Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:37, реферат
Бурное развитие классической науки началось в 17—18 веках, когда ее
основоположники научились переводить эмпирическое знание на язык
математики. В наш век, в век научно-технического прогресса и мастерства,
невозможно представить себе отсутствие науки и научных познаний. Без
достижений науки мы вряд ли могли бы существовать. Наука — основная форма
человеческого познания, становится все более значимой и существенной
составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой мы живем
и действуем.
Содержание
Введение 2
Глава 1. Наука, определение, цель, критерии и функции. 6
Глава 2. Возникновение и сущность глобальных проблем. 8
Глава 3. Современные глобальные проблемы . 10
3.1 Проблемы предотвращения термоядерной войны. 10
3.2 Экологическая проблема. 12
3.3 Демографическая и продовольственная проблемы. 15
3.4 Энергетическая проблема. 17
Глава 4. Перспективы развития человечества. 20
4.1 Низкая энергетика и высокая устойчивость цивилизации. 20
4.2 Подлинная человечность. 22
Заключение. 25
Список использованной литературы. 27
среды.
Глава 4. Перспективы
развития человечества.
Наша цивилизация стоит на пороге катастрофы, гибели все жизни на планете.
Этого нельзя избежать какими бы то ни было паллиативами, не меняя
кардинально образ жизни людей. Надо признать безоговорочно необходимость
перехода к “другой цивилизации”. В литературе на эту тему за последние 15-
20 лет, беспорядочно разбросаны ее кирпичики, их можно объединить в пять
отчетливо проступающих “блоков”. Это должна быть цивилизация:
низкой энергетики;
высокой устойчивости;
полностью демилитаризованная;
экологически чистая;
подлинно человечная.
Эти “блоки” составляют каркас концепции нового образа жизни —
“альтернативной
человеческой цивилизации”.
4.1 Низкая энергетика.
Этот “блок” — основополагающий. Именно он диктует все остальное. Невозможно
на Земле без конца, или хотя бы еще в несколько раз удваивать производство
и потребление энергии. Для этого недостаточно нефти, угля, газа (а если бы
и достало — природа бы практически была бы уничтожена). Увеличение числа
АЭС повышает вероятность нового Чернобыля.
Физика подсказывает единственно возможный выход из положения: постепенный
перевод иссекающего горючего в категорию хим. сырья(перестать топить
ассигнациями) и такое же постепенное свертывание атомной энергетики, с
одновременным наращиванием и мировом энергетическом балансе удельного веса
так называемых чистых источников энергии. Их насчитывается до десятка:
солнечное излучение (в том числе транслируемое из космоса в виде
микроволновой электроэнергии, полученной при несравненно более высоком
КПД), ветер, речные потоки, морские приливы, волны, внутреннее тепло Земли
в его выходах на земную поверхность и в глубинах Земли ( пока не
используется ), разница температур на поверхности моря и в глубинных
слоях(пока только первые эксперименты) , а так же гипотетически-
экзотические источники, как магнетизм Земли.
Но все источники чистой энергии в совокупности составляют лишь считанные
проценты мирового энергетического баланса. Повысить их удельный вес, при
современном уровне развития науки и техники, весьма трудно. Даже снизив
потребности в несколько раз — мы не сведем концы с концами.
При любых чистых источниках энергии недопустимо их превращение в тепло
сверх определенных пределов, диктуемых естественным тепловым балансом
Солнце-Земля. Назначение
каждой калории в мировом
обоснованно наибольшей отдачей от нее без негативных последствий.
Из сказанного следует основные параметры качественно нового образа жизни.
Во-первых, максимальная теплоизоляция жилища, помещений для работы и
развлечений, вообще всех зданий.
Во-вторых, немалая экономия тепла может быть достигнута за счет повышения
культуры питания, одежды, жилища.
В-третьих, минимизация моторного транспорта, пожирающего огромную долю
производимой и потребляемой энергии. Понятно, совсем упразднить его нельзя:
не всякий нужный товар произведешь на месте и не в каждом случае
удовлетворишься пусть даже самым идеальными средствами связи.
Человек не может сидеть всю жизнь на пороге своего дома, но мир может быть
открыт и с помощью других средств: собственные ноги, велосипед, лошадь,
планер и другие — мало ли возможностей для “безкаллорийного ” передвижения.
Мы опять возвращаемся к проблеме оптимизации расселения и пешеходной
доступности мест работы, покупок и развлечений. “Низкоэнергетическая
цивилизация” несовместима с урбанизацией, напрочь исключает крупные и тем
более сверх крупные города.
Далее трюизм: разумеется “низкоэнергетическая цивилизация” несовместима не
только с гонкой вооружений, но вообще с существовании на Земле
бронетранспортеров с солдатами.
Необходим информационный переворот в науке, производстве, культуре, во
много раз, снижает необходимость в выработке энергии, добыче сырья,
производстве материалов, строительстве, развитии транспорта и т. д.. И
если бы вдобавок
удалось стабилизировать
“нулевому приросту” — есть шанс восстановить рассыпающуюся систему
глобальных балансов в качественно новом состоянии.
Так же необходимо все более интенсивнее сокращать загрязнение воздуха,
почвы, гидросферу — радиационного, шумового, теплового, химического
загрязнений. Цивилизация, основанная на сублимации коммуникативных
потребностей, становиться экологически чистой. Смыслом жизни в новой
альтернативной
цивилизации должна стать подлинная
человечность.
4.2 Подлинная
человечность.
Даже если мы все сегодня за несколько лет перейдем на энерго- и
ресурсосберегающие технологии, форсируем и процессы дезиндустриализации и
дезурбанизации — все равно на протяжении XXI века будут ощутимо давать
знать о себе инерционные процессы, набравшие силу в XX столетии.
Никакими решениями невозможно приостановить рост населения. Всю
проблематику “альтернативной цивилизации” надо рассматривать в органической
увязке с реальным прогнозным фоном грядущего века, в котором, при любых
нововведениях, будет немало инерционно-традиционного от века уходящего.
“Передний край” мирового научно-технического прогресса (так называемые
мировые стандарты), к которому будет постепенно “подтягиваться” остальное
человечество, хотя и сам он не может не претерпевать существенные
изменения.
Один из определяющих параметров — структура занятости — выглядит следующим
образом:
2% — 3% общего
числа занятых (фермеры) в
и частичной
компьютеризации сельского
страну продовольствием и другим сельскохозяйственным сырьем.
15% — 20% трудящихся
в условиях комплексной
начинающейся компьютеризации промышленности и строительства, полностью
обеспечивают свою страну товарами, жильем и всем необходимым.
При сокращении рабочих мест в сельском хозяйстве, промышленности и
строительстве большая часть высвобожденных мест идет в обслуживание.
Хотя там и накопилось больше половины занятых, но именно там преобладает
ручной и частично механизированный труд. До комплексной автоматизации и
компьютеризации, довольно далеко даже в самом современном западном
супермаркете и универсаме.
Особого разговора требует сферы здравохранения и образования. Ни лечение,
ни воспитание без живого врача и живого учителя(а так же их помощников,
лаборантов, сиделок, ассистентов) — невозможно. Хотя бы из чисто
психологического мотива.
Еще одна значительная группа работающих занята в государственных, кредитно-
финансовых и т. п. учреждениях, в организационном обеспечении производства.
Демилитаризация может много изменить, но главное — комплексная
автоматизация и компьютеризация конторской работы способна на порядок
снизить численность клерков. Более конструктивный путь — сокращение
рабочего года и недели. Теоретически, таким образом можно занять троих,
четверых, пятерых. Но есть психологический предел. Для полноты жизни
человеку — за исключением явно ущербных — обязательно хоть день другой
приобщиться к общественно-полезному труду, а не индивидуально-любительскому
труду, чувствовать себя частицей творящего человечества. Обратим внимание
на сферу семьи и образования. Увеличивать во много раз педагогический
корпус неразумно и даже гибельно для дела. (Конечно, по тридцать человек в
группе детсадовской и до полусотни в школьном классе — вынужденная
убогость.) Педагогика и психология подсказывают оптимальное среднее число
воспитуемых и обучаемых, приходящихся на одного воспитателя, учителя. Это —
знаменитая формула 7+2. Так что резерв “увеличения штатов” педагогических
кадров огромный в несколько раз. Далее — чтобы педагог работал
высокоэффективно, с полной отдачей, с индивидуальным подходом к ребенку,
ему необходимо несколько (до десяти — пятнадцати, а то и больше) помощников
— ассистентов. Важность такой социальной организации педагогической работы
огромна, она намного выходит за рамки одного только облегчения непомерного
труда педагога. Одна из смертельных болезней нынешней цивилизации — разрыв
поколений, заставляющий детей и подростков, сбиваться в дикие стаи,
формировать свою “субкультуру”, сливающуюся затем многообразными потоками в
единую “контркультуру”, грозящую погрести под собой культуру истинную, не
создав ничего взамен, погрести человеческую цивилизацию вообще. В надежде
совладать с этим недугом нашими “послами” (а не всем взрослым — у многих
нет соответствующих склонностей и способностей), надо “идти в народ”, какую-
то часть времени жить вместе с детьми, как жили деды — прадеды.
Массовый “переток”, взрослых в сферу воспитания и образования и должна
стать наиболее яркой, заметной чертой “альтернативной цивилизации”, резко
отличающейся от существующей.
Аналогичное положение складывается и в сфере здравохранения. Здесь резерв
рабочих мест за счет увеличения младшего обслуживающего персонала.
В сфере досуга — аналогичное положение. Дело в том, что досуг как и труд,