Демографическая политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 09:25, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшая сфера, в которой национальные интересы России в области долговременного развития объективно не совпадают с интересами стран восьмерки, а также с интересами ряда перенаселенных стран, соседствующих с Россией (Китая) - народонаселение и демография.
К сожалению, общего пути преодоления глобального демографического кризиса, приемлемого для всех стран и народов - для всего человечества, не существует.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………
1.Динамика численности……………………………………………………
2.Принципы демографической политики в России………………………
3. Направления деятельности демографической политики………………
Заключение……………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Демография.doc

— 575.00 Кб (Скачать)

      В области стимулирования семьи к  рождению детей необходимо использовать возможности налоговой политики в отношении физических лиц, для чего предусмотреть налоговые вычеты для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей.

      Необходимо  принять действенные меры по поддержке  молодых семей. В кратчайшие сроки разработать региональные аспекты обеспечения молодых семей достойными жилищными условиями в случае рождения ребенка, предусмотреть выделение безвозмездных субсидий и кредитование молодых семей с понижающейся кредитной ставкой в зависимости от числа детей в семье.

      Для поддержки молодых семей и  их ориентации на рождение детей необходимо обеспечить дальнейшее развитие центров  и клубов молодой семьи, центров  планирования семьи и репродукции, а также социальных служб для  молодежи, осуществляющих работу в направлении воспитания ответственного родительства и сохранения репродуктивного здоровья. Требует укрепления система учреждений социального обслуживания семьи и детей, в рамках которых семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывается поддержка и социальный патронаж. Необходимо развивать учреждения, специализирующиеся на работе с детьми и подростками, занимающиеся их социализацией, семейным обустройством.

      В области миграции и расселения определены следующие приоритеты и направления:

  • привлечение иммигрантов, в первую очередь граждан государств - участников СНГ, на основе проведения селективной миграционной политики;
  • создание условий для сокращения эмиграционного оттока, ведущего к сокращению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала населения Российской Федерации;
  • обеспечение легализации миграции в Российскую Федерацию путем применения соответствующих правовых, организационных, финансовых и пр. механизмов;
  • создание системы эффективной защиты законодательно закрепленных прав вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации.
  • Требуют дальнейшей разработки и совершенствования нормативно-правовые акты, прежде всего регулирующие миграционные процессы, в части обеспечения контроля за въездом, выездом и пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан и натурализации мигрантов. Также необходима корректировка положений действующей нормативно-правовой базы, регулирующей положение вынужденных мигрантов в Российской Федерации.

      Необходимо  разработать подходы к регулированию  иммиграционных потоков, создать действенный  механизм миграционного замещения  естественной убыли населения Российской Федерации.

      В рамках разрабатываемой Федеральной  миграционной программы на 2002-2005 гг. необходимо предусмотреть финансирование комплекса мер, направленных на стимулирование иммиграции в Российскую Федерацию, интеграцию мигрантов (жилищное обустройство, решение проблем трудоустройства), проведение селективной миграционной политики, развитие единой системы иммиграционного контроля и т.п.

      Следует разработать механизмы привлечения  в Российскую Федерацию иммигрантов, находящихся в репродуктивном возрасте, имеющих высокий квалификационный уровень в профессиях, представляющих приоритетный интерес для социально-экономического развития России. При этом необходима выработка системы приоритетной поддержки в России высококвалифицированных специалистов ведущих отраслей, а также более полное использование потенциала учебной иммиграции для восполнения потерь, вызванных оттоком молодых специалистов в развитые страны.

      Важнейшей задачей является проведение активной региональной экономической политики, направленной на сохранение численности  населения в важных в геополитическом  отношении регионах Российской Федерации, что позволит расширить привлечения рабочей силы из других районов страны на временной, ротационной основе.

      Необходимо  разработать подходы к обеспечению  возможностей стимулирования возвращения  в Российскую Федерацию эмигрантов, ранее выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь - высококвалифицированных специалистов и предпринимателей, включая представление им условий безопасности, жилья, места работы и пр.

      В части регулирования внутренней миграции, должны быть разработаны меры, направленные на повышение территориальной мобильности рабочей силы, а также механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных регионов и районов Крайнего Севера.

      Политика  привлечения дополнительной рабочей силы потребует разработки действенных экономических стимулов для переселенцев, включая регионально-дифференцированные меры, направленные на перераспределение иммиграционных потоков в регионы, испытывающие наиболее острую нехватку населения и трудовых ресурсов.

      Особое  внимание должно быть уделено разрабатке мер селективной иммиграционной политики (по отдельным странам, профессиям, квалификационным признакам), определению  пропорции привлечения мигрантов  на временной и постоянной основе.

      Информационное обеспечение реализации Концепции предполагает использование данных государственной статистики, итогов разработки предстоящей переписи населения и данных, создаваемого Государственного регистра населения Российской Федерации, с целью предоставления населению достоверных данных о демографических проблемах и путях их решения.

      Необходимо  разработать систему информационного  обеспечения единой государственной  демографической политики, включив  в нее специализированные телевизионные  и радиопрограммы, издание специализированных газет и журналов, разработку учебных программ.

      Следует активизировать начатую работу по созданию роликов (теле- сюжетов) социальной рекламы, направленной на пропаганду здорового  образа жизни, обеспечения безопасности жизни.

      Специально  организованная информационная кампания должна быть рассчитана на формирование гражданской позиции в отношении необходимости повышения рождаемости, повышения общественного престижа семьи с несколькими детьми, переориентации системы ценностей на устойчивую семью с несколькими детьми, пропаганду здорового образа жизни.

      Информационное  воздействие на массовое сознание с  помощью специальных технологий должно быть достаточно долговременным и последовательным, проработано  стратегически и методически.

      Данная  кампания должна объединять деятельность средств массовой информации на федеральном и региональном уровнях, информационных структур федеральных министерств и ведомств, участвующих в реализации Концепции, общественных объединений и некоммерческих организаций.

      Требуется развитие системы информирования и повышения образовательного уровня населения о сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и других заболеваниях и их последствиях, по созданию и реализации единых установок по охране репродуктивного здоровья и повышению ответственности населения за состояние своего здоровья.

      Средства  массовой информации должны пропагандировать здоровый образ жизни, крепкую полную семью с несколькими детьми, формировать  национальную идею через воспитание культа здорового человека с оптимистическим мировоззрением.

      Через средства массовой информации следует  проводить работу, направленную на недопущение передачи от поколения  к поколению вредных поведенческих  стереотипов. Этой цели должны служить  программы формирования здорового  образа жизни, гигиенически рациональных стереотипов поведения у детей и молодежи: занятие физкультурой и спортом, отказ от курения и т.д. Необходимо развивать систему информирования населения о возможных опасностях и угрозах для жизни и здоровья, связанных с эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров.

      Необходимо  создать материальную базу для повсеместного  введения в программы обучения в  общеобразовательных и иных учебных  заведениях курсов «Обеспечение безопасности жизни», разработать учебники и учебные пособия, обеспечить подготовку соответствующих преподавателей.

      Должна  быть разработана нормативно-правовая база для проведения государственной  информационно-просветительской кампании, направленной на изменение репродуктивных установок российской семьи, формирование общественного мнения в отношении необходимости укрепления института семьи, повышения ценности детей и статуса родительства, перехода от малодетной к среднедетной семье.

      Механизмы и этапы реализации Концепции

      Реализация  Концепции предполагает:

      объединение усилий государственных и общественных организаций, направленных на выработку  единых подходов к формированию демографического поведения и установок с целью  сохранения и укрепления демографического потенциала Российской Федерации;

      координацию действий законодательных и исполнительных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на оздоровление демографической ситуации;

      разработку  федеральных и региональных планов действий и программ по достижению конкретных результатов в рамках основных задач, сформулированных в Концепции, включающих сроки реализации и исполнения;

      концентрацию  финансовых и материальных ресурсов на реализацию приоритетных положений  Концепции с учетом использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, привлечения дополнительных внебюджетных поступлений, включая средства международных организаций;

      обеспечение учета демографической ситуации в федеральных и региональных программах социально-экономического развития;

      продвижение в решения международных организаций, занимающихся вопросами демографии и миграции, положений, отвечающих приоритетам  российской политики в этих областях.

      На  уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации главными задачами в области улучшения демографической ситуации являются:

      разработка  и реализация региональных программ улучшения демографической ситуации;

      разработка  и реализация территориальных целевых  программ в области народонаселения, здравоохранения, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, включая программы, направленные на улучшение положения семьи и детей;

      организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде региональной демографической политики.

      Концепция служит основой для формирования демографической политики в субъектах  Российской Федерации и разработки региональных планов по улучшению демографической  ситуации.

      Для обеспечения последовательности в  выполнении положений Концепции, работа по ее реализации будет выполняться в несколько этапов.

      На  первом этапе предполагается:

      реализация  Плана первоочередных мероприятий  на 2001-2003 годы по реализации Концепции  демографической политики Российской Федерации;

      разработка  и реализация региональных Планов первоочередных мер, направленных на решение наиболее остро стоящих демографических проблем применительно к конкретным субъектам Российской Федерации;

      разработка  Основных направлений действий по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу, основывающихся на перспективах социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отдельных этнических групп населения и учитывающих региональные особенности демографических процессов;

      разработка  Плана реализации Основных направлений  демографической политики Российской Федерации на 2003-2005 годы.

      Реализация  первоочередных мероприятий позволит создать нормативно-правовую базу проведения активной демографической политики и обеспечить условия дальнейшего социально-экономического развития Российской Федерации.

Информация о работе Демографическая политика в России