Глобальные проблемы человечества и перспективы их решения с точки зрения современной науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 18:56, реферат

Краткое описание

Бурное развитие классической науки началось в 17—18 веках, когда ее основоположники научились переводить эмпирическое знание на язык математики. В наш век, в век научно-технического прогресса и мастерства, невозможно представить себе отсутствие науки и научных познаний. Без достижений науки мы вряд ли могли бы существовать. Наука — основная форма человеческого познания, становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой мы живем и действуем.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Наука, определение, цель, критерии и функции. 6
Глава 2. Возникновение и сущность глобальных проблем. 8
Глава 3. Современные глобальные проблемы . 10
3.1 Проблемы предотвращения термоядерной войны. 10
3.2 Экологическая проблема. 12
3.3 Демографическая и продовольственная проблемы. 15
3.4 Энергетическая проблема. 17
Глава 4. Перспективы развития человечества. 20
4.1 Низкая энергетика и высокая устойчивость цивилизации. 20
4.2 Подлинная человечность. 22
Заключение. 25
Список использованной литературы. 27

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 43.78 Кб (Скачать)

3.4 Энергетическая проблема.

Особое внимание необходимо обратить на состояние энергетических ресурсов. 
Ведь ни экономическое развитие, ни укрепление обороноспособности любой страны, ни охрана окружающей Среды, ни современное сельскохозяйственное производство невозможно без крупных энергетических затрат. Энергетическая проблема стоит настолько остро, что возникло даже понятие “энергетический кризис”. 
До начала 70-х годов доминирующими энергоносителями, дешевыми, эффективными и технологичными, на которых основывается современная современная экономика, являлись нефть и газ. 
Обострение энергетической проблемы наглядно обнажило не только ограниченность традиционных источников энергии, прежде всего нефти, но и расточительный характер потребления. 
В последние 15-20 лет создавались преимущественно высокоэнергоемкие технологии и производств, что приводило не только к нерациональному использованию топлива и электроэнергии, но и к увеличению промышленных выбросов загрязняющих окружающую среду. 
“Среди современных источников энергии ведущее место отводится атомной энергетике. Преимущество ядерных станций перед электростанциями видят многие в том, что они позволяют традиционные энергоресурсы — нефть, уголь, газ, а также они не загрязняют атмосферу и прилегающие территории золой, сернистыми соединениями и другими вредными продуктами сгорания”.[19] 
Но современные АЭС далеко несовершенны. Путь, который выбрал человек, стремясь добыть энергию из атома путем его расщепления, устаревший и попросту ошибочный, ибо чреват катастрофой, подобной Чернобыльской. 
Традиционные энергетические ресурсы почти уже все истощились. К тому же происходит непрерывное удорожание производства сырьевых материалов. 
Необходимо разрабатывать и переходить к использованию новых, альтернативных видов энергии, о чем будет сказано ниже. 
По мнению геолога Скинера Б. “не существует ни энергетического кризиса, ни дефицита энергии, а есть громадные ресурсы, которые значительно превышают количества, используемые в настоящее время. Кризис же, связанный с нехваткой топлива, порожден нами же: мы слишком полагались на два недорогих источника и в результате столкнулись с нефтяным кризисом”.[20] 
Переход на новые, альтернативные источники энергии порождает, проблемы, требует коренной перестройки экономики, больших финансовых затрат. 
Необходимо будет создать межнациональные системы энергоснабжения. 
Несмотря на наличие альтернативных источников энергии нужно рационально использовать дешевые энергоресурсы, не упуская из виду проблему окружающей среды.

Глава 4. Перспективы развития человечества.

Наша цивилизация стоит  на пороге катастрофы, гибели все жизни  на планете. 
Этого нельзя избежать какими бы то ни было паллиативами, не меняя кардинально образ жизни людей. Надо признать безоговорочно необходимость перехода к “другой цивилизации”. В литературе на эту тему за последние 15- 
20 лет, беспорядочно разбросаны ее кирпичики, их можно объединить в пять отчетливо проступающих “блоков”. Это должна быть цивилизация: низкой энергетики; высокой устойчивости; полностью демилитаризованная; экологически чистая; подлинно человечная. 
Эти “блоки” составляют каркас концепции нового образа жизни — 
“альтернативной человеческой цивилизации”.

4.1 Низкая энергетика.

Этот “блок” — основополагающий. Именно он диктует все остальное. Невозможно на Земле без конца, или  хотя бы еще в несколько раз  удваивать производство и потребление  энергии. Для этого недостаточно нефти, угля, газа (а если бы и достало  — природа бы практически была бы уничтожена). Увеличение числа 
АЭС повышает вероятность нового Чернобыля. 
Физика подсказывает единственно возможный выход из положения: постепенный перевод иссекающего горючего в категорию хим. сырья(перестать топить ассигнациями) и такое же постепенное свертывание атомной энергетики, с одновременным наращиванием и мировом энергетическом балансе удельного веса так называемых чистых источников энергии. Их насчитывается до десятка: солнечное излучение (в том числе транслируемое из космоса в виде микроволновой электроэнергии, полученной при несравненно более высоком 
КПД), ветер, речные потоки, морские приливы, волны, внутреннее тепло Земли в его выходах на земную поверхность и в глубинах Земли ( пока не используется ), разница температур на поверхности моря и в глубинных слоях(пока только первые эксперименты) , а так же гипотетически- экзотические источники, как магнетизм Земли. 
Но все источники чистой энергии в совокупности составляют лишь считанные проценты мирового энергетического баланса. Повысить их удельный вес, при современном уровне развития науки и техники, весьма трудно. Даже снизив потребности в несколько раз — мы не сведем концы с концами. 
При любых чистых источниках энергии недопустимо их превращение в тепло сверх определенных пределов, диктуемых естественным тепловым балансом 
Солнце-Земля. Назначение каждой калории в мировом энергобалансе должно быть обоснованно наибольшей отдачей от нее без негативных последствий. 
Из сказанного следует основные параметры качественно нового образа жизни. 
Во-первых, максимальная теплоизоляция жилища, помещений для работы и развлечений, вообще всех зданий. 
Во-вторых, немалая экономия тепла может быть достигнута за счет повышения культуры питания, одежды, жилища. 
В-третьих, минимизация моторного транспорта, пожирающего огромную долю производимой и потребляемой энергии. Понятно, совсем упразднить его нельзя: не всякий нужный товар произведешь на месте и не в каждом случае удовлетворишься пусть даже самым идеальными средствами связи. 
Человек не может сидеть всю жизнь на пороге своего дома, но мир может быть открыт и с помощью других средств: собственные ноги, велосипед, лошадь, планер и другие — мало ли возможностей для “безкаллорийного ” передвижения. 
Мы опять возвращаемся к проблеме оптимизации расселения и пешеходной доступности мест работы, покупок и развлечений. “Низкоэнергетическая цивилизация” несовместима с урбанизацией, напрочь исключает крупные и тем более сверх крупные города. 
Далее трюизм: разумеется “низкоэнергетическая цивилизация” несовместима не только с гонкой вооружений, но вообще с существовании на Земле бронетранспортеров с солдатами. 
Необходим информационный переворот в науке, производстве, культуре, во много раз, снижает необходимость в выработке энергии, добыче сырья, производстве материалов, строительстве, развитии транспорта и т. д.. И если бы вдобавок удалось стабилизировать прирост населения приближением к 
“нулевому приросту” — есть шанс восстановить рассыпающуюся систему глобальных балансов в качественно новом состоянии. 
Так же необходимо все более интенсивнее сокращать загрязнение воздуха, почвы, гидросферу — радиационного, шумового, теплового, химического загрязнений. Цивилизация, основанная на сублимации коммуникативных потребностей, становиться экологически чистой. Смыслом жизни в новой альтернативной цивилизации должна стать подлинная человечность.

4.2 Подлинная человечность.

Даже если мы все сегодня  за несколько лет перейдем на энерго- и ресурсосберегающие технологии, форсируем  и процессы дезиндустриализации  и дезурбанизации — все равно  на протяжении XXI века будут ощутимо  давать знать о себе инерционные  процессы, набравшие силу в XX столетии. 
Никакими решениями невозможно приостановить рост населения. Всю проблематику “альтернативной цивилизации” надо рассматривать в органической увязке с реальным прогнозным фоном грядущего века, в котором, при любых нововведениях, будет немало инерционно-традиционного от века уходящего. 
“Передний край” мирового научно-технического прогресса (так называемые мировые стандарты), к которому будет постепенно “подтягиваться” остальное человечество, хотя и сам он не может не претерпевать существенные изменения. 
Один из определяющих параметров — структура занятости — выглядит следующим образом: 
2% — 3% общего числа занятых (фермеры) в условиях комплексной автоматизации и частичной компьютеризации сельского хозяйства полностью обеспечивают свою страну продовольствием и другим сельскохозяйственным сырьем. 
15% — 20% трудящихся в условиях комплексной автоматизации, а также частично начинающейся компьютеризации промышленности и строительства, полностью обеспечивают свою страну товарами, жильем и всем необходимым. 
При сокращении рабочих мест в сельском хозяйстве, промышленности и строительстве большая часть высвобожденных мест идет в обслуживание. 
Хотя там и накопилось больше половины занятых, но именно там преобладает ручной и частично механизированный труд. До комплексной автоматизации и компьютеризации, довольно далеко даже в самом современном западном супермаркете и универсаме. 
Особого разговора требует сферы здравохранения и образования. Ни лечение, ни воспитание без живого врача и живого учителя(а так же их помощников, лаборантов, сиделок, ассистентов) — невозможно. Хотя бы из чисто психологического мотива. 
Еще одна значительная группа работающих занята в государственных, кредитно- финансовых и т. п. учреждениях, в организационном обеспечении производства. 
Демилитаризация может много изменить, но главное — комплексная автоматизация и компьютеризация конторской работы способна на порядок снизить численность клерков. Более конструктивный путь — сокращение рабочего года и недели. Теоретически, таким образом можно занять троих, четверых, пятерых. Но есть психологический предел. Для полноты жизни человеку — за исключением явно ущербных — обязательно хоть день другой приобщиться к общественно-полезному труду, а не индивидуально-любительскому труду, чувствовать себя частицей творящего человечества. Обратим внимание на сферу семьи и образования. Увеличивать во много раз педагогический корпус неразумно и даже гибельно для дела. (Конечно, по тридцать человек в группе детсадовской и до полусотни в школьном классе — вынужденная убогость.) Педагогика и психология подсказывают оптимальное среднее число воспитуемых и обучаемых, приходящихся на одного воспитателя, учителя. Это — знаменитая формула 7+2. Так что резерв “увеличения штатов” педагогических кадров огромный в несколько раз. Далее — чтобы педагог работал высокоэффективно, с полной отдачей, с индивидуальным подходом к ребенку, ему необходимо несколько (до десяти — пятнадцати, а то и больше) помощников 
— ассистентов. Важность такой социальной организации педагогической работы огромна, она намного выходит за рамки одного только облегчения непомерного труда педагога. Одна из смертельных болезней нынешней цивилизации — разрыв поколений, заставляющий детей и подростков, сбиваться в дикие стаи, формировать свою “субкультуру”, сливающуюся затем многообразными потоками в единую “контркультуру”, грозящую погрести под собой культуру истинную, не создав ничего взамен, погрести человеческую цивилизацию вообще. В надежде совладать с этим недугом нашими “послами” (а не всем взрослым — у многих нет соответствующих склонностей и способностей), надо “идти в народ”, какую- то часть времени жить вместе с детьми, как жили деды — прадеды. 
Массовый “переток”, взрослых в сферу воспитания и образования и должна стать наиболее яркой, заметной чертой “альтернативной цивилизации”, резко отличающейся от существующей. 
Аналогичное положение складывается и в сфере здравохранения. Здесь резерв рабочих мест за счет увеличения младшего обслуживающего персонала. 
В сфере досуга — аналогичное положение. Дело в том, что досуг как и труд, был в течении тысячелетий принудительно-ритуальным. В этой сфере должны работать также профессионалы, со специальным образованием. Наиболее перспективным здесь являются клубы по интересам. 
Еще одна из самых важных проблем — это спасение земной флоры и фауны, которые за последние десятилетия “пошли в разнос”. Даже если в перспективе ближайших десятилетий человечеству удастся более или менее безболезненно перейти к “альтернативной цивилизации” (что очень сомнительно), то все равно мы успеем довести Землю до катастрофического во многих отношениях состояния. Очень многие явления разгромленного нами мира животных и растений бездушной технике не поддаются. Здесь нужны сердечное участие и умелые, заботливые руки. 
Выражение “альтернативной цивилизации” вообще и “подлинной человечности” в особенности представляются в виде такого баланса суммарного рабочего времени всего общества, в котором основными станут воспитание и образование, здравохранение и досуг, восстановление и поддержание природной среды своей планеты Земля.

Заключение.

Наша планета серьезно больна, в двери и окна общего дома цивилизации стучатся невиданные беды грядущих катастроф. Если на Земле  все будет идти 
“само собой” , то следующий век станет по всей вероятности, последним для всей цивилизации. Люди поглощенные погоней за сверх прибылью, поисками пропитания, создают различные виды оружия, уничтожают лес, жгут уголь, газ и мазут, травят ядохимикатами воду, пестицидами — плодородную почву, не задумываясь о том, что за все прийдется платить не только будущим, но и живущим сегодня, молодым поколениям. 
Причины такого поведения кроются прежде всего в его низких нравственных, духовных качествах, которые серьезно отстают от требования современного уровня технологического развития цивилизации. 
Человек поставил себя в центр природы в качестве хозяина, направил усилия на ее изменение, приспособление и подчинение своим потребностям. Особое внимание человек сосредоточил не на самом себе, не на цели своего эволюционного развития, а на изобретении машин и приспособлений, призванных заменить человека, выполняя за него физическую и умственную работу. 
В результате человечество сталкивается с группой проблем нерешенность которых может привести к его гибели. 
Разработка программы действий постепенного перехода к “альтернативной цивилизации” — это следующий этап. Возможность такой программы действий зависит от всех нас, но в первую очередь — от политиков. 
Можно отметить шесть “стартовых” целей человечества: оптимизация развития во “внешних” (биофизических) и внутренних (психоинтеллектуальных) пределах, спасение культуры, стабилизация международных отношений, среды обитания и мирового хозяйства.

 
Список использованной литературы.

Введение в философию /Под  ред. И. Т. Фролова, Э. А. Араб-Оглы, Г. С. 
Астафьва и др. — М.: Политиздат, 1989. — с.599. 
Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. — М.: Мысль, 1991. — с.105, 173. 
Философия. Основные идеи и принципы / Под ред. А. И. Ракитова. — М.: 
Политиздат, 1990. — с. 348. 
Назаркин Ю. Н. Конверсия: некоторые международные аспекты // Международная жизнь, — 1992, № 5 — с. 23. 
Брезгун С. Т. Размышления ядерного инженера // Международная жизнь. — 1994. 
— № 5. — с. 60. 
Приходько О. В. В поисках ответа на новые вызовы: глобальная система защиты 
// Международная жизнь. — 1995. — № 3. — с. 82. 
Брезгун С. Т. Размышления ядерного инженера // Международная жизнь. — 1994. 
— № 5. — с. 61. 
Медведев Ж. Н. Экологические лимиты индустриальной экономики // ЭКО. — 
1995. — № 6. — с.151. 
Лесков Л. В. Сематическая Вселенная // Вестник Московского университета. — 
1994. — № 2. — с. 3. 
Медведев Ж. Н. Экологические лимиты индустриальной экономики // ЭКО. — 
1995. — № 6. — с.152. 
Никитин Д. П., Новиков Ю. В., Зарубин Г. П. НТП, природа и человек. — М.: 
Наука, 1977. — с. 130. 
Колошин М. И. Глобальные измерения экологии // Международная жизнь. — 1995. 
— № 3. — с. 105. 
Робертс Ален. Как спасти землю: Всемирная стратегия охраны природы. — М. : 
Мысль, 1983. — с. 14. 
Бакланов А. Г. Сломать механизм гонки вооружений // Международная жизнь. — 
1992. — № 5. — с. 76. 
Сохранит ил человечество человечность? Доклад Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. — М. : Международные отношения. — 
1989. — с. 39. 
Печчеи А. Человеческие качества. М. : Прогресс, 1985. — с.312. 
Пройс К. Х. Пути умеренности: Стратегия на будущее. М. : Прогресс, 1984. — с. 256. 
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., Наука, 1987. — с. 126. 
Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные реализации целей будущего. Опыт систематизации. М., Наука, 1987. — с. 214. 
Философия. Основные идеи и принципы / Под ред. А. И. Ракитова.— М.: 
Политиздат, 1990. — с. 361. 
Философия. Основные идеи и принципы / Под ред. А. И. Ракитова.— М.: 
Политиздат, 1990. — с. 362.


Информация о работе Глобальные проблемы человечества и перспективы их решения с точки зрения современной науки