будут знания и услуги.[18] 
Для упорядочивания роста населения в странах афро-азиатского региона необходимо принять меры по планированию семьи. Однако важно, чтобы такие программы осуществлялись лишь с согласия и при содействии тех, для кого они предназначены. Следует уделить больше внимания вопросам образования и подготовки кадров планирования семьи. 
Демографическая политика должна проводиться в неразрывной связи с программами развития, призванными повысить доходы бедных слоев населения, уровень грамотности и улучшить положение женщин.

Информация о работе Глобальные проблемы человечества и перспективы их решения с точки зрения современной науки