Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:37, реферат
Бурное развитие классической науки началось в 17—18 веках, когда ее
основоположники научились переводить эмпирическое знание на язык
математики. В наш век, в век научно-технического прогресса и мастерства,
невозможно представить себе отсутствие науки и научных познаний. Без
достижений науки мы вряд ли могли бы существовать. Наука — основная форма
человеческого познания, становится все более значимой и существенной
составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой мы живем
и действуем.
Содержание
Введение 2
Глава 1. Наука, определение, цель, критерии и функции. 6
Глава 2. Возникновение и сущность глобальных проблем. 8
Глава 3. Современные глобальные проблемы . 10
3.1 Проблемы предотвращения термоядерной войны. 10
3.2 Экологическая проблема. 12
3.3 Демографическая и продовольственная проблемы. 15
3.4 Энергетическая проблема. 17
Глава 4. Перспективы развития человечества. 20
4.1 Низкая энергетика и высокая устойчивость цивилизации. 20
4.2 Подлинная человечность. 22
Заключение. 25
Список использованной литературы. 27
В связи с этим возникает вопрос, есть ли пути выхода из сложившегося
положения?
В настоящее время однозначного ответа на этот вопрос нет. Мнения
разделяются. Одни рисуют перспективы человечества в мрачных тонах, другие
считают, что, несмотря на трудности, экологическую проблему решить можно.
После работ Римского клуба широкое хождение получили идеи о необходимости
прекращения научн о-технического прогресса.
В противовес этим
идеям выдвинута следующая
Хотя наступление экологического кризиса во многом обязано развитию науки и
техники выход из него немыслим без их развития. “Для преодоления
экологического кризиса прежде всего необходима переориентация научно-
технического прогресса. Наука может подсказать много разных вариантов
дальнейшего развития”.[11]
Первостепенной задачей, стоящей перед мировым сообществом, является
международной стратегией выживания.
Необходимо создать механизм всемирного мониторинга и контроля за состоянием
окружающей среды. Следовало бы подумать об учреждении международного суда
или трибунала за экологические преступления.
На основе вышеизложенного можно умозаключить, что только усилиями всего
мирового сообщества можно предотвратить экологическую катастрофу,
угрожающую всему
живому на Земле.
3.3 Демографическая
и продовольственная проблемы.
К числу важнейших проблем, затрагивающих существование человечества в
целом, относится демографическая проблема.
В чем сущность демографической проблемы? Еще в XVIII веке английский
экономист Т. Мальтус в книге “Опыт о законе народонаселения...”(1798)
обрисовал сложную ситуацию, которая в наши дни получила название
демографической проблемы. “Мальтус видел проблему в том, что население
растет в геометрической прогрессии, то есть увеличивается с невероятной
скоростью, тогда как прирост необходимого для его прокормления
продовольствия осуществляется по арифметической прогрессии”.[12] Суть ее в
том, что темп развития населения не соответствует темпам роста средств к
существованию.
Мировое население по мере развития истории нарастает. “Так, к 1825 году
население Земли составляло 1 млрд. человек, 1930 — 2 млрд. человек, 1961 —
3 млрд. человек,
а в настоящий момент
6 млрд. человек. По оценкам специалистов ООН, ежегодный прирост населения
составляет 80 млн. человек”.[13]
Хотя численность населения увеличивается более, чем на миллион человек
каждый день, темпы роста медленно снижаются. Однако сокращение наблюдается
только в Китае и промышленно развитых странах.
Парадокс сложившейся ситуации состоит в том, что показатели рождаемости
сохраняются именно в тех странах, которые меньше всего могут себе
позволить иметь большую численность населения.
“К 2025 году 83% населения будут жить в Азии, Африке и Латинской
Америке”.[14]
Таким образом, “население, где жизненный и культурный уровни ниже, растет
существенно быстрее, чем в экономически и культурно более развитых
обществах”.[15] Объяснение этому следует искать в том, что в более богатых
странах воспитание
ребенка чрезвычайно
условиях научно-технического прогресса на это требуется расходовать очень
много средств, связанных с затратами на общее и профессиональное обучение.
Воспитать же, прокормить и одеть ребенка при крайне низких общесоциальных и
культурных требованиях в бедных странах легче, и к тому же уровень сознания
и сила традиций, отрицающих регуляцию рождаемости, не позволяет принять
обществу меры, ограничивающие быстрый прирост населения.
Кроме того, в настоящее время повсеместно признается, “что одной из
основных причин, а также одним из следствий чрезмерного роста населения,
является бедность”.[16] Многочисленные семьи для бедных являются своего
рода социально-экономической гарантией.
По расчетам ученых, “планета Земля способна выдержать не более 10 млрд.
человек, но и они создадут большую нагрузку на окружающую среду”.[17]
Быстрый прирост населения планеты порождает и обостряет проблему
обеспечения его продовольствием.
И изменения
в сфере продовольственной
использование всех достижений современной науки при одновременном подъеме
общей и профессиональной культуры населения помогли бы афро-азиатским
странам в обозримом будущем решить или по крайней мере уменьшит остроту
проблемы. Но это не значит, что прирост населения может продолжаться
неограниченно. Во-первых, запасы пригодных для сельского хозяйства земель
ограниченны и площади их в следствии эрозии почв непрерывно сокращаются. Во-
вторых, овладеть сельско-хозяйственной технологией, и производственной
культурой нелегко,
и на это требуется много
из развивающихся стран продолжают тратить значительную часть своих
финансовых и людских ресурсов на региональные войны, внутренние конфликты.
В-четвертых, поверхность Земли, пригодная для проживания людей, ограничена,
прирост же населения будет вести к созданию новых городов и уменьшению
площади сельско-хозяйственных угодий. В-пятых, прирост населения упирается
в ограниченность ресурсов: атмосферного кислорода, пресной воды, районов,
чистых от химического и радиоактивного загрязнения.
Вышеизложенное подтверждает, что проблема регулирования населения и темпов
его прироста превратилась в глобальную. Отсутствие контроля в этом вопросе
сможет привести к непредсказуемым негативным последствиям, связанным не
только с нехваткой продовольствия и жизненных ресурсов, но и с
неспособностью образовательной системы подготовить подавляющую часть
населения Земли к требованиям научно-технического прогресса, к жизни в
техносфере и переходу на стадию информационного общества, где продуктом
человеческой деятельности, обеспечивающим свободу и социальный прогресс,
будут знания и услуги.[18]
Для упорядочивания роста населения в странах афро-азиатского региона
необходимо принять меры по планированию семьи. Однако важно, чтобы такие
программы осуществлялись лишь с согласия и при содействии тех, для кого они
предназначены. Следует уделить больше внимания вопросам образования и
подготовки кадров планирования семьи.
Демографическая политика должна проводиться в неразрывной связи с
программами развития, призванными повысить доходы бедных слоев населения,
уровень грамотности
и улучшить положение женщин.
3.4 Энергетическая
проблема.
Особое внимание необходимо обратить на состояние энергетических ресурсов.
Ведь ни экономическое развитие, ни укрепление обороноспособности любой
страны, ни охрана окружающей Среды, ни современное сельскохозяйственное
производство невозможно без крупных энергетических затрат. Энергетическая
проблема стоит настолько остро, что возникло даже понятие “энергетический
кризис”.
До начала 70-х
годов доминирующими
и технологичными, на которых основывается современная современная
экономика, являлись нефть и газ.
Обострение энергетической проблемы наглядно обнажило не только
ограниченность традиционных источников энергии, прежде всего нефти, но и
расточительный характер потребления.
В последние 15-20 лет создавались преимущественно высокоэнергоемкие
технологии и производств, что приводило не только к нерациональному
использованию топлива и электроэнергии, но и к увеличению промышленных
выбросов загрязняющих окружающую среду.
“Среди современных источников энергии ведущее место отводится атомной
энергетике. Преимущество ядерных станций перед электростанциями видят
многие в том, что они позволяют традиционные энергоресурсы — нефть, уголь,
газ, а также они не загрязняют атмосферу и прилегающие территории золой,
сернистыми соединениями и другими вредными продуктами сгорания”.[19]
Но современные АЭС далеко несовершенны. Путь, который выбрал человек,
стремясь добыть энергию из атома путем его расщепления, устаревший и
попросту ошибочный, ибо чреват катастрофой, подобной Чернобыльской.
Традиционные энергетические ресурсы почти уже все истощились. К тому же
происходит непрерывное удорожание производства сырьевых материалов.
Необходимо разрабатывать и переходить к использованию новых, альтернативных
видов энергии, о чем будет сказано ниже.
По мнению геолога Скинера Б. “не существует ни энергетического кризиса, ни
дефицита энергии, а есть громадные ресурсы, которые значительно превышают
количества, используемые в настоящее время. Кризис же, связанный с
нехваткой топлива, порожден нами же: мы слишком полагались на два недорогих
источника и в результате столкнулись с нефтяным кризисом”.[20]
Переход на новые, альтернативные источники энергии порождает, проблемы,
требует коренной перестройки экономики, больших финансовых затрат.
Необходимо будет
создать межнациональные
Несмотря на наличие альтернативных источников энергии нужно рационально
использовать дешевые энергоресурсы, не упуская из виду проблему окружающей