Добро и зло как основные категории этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Благо существует в виде самых различных вещей. Благом называют книгу и пищу, дружбу и электричество, технический прогресс и справедливость. Что же объединяет эти разные вещи в один класс, в каком отношении они схожи? У них есть один общий признак: они имеют положительное значение в жизни людей, они полезны для удовлетворения их потребностей - жизненных, социальных, духовных. Благо относительно: нет ничего такого, что было бы только вредным, как и такого, что было бы только полезным. Поэтому благо в одном отношении может быть злом в другом. Благо для людей одного исторического периода может не быть таковым для людей другого периода. Блага имеют неодинаковую ценность и в разные периоды жизни индивида (например, в молодости и старости). Не все то, что полезно одному человеку, бывает полезным другому1.

Оглавление

1 Добро и зло как основные категории этики …………………….……….…3
2 Понятие, содержание и функции служебного этикета юриста……………10
Список использованных источников и литературы………………………….15
Словарь………………………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Моя Контрольная.docx

— 60.32 Кб (Скачать)

Строгое соблюдение правил служебного этикета - важное условие  
высокой этической и эстетической культуры поведения юриста.

Специфика юридической деятельности такова, что юристу ежедневно приходится сталкиваться с большим количеством  людей и поэтому очень трудно выбрать правила поведения с  каждым. Реальные обстоятельства настолько  разнообразны, что никакие правила  и нормы не в состоянии охватить их полностью. Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юрист во время осуществления своей профессиональной работы.

Основные этико-эстетические принципы взаимоотношений между юристом  и иными участниками решения  юридического дела:

- чувство такта - чувство эмоционального сопереживания с каждым из  участников решения юридического дела;

- чувство такта помогает определить должную меру в выражениях и поступках.

Такт предполагает внимательное отношение  к личности собеседника, умение юриста корректно обойти по возможности  вопросы, которые могут вызвать неловкость у окружающих.

Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта - неотъемлемая часть духовной культуры юриста.

Чувство такта должно проявляться  в различных формах делового общения юриста:

- повседневное служебное общение (прием посетителей, посещение  
граждан по месту жительства, участие в совещаниях, заседаниях и т.д.);

- специфические формы служебного общения (руководитель и подчиненные, между коллегами);

-экстремальные формы общения (во время обыска, задержания и т.п.);

- невербальные и неспецифические формы общения (телефон, деловая переписка, выступления по радио, телевидению и т.п.).

Эти и другие формы делового общения  юриста требуют своих принципов, правил и норм, которые раскрывают и дополняют чувство такта.    

Корректность - сдержанность в словах и манерах, исключение нелепых вопросов, чрезмерной настойчивости и т.п.

 Вежливость - внешнее проявление  доброжелательности, обращение по  имени и отчеству, душевное расположение.

Любезность - готовность оказать услугу тому, кто в этом нуждается.         

Точность - своевременность выполнения обещанного или порученного дела.

Высокая самоорганизованность - планирование деятельности и действия, направленные на выполнение плана и др.

Главное, чтобы за строгим соблюдением  этикета не было скрытого неуважения, недоброжелательности к людям. Если этикет будет иметь чисто внешнюю, оторванную от своего нравственного  содержания, форму, строго канонизированный характер, он превратиться в официальную  форму лицемерия.

В служебной деятельности юрист  сталкивается со многими и весьма разными людьми. Он разбирает дела, в которых переплетаются часто  противоречивые интересы разных по своему характеру, социальному положению  граждан. Обязанностью и нормой деятельности юриста является хорошее знание психологии человека, общей социальной психологии, судебной психологии. Юрист выступает  в известном смысле знатоком в  области человековедения8.

Особенностью профессиональной деятельности юриста является то, что его служебные  функции осуществляются при строгом  следовании требованиям закона, права. Юрист повседневно имеет дело с толкованием и применением  норм права в органической связи  с нормами морали. Профессиональная нравственность юриста неотделима от общественной морали, а представляет собой ее конкретизацию применительно  к юриспруденции.

 Нормы профессиональной деятельности  юриста — это составная часть  общей системы морали; эти нормы  выражают принципы справедливости, гуманности, служения закону.

Профессиональная этика юриста опирается на регулятивные возможности  морали во взаимодействии с правом, многие принципы и нормы которого имеют непосредственно нравственное содержание. Требования профессиональной морали правоведа, правозащитника находят  выражение в различных кодексах и прежде всего — в Гражданском  кодексе, Уголовном кодексе, а также  в ГПК и УПК. Юрист часто  сталкивается с лицами, находящимися в конфликтной ситуации. Служебным  долгом работника юстиции является требование не только соблюдать нормы  права, но и проявлять профессиональный такт, внимание к моральным, психологическим переживаниям человека. Верно сказано: "Тактичность — это вежливость начеку". Работник правоохранительных органов, правозащитник обязан находить в себе нравственные силы, чтобы предотвратить "заболевание" душевной очерствелостью9.

Ряд вопросов этического характера  возникает в практической деятельности юриста в связи с принципом  презумпции невиновности. Подозреваемый, обвиняемый еще не является преступником. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда. Это правовое положение, принцип, имеет большое моральное значение, вытекает из признания достоинств человека, его права на полноценную жизнь. Обвиняемый не считается виновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Презумпция невиновности в уголовном процессе предостерегает юристов, связанных с рассмотрением конкретного дела, от произвола, обвинительного уклона в расследовании обстоятельств дела.

Особенности профессиональной деятельности юриста имеют свои проявления в деятельности отдельных представителей правоохранительных органов и учреждений. В этом смысле применяются понятия "судебная этика", "адвокатская этика", "этика  работника милиции". Термин "судебная этика" в широком смысле слова включает нормы деятельности судей, прокуроров, следователей, адвокатов. Конечно, этот термин не охватывает профессиональной нравственности всех юристов. Ведь правоведы работают в нотариате, в милиции, в государственных, хозяйственных и других учреждениях и органах, в местах лишения свободы. Применительно к отдельным представителям юридической профессии можно говорить об этике судьи, этике прокурора, этике юрисконсульта, этике следователя. О проявлениях профессиональной этики юриста можно говорить применительно к особым этапам служебной деятельности работника, который на данном этапе руководствуется этическими нормами, выработанными в определенной сфере общественной практики.

Большие душевные силы, такт, понимание  возрастных особенностей человека необходимы юристу, рассматривающему дела правонарушителей. Культура правоохранительной и правовоспитательной деятельности выражается также в умении юриста разумно оценить и умело применить этические нормы и правила, правила приличия. Это проявляется и в одежде, и в манере держаться, в языке выступлений и в обстановке официальных помещений. Воспитание профессиональной этики юриста является важной составной частью учебного процесса.

Профессиональная этика юриста способствует правильному формированию сознания, взглядов работников юридической профессии, ориентируя их на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей, охрану собственной чести и репутации.

Таким образом, профессиональная этика юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания.

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

 

1. Гуревич П.С. Этика:учебник, Юнита-Дана, 2011 г.

2. Кукушкин В.М. Твоя профессиональная этика. - М., 1994.

3. Опалев А.В., Дубов Г.В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. - М., 1997.

4. Солоницина А.А. Профессиональная этика и этике: Учебное пособие, - М., 2005.

5. Этика. Конспект лекций.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛОВАРЬ

 

Альтруизм - моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближнему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов других.

Аморализм - моральный принцип, обосновывающий нигилистическое отношение к общественным, и в первую очередь к общечеловеческим, нормам морали и провозглашающий безнравственность законным способом поведения личности.

Аскетизм - моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения.

Благо - общее понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений. Природные и общественные явления становятся благом лишь поскольку они удовлетворяют положительные человеческие потребности, способствуют социальному прогрессу. Различают материальные и духовные, личные и общественные блага.

 Благодарность - отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях.

Благородство - моральное  качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.)

Вежливость - моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям  стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.

Взаимопомощь - отношения  между людьми в коллективе, возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого.

Вина - положение (состояние), противоположное правоте, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, совершивший проступок или преступление.

Воздаяние - вознаграждение или наказание человека за совершенные  им действия в соответствии с их моральной ценностью.

Воля - это способность  человека преодолевать препятствия  и добиваться поставленной цели.

Воспитание нравственное - составная часть единого процесса общественного воспитания.

Выбор моральный - акт моральной  деятельности, исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной системы ценностей, линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение и обеспечить его реализацию.

Грубость - отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения, противоположно вежливости. Будучи одним из внешних проявлений неуважительного отношения к людям, грубость выражается в откровенной недоброжелательности к окружающим, в невнимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний.

 Гуманизм - принцип мировоззрения  (в т.ч. и нравственности), в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.

Деонтология - раздел этики, в котором рассматриваются проблемы Долга и вообще должного (всего  того, что выражает требования нравственности в форме предписаний). Моральное сознание как специфическая форма общественного сознания отражает объективную социальную необходимость, потребности людей, общества, исторического развития - в особой субъективной форме - в виде представления о должном (о том, что «должно быть»), устанавливая, насколько соответствует этому представлению фактически существующее.

Деятельность моральная - категория этики, при помощи которой  во всем многообразии общественной практики людей выделяется нравственная сторона, из всех видов побуждений - специфически нравственные мотивы: желание совершать  добро, подчинение чувству долга, стремление осуществлять определенные идеалы. В отличие от поведения, которое охватывает всю совокупность поступков человека, под моральной деятельностью в этике понимаются только поступки, сознательно подчиненные определенным моральным целям.

Добро - одно из наиболее общих  понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью - злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения нравственного  и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им.

Добродетель - понятие нравственного  сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности, указывая на их моральную ценность. Понятие добродетели подчеркивает деятельную форму усвоения добра (добродетель - делать добро) в противоположность простому знанию принципов, которое не делает человека добродетельным. Противоположностью добродетели является понятие порока.

Доверие - отношение к  действиям другого лица и к  нему самому (соучастнику в общем  деле, партнеру по договору, руководителю, другу), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности. Противоположностью доверия является недоверие, подозрительность, когда подвергается сомнению верность общему делу, готовность соблюдать общие интересы или условия взаимного договора, искренность мотивов его действий.

Информация о работе Добро и зло как основные категории этики