Демографическая политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 09:25, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшая сфера, в которой национальные интересы России в области долговременного развития объективно не совпадают с интересами стран восьмерки, а также с интересами ряда перенаселенных стран, соседствующих с Россией (Китая) - народонаселение и демография.
К сожалению, общего пути преодоления глобального демографического кризиса, приемлемого для всех стран и народов - для всего человечества, не существует.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………
1.Динамика численности……………………………………………………
2.Принципы демографической политики в России………………………
3. Направления деятельности демографической политики………………
Заключение……………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Демография.doc

— 575.00 Кб (Скачать)

      На  втором этапе (после 2003 года) предполагается:

      выполнение  Плана реализации Основных направлений  демографической политики Российской Федерации на 2003-2005 годы;

      оценка  результатов выполнения Плана первоочередных мероприятий на 2001-2003 годы по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации и Плана  реализации Основных направлений демографической  политики Российской Федерации на 2003-2005 годы;

      разработка  и реализация федеральной целевой  программы, направленной на улучшение  демографической ситуации в Российской Федерации на среднесрочную перспетиву.

      В результате проводимой в Российской Федерации работы, направленной на улучшение демографической ситуации, должна стабилизироваться численность населения за счет увеличения средней продолжительности жизни, повышения в перспективе показателей рождаемости, снижения показателей смертности населения. Улучшится структура размещения производительных сил, что, несомненно, окажет позитивное влияние на показатели социально-экономического развития России.

      Главное событие 2006 года - это новая демографическая политика, предложенная Президентом Владимиром Путиным

      Сбережение  народа - вот ее основной смысл. Главным  событие 2006 года - принятие Федерального закона "О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в части  государственной поддержки гражданам, имеющих детей". Закон направлен на повышение рождаемости, поддержку семей с детьми и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семье, обеспечение доступности дошкольного образования.

      !!!!!!!С первого января 2009 года по- новому исчисляется размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет для (застрахованных) работающих. Он будет составлять 40% среднего заработка, но не менее 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 4137-50 рублей - за вторым и последующими детьми.

      !!!!!Максимальный размер пособия - 6000 тысяч рублей. Впервые право на указанное пособие получат почти полмиллиона неработающих родителей. Ежемесячно до достижения ребенком возраста полутора лет будет выплачиваться 1500 рублей по уходу за первым ребенком, 3000 рублей - за вторым и последующими детьми.

      Если  уход осуществляется одновременно за двумя детьми, то пособие выплачивается  на каждого ребенка 

      Для работающих суммированный размер пособия  не может превышать 100 процентов  среднего заработка. Право на получение  пособия на равных имеют и мать, и отец ребенка, опекун, другие родственники (в случаях, установленных законом). На эти цели из бюджета Фонда социального страхования и из федерального бюджета будет выделено 50 млрд. рублей. Также с 2007 года вводится новый вид государственного пособия - единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью усыновителя, опекуна и приемного родителя в размере 8 тысяч рублей. Полномочие по выплате указанного вида пособия передано субъектам Российской Федерации.

      Сохранено также право на пособие по уходу за ребенком в двойном размере и его выплату до достижения ребенком трех лет проживающим в чернобыльской зоне. Очень важно, что с 2007 года будет компенсироваться часть родительской выплаты за содержание ребенка в муниципальных и государственных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования: на первого ребенка - в размере 20% родительской платы, на второго -50%, а на третьего и последующих детей - в размере 70% этой платы. Федеральным бюджетом на 2007 год средства на это предусмотрены в объеме 8 млрд. рублей. Законодательно также ограничен максимальный размер родительской платы. Он не может быть выше 20% затрат на содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования. Если в семье трое и более несовершеннолетних детей - то не выше 10% этих затрат. А если у ребенка отклонения в развитии или туберкулез, то плата с родителей взиматься не будет.

      Важное  событие, которое также способно позитивно повлиять на демографическую ситуацию в нашей стране - это введение с 2007 года материнского капитала. Право на него имеют женщины, родившие или усыновившие второго, третьего и последующего ребенка начиная с января 2007 года. Распорядиться этим капиталом, возможно, будет только спустя три года. И по следующим направлениям: на улучшение жилищных условий семьи, на получение образования ребенком (детьми), на формирование накопительной части пенсии.

Заключение

      Вопрос  о формировании типа воспроизводства  населения, который будет наилучшим образом соответствовать основной задаче современного общества - полному удовлетворению материальных и духовных потребностей трудящихся, и о мерах, направляющих течение демографических процессов в сторону оптимизации типа воспроизводства населения, в совокупности называемых демографической политикой, - это важнейшие проблемы науки о населении.

      Политику  в области народонаселения, исходя из конкретных интересов страны, в  той или иной мере проводят все  государства. Условно она может  быть разделена по своему характеру на "активную" и "пассивную". "Активная" демографическая политика состоит из комплекса мер по созданию желаемого типа воспроизводства населения. Однако если то или иное государство не предпринимает таких мер, то это не означает отсутствия демографической политики вообще, не говоря уже о том, что на воспроизводство населения косвенно оказывают влияние почти все социально-экономические мероприятия. В данном случае "бездействие" государства показывает, что существующий режим воспроизводства населения отвечает интересам правящих классов этой страны. Такая "пассивная" демографическая политика может существовать еще и потому, что в силу недостаточной изученности демографических процессов и их социально-экономических последствий вопросам демографической политики может не уделяться должного внимания.

      В современном обществе ведется последовательная борьба за постоянное снижение смертности и увеличение продолжительности  жизни населения, и демографическая  политика в этой области имеет  неизменную и весьма очевидную направленность. Несколько иначе обстоит дело с рождаемостью.

      В этой области демографическая политика может быть весьма различной. Дело не только в том, что она может  быть направлена на стимулирование снижения или увеличения рождаемости, но и в том, что эти изменения режима рождаемости должны привести (с учетом смертности) и все воспроизводство населения к его оптимальному типу. Иначе говоря, демографическая политика должна стимулировать не рождаемость или ее ограничение вообще, а, имея целью создание оптимального типа воспроизводства, рождение только, например, первого, второго и третьего ребенка в семье, если оптимальным считается "слегка" расширенное воспроизводство.

      Такая строгая количественная направленность облегчает выбор и использование тех или иных средств демографической политики. Особое место в демографической политике занимает проблема создания желательного для народного хозяйства направления, интенсивности и структуры миграционных потоков. Если для нашей страны в целом внешняя миграция не имеет серьезного значения, то внутренняя миграция не только существенно влияет на обеспеченность трудовыми ресурсами различных районов, но и весьма заметно сказывается на воспроизводстве населения. В этой статье мы остановимся лишь на демографической политике в области рождаемости.

      Стоящие перед нашей страной задачи обновления должны затронуть решение демографических  проблем. Разработка комплексных программ экономического и социального развития должна включать в себя разделы по демографическим программам. Их решение должно способствовать развитию населения с наименьшими демографическими потерями. Необходимо создать группу специалистов, которая работала бы над вопросами необходимости и эффективности совершенствования и целесообразности изменений существующих методов переписей, изучала новые методы организации обследований между переписями. Так же необходимо создать регистры населения.

 

       Список литературы

 
      
  1. Борисов В.А. Демография. М., 1999.
  2. Бергер Я.М. Планирование семьи в Китае: итоги и перспективы. // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 1.
  3. Бергер Я.М. Население Китая на рубеже 21 века. Журнал Китаеведение, №1, 2001 г
  4. Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии. М.: Восточный Дом, 2002..
  5. Демографическое развитие России: история и теория // Вопросы статистики, 1999, № 3.
  6. Демография/кол.авт., под ред. проф. В.Г.Глушковой – М.: 2006
  7. Дудченко Г. Китай и Дальний Восток России: к вопросу о демографическом дисбалансе «Вестник Евразии» №3 2002, с. 142-149)
  8. Елисеева И.И. Демография и статистика населения. – М.: Финансы и статистика, 2006
  9. Каримбаева Е. Б. Необходимость организации выборочных обследований и регистров населения в условиях рыночной модели экономики. - Алматы, 1998, № 11.
  10. Карманов М.В., Козлова Л.Л., Роговский А.А., Элькин А.Г. Практикум по статистике населения. - М., 2000.
  11. Карманов М.В., Роговский А.А., Аева Н.В. Сборник тестов по курсу /Статистика населения. - М., 2000.
  12. Клунт М., Демография регионов Земли. – Спб.: Питер, 2008
  13. Косырева И.А. Принципы современного семейного права Китая.www.chinaPro.ru
  14. Кучмаева О.В., Татаркова Н.В. Проблемы населения стран мира (учебное пособие). - М., 1999.
  15. Курашева Т.А., Тарлецкая Л.В  Основы социально-экономическойстатистики. М., 2000.
  16. Ли Вэй Семейно - демографическая политика в России и Китае (опыт сравнительного анализа) Под ред. В. М. Медкова Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова. 2000.
  17. Перепись населения – важнейший этап Всероссийской переписи населения 2002 года // Вопросы статистики. – 2001 – № 6.
  18. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат.сб./Росстат. - Р76   М., 2008.
  19. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Kо», 2005.
  20. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства. – М.: КНОРУС, 2005.
  21. Соколин В.Л. Перепись населения России 2002 года и анализ современных демографических процессов // Вопросы статистики. – 2000 – № 6. – С. 56–58.
  22. Социальная статистика / под ред. Елисеевой И.И. М., 2001.
  23. Страны и регионы мира. Экономико-политический справочник. М., Прогресс, 2005 г
  24. Информационный сервер Китая http://www.chinatoday.com
  25. http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=949CD117A9EA43F283214C0FD4CF7882  

Информация о работе Демографическая политика в России