Демографическая политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 09:25, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшая сфера, в которой национальные интересы России в области долговременного развития объективно не совпадают с интересами стран восьмерки, а также с интересами ряда перенаселенных стран, соседствующих с Россией (Китая) - народонаселение и демография.
К сожалению, общего пути преодоления глобального демографического кризиса, приемлемого для всех стран и народов - для всего человечества, не существует.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………
1.Динамика численности……………………………………………………
2.Принципы демографической политики в России………………………
3. Направления деятельности демографической политики………………
Заключение……………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Демография.doc

— 575.00 Кб (Скачать)

      Остаются  острыми проблемы внутриперемещенных лиц, связанные с последствиями  вооруженных конфликтов на Северном Кавказе. Общая численность граждан, временно покинувших места постоянного  проживания и размещенных на территории Чечни и соседних субъектов Российской Федерации, в настоящее время составляет 401,7 тыс. человек. Неустроенность части вынужденных переселенцев, беженцев и внутриперемещенных лиц (отсутствие работы, жилья, средств существования), создает социальную напряженность, ведет к возникновению межнациональных конфликтов

      Ограниченный  миграционный потенциал русского населения  в государствах - участниках СНГ  не позволяет рассчитывать на значительное увеличение переселения в Россию. Если в 1991-1995 годах миграционный прирост населения России в обмене со странами СНГ и Балтии составлял 2541 тыс. человек, то в 1996-2000 годах он снизился до 1739 тыс. человек.

      В дальнейшем будет происходить усложнение этнической структуры иммигрантов, а, следовательно, всего населения России, за счет роста диаспор народов, проживающих преимущественно за пределами Российской Федерации.

      Несмотря  на принимаемые меры, сохраняет значительные масштабы незаконная миграция из стран  дальнего зарубежья.

      За  последние 5 лет количество задержанных на границе России незаконных мигрантов возросло в 10 раз. Согласно экспертным оценкам, в настоящее время в России находится от 700 до 1500 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства с неопределенным правовым статусом. По договорам гражданско-правового характера в России работают не менее 1,5-2 млн. иностранцев, что существенно осложняет ситуацию на рынке труда.

      Нерешенной  проблемой до последнего времени  остается интеграция вынужденных мигрантов  в социальную среду. В 1992-2000 годах  статус вынужденного переселенца и беженца получили более 1,6 млн. человек. На начало 2001 года их численность составляла более 850 тыс. человек, из которых более 300 тыс. нуждаются в государственной поддержке и жилищном обустройстве.

      Определенную  опасность для национальных интересов России представляет эмиграция населения. Если до середины 80-х годов численность выбывающих на постоянное жительство за границу ежегодно составляла 3 тыс. человек, то в 1990 году - превысила 100 тыс. и на этом уровне удерживается все последующие годы. Особенно негативен для страны выезд профессионально подготовленной молодежи, на обучение которой затрачены значительные средства.

      

      Рис. 6. Миграция со странами СНГ и Балтии за 1989 - 2001 гг. (тыс. человек)

      В условиях сократившихся в последние  годы объемов переселений, миграция населения не в полной мере выполняет  свою основную функцию - перераспределение  населения по территории страны с  целью сбалансированности спроса и предложения на общефедеральном и локальных рынках труда.

      Оживление экономики, неизбежные при этом территориальные  и отраслевые диспропорции вызовут  необходимость более активного  перераспределения населения и  трудовых ресурсов в пределах страны.

      Анализ миграционной и демографической ситуации свидетельствует о наличии в ряде регионов специфических проблем народонаселения, требующих особого подхода к их решению. Это относится, прежде всего, к районам Севера и приравненным к ним местностям, приграничным районам Дальнего Востока и некоторым южным субъектам Российской Федерации. С этих территорий в последние годы происходит интенсивный миграционный отток, сокращается численность населения, ухудшается его демографическая структура.

      В настоящее время на территории Российской Федерации в 5 республиках, краях, 10 областях и 8 автономных округах проживают около 200 тысяч человек, относящихся к 30 коренным малочисленным народам Севера. Однако общее сокращение численности отдельных этнических групп, особенно коренных малочисленных народов, может привести к их полному исчезновению. Из 30 малочисленных народов Севера с 1995 года сократилась численность 21, наблюдается резкое снижение рождаемости, значительный рост смертности, средняя продолжительность жизни на 10-15 лет ниже, чем в среднем по России. Как следствие, сокращаются их численность и удельный вес в населении страны.

      К остро проблемным регионам относится  также Центральная Россия, где  естественная убыль населения настолько  велика, что положительный миграционный прирост не компенсирует естественных потерь населения. Демографический потенциал Центра России, в особенности его сельских районов, в результате имевшего место многие десятилетия интенсивного оттока и старения населения в значительной мере подорван.

      Сформировавшиеся тенденции в области естественного и миграционного движения населения предопределяют дальнейшее сокращение численности населения.

      Согласно  прогнозу Госкомстата России, население  страны к 2016 году сократится по сравнению  с началом 2001 года на 10,4 млн. человек или на 7,2%. и составит 134,4 млн. человек. Положительный миграционный прирост не компенсирует естественной убыли населения. 

      

      Рис. 7. Межгосударственная миграция за 1991 - 2001 гг. (число прибывших в среднем за год)

      При условии сохранения существующих тенденций  распределение населения по территории страны претерпит дальнейшие изменения: увеличится доля россиян, проживающих  в европейской части страны, при  сокращении населения северных и восточных территорий. За период с 2001 по 2016 годы численность населения Сибири и Дальнего Востока сократится на 7,6%, северных и приравненных к ним территорий - на 12,0%. Географический сдвиг расселения населения в западном и южном направлении обусловит уменьшение плотности заселения азиатской части России, приграничных регионов, что весьма нежелательно с точки зрения национальной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации.

      Процесс старения населения страны выразится в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста. Изменение соотношения в трудовой структуре населения приведет к тому, что численность выходящих за пределы трудоспособного возраста к 2015 году будет почти в два раза превышать численность вступающих в трудоспособный возраст.

2. Принципы демографической политики в России

      Целью демографической политики Российской Федерации является постепенная  стабилизация численности населения  и формирование предпосылок последующего демографического роста.

      Задачами  демографической политики Российской Федерации являются:

  • в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:
  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь, в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;
  • улучшение репродуктивного здоровья населения;
  • увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни, путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;
  • улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов, путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья.
  • в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
  • создание предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;
  • всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;
  • создание условий для самореализации молодежи;
  • социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства.
  • в области миграции и расселения:
  • регулирование иммиграционных потоков с целью создания действенного механизма миграционного замещения естественной убыли населения Российской Федерации;
  • повышение эффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития Российской Федерации;
  • обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и формирование толерантности к мигрантам.
 

      Приоритеты  демографической  политики в области  охраны здоровья и  увеличения продолжительности  жизни населения 

      В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты:

  • укрепление состояния здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, развития физической культуры, отдыха и оздоровления;
  • сохранение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;
  • улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь за счет профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, а также раннему выявлению болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;
  • сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее важны профилактика сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных заболеваний.

      В проведении профилактической работы необходимо скоординировать действия органов  исполнительной власти всех уровней  с общественными, благотворительными и религиозными организациями, а также предусмотреть активное участие самого населения.

      Необходимо  возродить систему массового  санитарно-гигиенического просвещения  и обучения граждан.

      Важнейшей задачей является внедрение в  практику жизнесохранительного поведения, формирование здорового образа жизни у всех категорий населения. В этой связи необходимо активизировать работу по организации и проведению пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, направленной на пропаганду здорового образа жизни, что предполагает развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи). Следует обеспечить поддержку благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения. Эти индивидуальные инициативы и благотворительные акции могут стать важным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения. Необходимо разработать механизмы поддержки подобных инициатив.

      Особое  внимание должно быть уделено снижению потребления алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма, при этом сочетание мер из области фискальной политики, административных ограничений, информационных воздействий способно привести к желаемому эффекту. Система мер должна включать жесткий контроль качества алкогольной продукции и политику цен, стимулирующую переход к потреблению менее вредных типов алкогольных напитков. Ценовая политика должна, с одной стороны, не допустить переориентацию населения на самодельные или нелегальные алкогольные изделия, но, в тоже время, ограничивать потребление алкоголя.

      В этих целях также необходимо введение правил, запрещающих продажу алкоголя лицам, находящимся в состоянии  сильного опьянения и несовершеннолетним, запрет на продажу крепких алкогольных напитков в местах массового скопления населения.

      Следует усилить контроль за рекламой, имея в виду, что молодежь не должна быть задействована в рекламных роликах  спиртных и слабоалкогольных напитков.

      В рамках мероприятий по улучшению психического здоровья населения необходимо принятие мер по предотвращению и профилактике самоубийств, которые могут включать создание новых и поддержку существующих телефонов доверия, совершенствование методов работы врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов, социальных работников.

      В области охраны и укрепления здоровья граждан будет усилено внимание органов государственной власти Российской Федерации к совершенствованию  организации и развитию государственной  и негосударственной форм оказания медицинской помощи населению, реализация федеральных программ.

      Требует решения проблема обеспечения доступности  медицинской помощи больным с  тяжелыми заболеваниями, нуждающимся  в обследовании и лечении с  применением дорогостоящих технологий, в первую очередь в федеральных медицинских учреждениях.

      Необходимо  обеспечить дальнейшее развитие и укрепление консультационно-диагностических служб  областных, краевых и республиканских  учреждений здравоохранения, восстановить работу выездных бригад поликлиник с целью обеспечения доступности медицинской помощи жителям сельской местности и отдаленных районов, развивать сеть реабилитационных (восстановительных) отделений центральных районных и районных больниц, а также сети больниц и отделений медико-социальной помощи в сельской местности.

      Первоочередной  задачей является усиление роли первичной  медико-санитарной помощи, структурно-экономические  преобразования амбулаторно-поликлинического звена, рациональное использование  коечного фонда (уменьшение объемов дорогостоящей стационарной помощи при одновременном увеличении объемов услуг дневных стационаров).

      Органами  здравоохранения и социальной защиты населения должны реализовываться  комплексные меры по дальнейшему  развитию психиатрической и наркологической  помощи населению, вакцинопрофилактике, борьбе с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем.

Информация о работе Демографическая политика в России