Формирование личности и ее социализация. Стадии и формы социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 08:18, реферат

Краткое описание

На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

Файлы: 1 файл

социология реферат.docx

— 39.56 Кб (Скачать)

Таким образом, зеркальное “Я” , формирующее личность, вследствие таких искажений никогда полностью не соответствует действительному положению вещей. Американские исследователи Э. Кельвин и В. Хольтсман в 1953 г. опубликовали результаты экспериментов, из которых следует, что существует весьма значительное различие между мнением индивида о своих способностях (исходя из оценок других индивидов) и действительным уровнем этих способностей. Причиной таких различий были, во-первых, отбор личностями выгодных для них мнений окружающих и, во-вторых, отличие между тем, как люди оценивают других публично, и тем, что они действительно о них думают.

Определяя возможность формирования личности, “Я” -образа на основании зеркального “Я” , Ч. Кули, тем не менее, не учитывал активности личности. В соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью. Кроме того, им не установлен механизм восприятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществляется социализация индивида в группе.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Дж.  Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция “обобщенного другого” , в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального “Я” . В соответствии с концепцией Дж.  Мида “обобщенный другой” представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный “Я” -образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его “обобщенного другого” .

Каждый из нас знает  ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядел в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.

Это осознание “обобщенного другого” развивается через процессы “принятия роли” и “исполнения  роли”. Принятие роли – это попытка  принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают  на себя различные роли, например, при  игре в дом (ты будешь мамой, ты –  папой, ты – ребенком) . Исполнение роли – это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.

Дж.  Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая – подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет) , во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу) . Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года) , наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, однако минутой позже он начинает бомбардировать свои постройки, затем становится милиционером, после чего космонавтом. Третья – заключительная стадия (в 4-5 лет и далее) , в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Удачным примером или аналогом такого поведения можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и роли партнеров.

В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно  все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи  с другими индивидами и ощущать  на себе их реакции. Через осознание  других ролей, а также чувств и  ценностей других в сознании личности формируется “обобщенный другой” . Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль “обобщенного другого” , индивид формирует свою концепцию “Я” . Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности. Так, у некоторых групп молодежи с заметными признаками отклоняющегося поведения, замкнутых в пределах своей группы, зарегистрировано неумение принимать другие роли, а следовательно, видеть себя в глазах других, что отрицательно сказывается на развитии и умственных способностях личности.

Американский ученый-социолог А.  Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию “значимого другого” . “Значимый другой” – это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и формирование их собственного “Я” . В качестве “значимых других” могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые участники детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через “значимого другого” .

Два наиболее часто применяемых  термина, отражающих ощущение человеком  своего собственного “Я” и степень  социализации личности – это идентичность и самоуважение.

Под идентичностью понимается ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании  групповых ценностей. Например, представитель  определенной нации стремится к  культурным образцам своей нации, сопоставляя  их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом идентичности с группой в значительной степени  зависит от индивидуальных или групповых  потребностей, удовлетворение которых  приводит к повышению его престижа в глазах “обобщенного другого” . Часто люди определяют идентичность по признаку расы, национальности, религии или роду занятий. Наличие этих признаков у индивида может означать низкий или высокий престиж в глазах тех, кто имеет значение для данной личности, кто оказывает влияние на ее поведение.

В истории наблюдаются  такие ситуации, когда индивиды ведут  тяжелую и часто бесполезную  борьбу на каком-либо поприще только из-за того, что они идентифицируют себя с другими индивидами и своим  поведением стремятся заслужить  их одобрение и повысить свой престиж. Чувство самоуважения также социально  обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых  для нее особенно важно. Если это  восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать  себя недостойным и неспособным.

 

Уникальный индивидуальный опыт

Почему дети, выросшие в  одной семье, так сильно отличаются друг от друга, даже если они имеют  сходный групповой опыт? Потому что  у них не было полностью идентичного  группового опыта, их опыт всегда был  в чем-то сходен, а в чем-то различен. Каждый ребенок воспитывается в  семье с разной структурой. Он может быть единственным, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группам, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых.

Психоаналитики утверждают, что некоторые инциденты, происшедшие  в ходе личностного опыта, могут  быть критическими, так как они  придают определенную окраску всем последующим реакциям человека на окружающую среду. Известен, например, случай травматического  значения маленького эпизода, когда  у пятилетней девочки чужой дядя отнял и выкинул любимую куклу. Впоследствии этот эпизод повлиял на общение ставшей взрослой женщины  с мужчинами. Таким образом, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных  личностей, то индивидуальный

 

Основные стадии и формы социализации. 

 

 

     Имеются разные мнения относительно границ социализации и количества стадий.  Относительно границ социализации есть две основных точки зрения. Одни полагают, что процесс социализации происходит на протяжении всей жизни человека и завершается лишь с его смертью. Другие считают, что социализация, начинаясь с самого раннего детства, завершается периодом достижения социальной зрелости и вступления в стадию профессионально-трудовой деятельности.     

Говоря о стадиях социализации, нужно иметь в виду три главных  критерия: время физического и  социального созревания; особенности  доминирующих видов деятельности; основные социальные институты (или «агенты») социализации. В соответствии с этими  критериями выделяют следующие стадии социализации: 

1. Первичная стадия социализации, или стадия адаптации. Эту стадию  можно подразделить на три этапа: 

·  Младенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста), основная форма деятельности на данном этапе – общение. Основными агентами социализации в этот период выступают семья и ближайшие родственники.

·  Детство (от 3 до 6 – 7 лет). Здесь основной формой деятельности становится игра, причем прежде всего ролевая. Например, ребенок учится, «примеривает» себя на различные социальные роли – мамы, папы и т.д. Наряду с семьей возникает новый социальный институт социализации – дошкольное образовательное учреждение. Таким образом количество социальных институтов постепенно возрастает. Переход от моноинституциональной к полиинститутциональной социализации бывает весьма трудным и мучительным для ребенка.

·  Подростковый возраст (от 6 – 7 до 13 – 14  лет). В период этого этапа происходит несколько значительных перемен, переломов, характеризующих особенности социализации. Во-первых, меняется основная форма деятельности: вместо игры (хотя она часто продолжает сохранять значительное место в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации. В-третьих, происходит половое созревание, накладывающее особую печать на процесс социализации.

Обобщим признаки этой стадии. Данный период объединяет в себе возраст  человека от момента рождения до нижних границ подросткового возраста. На данном этапе происходит усвоение социального  опыта некритически, адаптация, приспособление и подражание. 

2. Стадия индивидуализации.   

Период, имеющий нижней границей подростковый возраст (13 – 14 лет) и характеризующийся  известной временной неопределенностью  верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение учения и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у других – в 23 – 25 и даже позже. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серьезную конкуренцию ей составляют досуговая деятельность и общение. Завершается половое созревание личности, и – чаще всего – начинается половая жизнь. В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет решающее значение в процессе социализации. Необходимо отметить на данном этапе снижающееся значение семьи, сохраняющееся – учреждений образования и резко возрастающее – социальной микросреды, товарищеского окружения.      

Подчеркивая важность каждого  этапа  социализации из тех, что уже рассмотрены и будут  рассмотрены, нужно отметить особое значение данного этапа социализации. Он как бы подводит итог, завершает «восходящую» траекторию социализации и создает предпосылки для перевода развития личности в состояние физической, психологической и социальной зрелости, определенной стабильности.      

Зрелость – это самостоятельность  личности в решении основных вопросов жизни.  К критериям зрелости могут быть отнесены следующие возможности: самостоятельно зарабатывать, обеспечивать себя средствами к существованию; самостоятельно выбирать тот или иной путь в жизни, способ и характер профессиональной деятельности; жить и быть независимым от родителей или других родственников; самостоятельно распоряжаться заработанными средствами.     

3. Стадия интеграции.

Стадия, характеризующая  такой период жизни  человека, когда появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция происходит благополучно, если личностные свойства человека принимаются обществом, группой. Если этого не происходит, то возможны следующие варианты: сохранение непохожести и проявление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом; изменение себя по принципу «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, социальная адаптация.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления. 

4. Трудовая стадия.

Эта стадия охватывает весь период зрелости человека (хотя демографические  границы «зрелого» возраста условны), его трудовой деятельности. Характеризуется  высокой активностью в профессиональной сфере, созданием семьи, в связи  с этим превращением личности из «объекта»  в «субъект» социализации. Происходит полное раскрытие личностного потенциала. Этому могут способствовать основные институты социализации – производственный (трудовой) коллектив, семья, средства массовой информации, образование и др. Ведущими формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, общественно-политическая, досуговая, деятельность общения. 

5.  Послетрудовая стадия.

Характеризуется существенным вкладом личности в воспроизводство  социального опыта, в процесс  передачи его последующим поколениям. К этой стадии относится период, когда происходит осмысление пройденного  жизненного пути, его оценивание. Большое  значение в процессе социализации имеет  переключение человека на иные формы  деятельности, которые становятся для  него доминантными и приносят глубокую удовлетворенность.  В течение последней стадии социализации личности особую роль играют социальные институты, связанные с возможностью ее социальной защиты и оказания ей морально-психологической помощи. Нужно также отметить, что роль семьи становится все более значимой для человека, принимает значение как на первых стадиях социализации.

Информация о работе Формирование личности и ее социализация. Стадии и формы социализации