Добро и зло как основные категории этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Благо существует в виде самых различных вещей. Благом называют книгу и пищу, дружбу и электричество, технический прогресс и справедливость. Что же объединяет эти разные вещи в один класс, в каком отношении они схожи? У них есть один общий признак: они имеют положительное значение в жизни людей, они полезны для удовлетворения их потребностей - жизненных, социальных, духовных. Благо относительно: нет ничего такого, что было бы только вредным, как и такого, что было бы только полезным. Поэтому благо в одном отношении может быть злом в другом. Благо для людей одного исторического периода может не быть таковым для людей другого периода. Блага имеют неодинаковую ценность и в разные периоды жизни индивида (например, в молодости и старости). Не все то, что полезно одному человеку, бывает полезным другому1.

Оглавление

1 Добро и зло как основные категории этики …………………….……….…3
2 Понятие, содержание и функции служебного этикета юриста……………10
Список использованных источников и литературы………………………….15
Словарь………………………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Моя Контрольная.docx

— 60.32 Кб (Скачать)

Содержание

1 Добро и зло как основные категории этики …………………….……….…3

2 Понятие, содержание и функции служебного этикета юриста……………10

Список использованных источников и литературы………………………….15

Словарь………………………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Добро и зло как основные категории этики

 

 

Добро и Зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное. Традиционно Добро связывают  с понятием Блага, к которому относят  то, что полезно людям. Соответственно, не является благом то, что бесполезно, никому не нужно или вредно. Однако как благо есть не сама польза, а  лишь то, что приносит пользу, так  и зло - не сам вред, а то, что  вызывает вред, приводит к нему.

Благо существует в виде самых различных  вещей. Благом называют книгу и пищу, дружбу и электричество, технический  прогресс и справедливость. Что же объединяет эти разные вещи в один класс, в каком отношении они  схожи? У них есть один общий признак: они имеют положительное значение в жизни людей, они полезны  для удовлетворения их потребностей - жизненных, социальных, духовных. Благо  относительно: нет ничего такого, что  было бы только вредным, как и такого, что было бы только полезным. Поэтому  благо в одном отношении может  быть злом в другом. Благо для  людей одного исторического периода  может не быть таковым для людей  другого периода. Блага имеют  неодинаковую ценность и в разные периоды жизни индивида (например, в молодости и старости). Не все  то, что полезно одному человеку, бывает полезным другому1.

Так, социальный прогресс, принося  людям определенные и немалые  блага (улучшение условий жизни, овладение силами природы, победу над  неизлечимыми болезнями, демократизацию общественных отношений и др.), оборачивается  зачастую столь же немалыми бедствиями (изобретением средств массового  уничтожения, войнами за обладание  материальными благами, Чернобылем) и сопровождается проявлением отвратительных человеческих качеств (злобы, мстительности, зависти, жадности, подлости, предательства).

Этику интересуют не любые, а лишь духовные блага, к которым относятся  и такие высшие нравственные ценности, как свобода, справедливость, счастье, любовь. В этом ряду Добро - это особый вид блага в сфере человеческого  поведения. Иными словами, смысл  добра как качества поступков  состоит в том, какое отношение  эти поступки имеют к благу.

Добро, как и зло, является этической  характеристикой человеческой деятельности, поведения людей, их отношений. Поэтому  все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага, есть добро. Зло  же есть уничтожение, разрушение того, что является благом. А поскольку  высшее благо - это совершенствование  отношений в обществе и совершенствование  самой личности, то есть развитие человека и человечества, то все, что в действиях  индивида способствует этому, - добро; все, что препятствует, - зло2.

Исходя из того, что гуманистическая  этика во главу угла ставит человека, его уникальность и неповторимость, его счастье, потребности и интересы, мы можем определить критерии добра. Это, прежде всего, то, что способствует проявлению подлинной человеческой сущности - самораскрытию, самовыявлению, самореализации личности, разумеется при условии, что эта личность «имеет право на звание Человека» (А. Блок).

И тогда добро - это любовь, мудрость, талант, активность, гражданственность, чувство сопричастности проблемам  своего народа и человечества в целом. Это вера и надежда, истина и красота. Иными словами, все, что придает  смысл человеческому существованию.

Но в этом случае еще одним критерием добра и одновременно условием, обеспечивающим самореализацию человека, выступает гуманизм как «абсолютная цель бытия» (Гегель).

И тогда добро - это все, что связано  с гуманизацией человеческих отношений: это мир, любовь, уважение и внимание человека к человеку; это научно-технический, социальный, культурный прогресс - но только в тех их аспектах, которые направлены на утверждение гуманизма.

Таким образом, в категории добра воплощаются представления людей о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соответствует нравственному идеалу; а в понятии Зла - представления о том, что противостоит нравственному идеалу, препятствует достижению счастья и гуманности в отношениях между людьми.

У добра есть свои «секреты», о которых  следует помнить. Во-первых, как и  все моральные феномены, добро  есть единство побуждения (мотива) и  результата (действия). Благие побуждения, намерения, не проявившиеся в действиях, еще не есть реальное добро: это добро, так сказать, потенциальное. Не является в полной мере добром и хороший  поступок, ставший случайным результатом  злонамеренных мотивов. Однако эти  утверждения далеко не бесспорны. Во-вторых, добрыми должны быть как цель, так  и средства ее достижения. Даже самая  благая, добрая цель не может оправдывать  любые, особенно безнравственные, средства. Так, благая цель - обеспечение порядка  и безопасности граждан не оправдывает, с моральной точки зрения, применения смертной казни в обществе3.

Как качества личности добро и зло  выступают в виде добродетелей и  пороков. Как свойства поведения - в  виде доброты и злобы. В чем  же заключается и как проявляется  доброта? Доброта - это, с одной стороны, линия поведения - приветливая улыбка или вовремя произнесенная любезность. С другой стороны, доброта - это точка  зрения, сознательно или невольно исповедуемая философия, а не природная  склонность. Кроме того, доброта  не исчерпывается сказанным или  сделанным. В ней - все существо человека.

Когда мы говорим о ком-то, что  это добрый человек, мы имеем в  виду, что это человек отзывчивый, сердечный, внимательный, способный  разделить нашу радость, даже когда  он озабочен собственными проблемами, горем или очень устал, когда у него есть оправдание для резкого слова или жеста. Обычно это человек общительный, он хороший собеседник. Когда в человеке есть доброта, он излучает тепло, щедрость и великодушие. Он естествен, доступен и отзывчив. При этом он не унижает нас своей добротой и не ставит никаких условий. Конечно, он не ангел, не герой из сказки и не маг с волшебной палочкой. Он не всегда может противостоять закоренелому негодяю, который творит зло ради самого зла - просто «из любви к искусству».

К сожалению, таких не просто злых, а именно злобных людей все  еще немало. Своим злом они как  бы мстят окружающим за невозможность  удовлетворить свои неоправданные  амбиции - в профессии, в общественной жизни, в личной сфере. Некоторые  из них прикрывают низменные чувства  красивыми манерами и приятными  словами. Другие же не стесняются употреблять  резкие слова, быть грубыми и высокомерными.

По своему содержанию Зло противоположно Добру. Соответственно, оно выражает, во-первых, наиболее обобщенные представления  обо всем безнравственном, противоречащем требованиям морали, во-вторых, общую  абстрактную характеристику отрицательных  моральных качеств, в-третьих, оценку отрицательных поступков людей4.

К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние. Зависть - одна из лучших «подруг» зла. Чувство зависти уродует  личность и взаимоотношения людей, оно возбуждает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя в глазах окружающих. Нередко зависть толкает людей  на совершение аморальных поступков. Не случайно она считается одним  из самых тяжких грехов, ибо все  остальные грехи можно рассматривать  как следствие или проявление зависти. Злом является и высокомерие, характеризующееся неуважительно-презрительным, надменным отношением к людям. Противоположны высокомерию скромность и уважение к людям. Одно из самых страшных проявлений зла - месть. Иногда она может быть направлена не только против того, кто причинил изначальное зло, но и против его родных и близких, - кровная месть. Христианская мораль осуждает месть, противопоставляя ей непротивление злу насилием.

Сложности в определении и понимании  добра и зла коренятся в  их особенностях. Первая из них - всеобщий, универсальный характер Добра и  Зла. Если, скажем, честь и достоинство - сугубо личностные оценки человеческих качеств, проявляющиеся в межличностных  отношениях, то под «юрисдикцию» добра  и зла подпадает все: и человеческие отношения, и отношение человека к природе и миру вещей.

Заметим, однако, что всеобщность  и универсальность не мешают добру  и злу отличаться второй особенностью - конкретностью и непосредственностью. Они - понятия исторические, зависящие  от реальных общественных отношений.

Третья важнейшая особенность  добра и зла - это то, что они  феномены субъективные, то есть не принадлежащие  объективному миру, а относящиеся  к деятельности человеческого сознания. Действительно, в природе, например, нет явлений, которые безотносительно  к человеку были бы добром или злом. Это мы, в зависимости от своих  нужд, интересов, условий жизни, относим  одни вещи и явления к разряду  «добрых», другие - к разряду «злых». Дело в том, что добро и зло - понятия не только ценностные, но и  оценочные. При их помощи мы положительно или отрицательно оцениваем то или  иное природное, социальное явление, моральные  качества и поступки людей. Но как  всякие оценочные понятия они  несут в себе элемент человеческой субъективности, личной пристрастности, эмоциональности5.

Субъективность предполагает отсутствие абсолютного Добра и Зла в  реальном мире (они возможны лишь в  абстракции или мире потустороннем). Поэтому из субъективности проистекает  четвертая особенность добра  и зла - их относительность, также  проявляющаяся в ряде моментов.

Во-первых, зло в одних условиях и отношениях может представать  в виде добра в других условиях и отношениях. Русский философ  И.О. Лосский, указывая на то, что зло всегда относительно, утверждал, что в любом зле, с философской точки зрения, есть какие-то элементы добра.

Лосский иллюстрировал этот тезис на примере смерти. Смерть есть несомненное зло; более того, она символизирует предельное зло мира. С этим согласится любой человек, познавший боль утраты или задумавшийся о бренности своего существования. Но если абстрагироваться от личностных переживаний и посмотреть на смерть с точки зрения ее роли в процессе жизни, то становится очевидной ее необходимость - не только биологическая, но и этическая. Осознание человеком своей смертности побуждает его к нравственным исканиям. Без смерти нет жизни, но без смерти нет и смысла жизни. Благодаря смерти жизнь приобретает качество непреходящей ценности. Только то ценно, что конечно. Осознание человеком своей конечности побуждает его искать способы преодоления смерти, духовной или даже физической. Оно становится импульсом к творчеству6.

Во-вторых, то, что было злом, в процессе развития может превращаться в добро  и наоборот.

Рассмотренные проявления относительности  добра и зла высвечивают и  подтверждают их пятую особенность: единство и неразрывную связь  друг с другом. Они бессмысленны в отдельности, как бессмыслен плюс без минуса; они не могут существовать друг без друга, как не существуют самостоятельно северный и южный  полюс магнита. Не говоря уже о  том, что изысканная мимикрия зла  зачастую, к сожалению, привлекает людей  сильнее, чем беспомощность, заурядность  добра.

Для современной цивилизации характерна ситуация, когда человек помещается в нечеловеческие условия «по  ту сторону добра и зла», в которых  ему ничего не остается, как творить  зло.

Не следует в то же время забывать, что единство добра и зла - это  единство противоположностей. А это  означает, что они не только взаимополагают, но и взаимоисключают друг друга. И это взаимоисключение обусловливает постоянную борьбу добра и зла, борьбу, которая не просто выступает еще одной - шестой их отличительной особенностью, но и определяет способ их существования. Иными словами, добро ведет со злом постоянную борьбу, которая не может завершиться окончательной победой одной из сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Понятие, содержание и функции служебного этикета юриста

 

 

Этикет (фр. 'etiquette - ярлык, этикетка) - устойчивый порядок поведения, выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, одежда и др.). Устойчивый порядок поведения означает совокупность устоявшихся правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям7.

Служебный этикет юриста - устойчивый порядок поведения юриста при  выполнении служебных полномочий, выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого  обхождения в обществе (манеры, формы  обращения и приветствия, одежда и др.).

Этикет имеет правила, которые  облачены в конкретные формы, представляющие собой единство двух сторон: этической (проявление заботы, уважения) и эстетической (красота, изящество поведения).

Требования этикета в юридической  практике приобретают особую значимость, так как являются строго регламентированным церемониалом, где определенные официальные  формы поведения юриста не должны выходить за пределы жестко установленных  рамок. Он выражается в системе правил учтивости, четко классифицирует правила  обхождения с должностными лицами в  соответствии с их рангом (к кому как следует обратиться, кого как  должно титуловать), правил поведения в различных кругах.

Информация о работе Добро и зло как основные категории этики