Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 07:05, реферат
Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархическую систему — церковь. Церковь, как общественно-историческое образование — один из важнейших социальных институтов. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с позиций социологии. Социология религии — это одно из направлений социологии, объектом исследования которого являются различные религиозные феномены, в том числе и церковь. Ее основоположниками считаются Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм заложил традицию функционального изучения религии как “коллективного представления”, воплощающего систему верований и действий, санкционированных обществом. М. Вебер рассматривал религию как определенный мотив социального действия, исследовал ее роль в процессе крупных общественных преобразований.
Введение
1. Функции церкви в обществе
1.1. Церковь как социальный институт
1.2. Функции церкви как социального института
1.3 Роль церкви в обществе
2. Особенности Русской Православной Церкви
2.1. Особенности исторического становления Русской Православной Церкви
2.2. Особенности современной Русской Православной Церкви
3. Религиозная ситуация в современной России
Заключение
Церковь
Текст работы:
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
им. Н.П. Огарева
ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Реферат
по курсу: Социология
на тему: Церковь как социальный
институт
Выполнил: Ганюшкина Т.В.
студент 1-го курса 103 группы
з/о специальность регионоведение
Проверил: Богатова О.А.
Саранск, 1999
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Функции церкви
в обществе
1.1. Церковь как социальный институт
1.2. Функции церкви как социального института
1.3 Роль церкви в обществе
2. Особенности Русской
Православной Церкви
2.1. Особенности исторического становления
Русской Православной Церкви
2.2. Особенности современной Русской Православной
Церкви
3. Религиозная ситуация
в современной России
Заключение
Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархическую систему — церковь. Церковь, как общественно-историческое образование — один из важнейших социальных институтов. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с позиций социологии. Социология религии — это одно из направлений социологии, объектом исследования которого являются различные религиозные феномены, в том числе и церковь. Ее основоположниками считаются Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм заложил традицию функционального изучения религии как “коллективного представления”, воплощающего систему верований и действий, санкционированных обществом. М. Вебер рассматривал религию как определенный мотив социального действия, исследовал ее роль в процессе крупных общественных преобразований.
Социология религии не берется
отвечать на вопрос об истинности или
ложности тех или иных положений
вероучения, религиозных догм, о
степени адекватности отражения
религиозным сознанием
В современной социологии религии
можно выделить два уровня изучения
религиозных феноменов: теоретический
и эмпирический. На теоретическом
уровне церковь рассматривается
как общественная подсистема и изучается
ее взаимодействие с другими социальными
структурами. На эмпирическом уровне изучается
религиозность отдельных
История России и СССР, где общественно-политической и духовной жизни одним из значительных “действующих лиц” была и продолжает оставаться Русская Православная Церковь, позволяет проследить противоречивые процессы, имевшие место во взаимоотношениях между государством и церковью, переосмыслить многие устоявшиеся взгляды на место и роль ее в жизни общества.
1.Функции церкви в обществе
1.1.Церковь как социальный
Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты — церковь, религиозные организации, объединения верующих.
Важным элементом религиозного
комплекса является церковь —
один из социальных институтов, обладающих
рядом характерных признаков. Прежде
всего, это наличие профессионального
духовенства, которое формируется
по иерархической системе. Например,
христианская церковь с первых веков
своего существования построила
свою иерархию по “феодальному образцу”.
Кроме всего этого, церковь выступает
и как юридическое лицо, владеющее
определенной собственностью, которая
составляет экономическую основу ее
существования. Для церкви типично
также наличие четко
Внутренняя структура такого института
представляет собой организационно
оформленное взаимодействие различных
систем, функционирование каждой из которых
связано с формированием
Раннехристианские общины не представляют
собой церковной организации. На
первых этапах становления христианства
их можно охарактеризовать как культовые
сообщества. Превращение культового
сообщества в религиозную организацию
совершается тогда, когда в его
рамках образуется устойчивая прослойка
служителей культа с закрепленным социальным
статусом, вырабатывается единое вероучение,
носящее нормативный характер, происходит
выполнение определенных социальных функций
как по отношению к членам данной
организации, так и к более
широким социальным образованиям, в
том числе и к государству.
Конкретно, в Римской империи (I-II
вв.) христианские объединения превращались
из культовых сообществ в
Формирование института церкви
в христианстве в полной мере отражает
общие закономерности социальной институционализации
культовых систем. Христианская церковь
как социальный институт оформляется
в Римской империи во II-V вв. новой
эры. Становление христианской церкви
как социального института
1.2.Функции церкви как
В функционировании религии и церкви, выступающей в роли социального института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены — религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила.
Свод морально-этических правил
— это представление о
Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. Известный американский этнограф, создатель социальной антропологии Б. Малиновский связывал существование религиозной веры с потребностью людей в обретении смысла жизни, с их тревогой о своей судьбе. Он считал, что религия возникает из способности людей любить и заботиться о ближних, из осознания неизбежности смерти. Однако религия не только дает утешение перед лицом смерти, она вносит смысл и в другие аспекты человеческой жизни, например: дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни: болезни, бедность, социальное неравенство. [6, с.471]
Основатель психоанализа З. Фрейд считал, что главная функция религии связана с тем чувством психологической защищенности от жизненных невзгод, которое она дает людям. Как ребенок пытается найти защиту от своей беспомощности у родителей, так и взрослые люди, не сумевшие по каким-то причинам приспособиться к жизни, стремятся найти защиту у Бога. [7, с.377]
Согласно Дюркгейму, религия не только отражает структуру общества, но и укрепляет ее, концентрирует внимание и надежды людей на общих верованиях и объектах поклонения, т.е. вырабатывает общие ценности и нормы, выполняя, таким образом, функцию объединения или интеграции членов данного общества. Эта интегрирующая функция религии наглядно проявляется в исполнении ритуалов. Например, христианское таинство причащения (вино и хлеб) символизирует кровь и тело Христа. Отведав их, христиане верят, что тем самым они приобщаются к святому духу Христа. Подобные ритуалы поддерживают ценности общества и препятствуют нарушению господствующих в нем норм. [6, с.473]
Если суммировать приведенные точки зрения, то становится ясно, что важнейшей является регулятивная функция религии и церкви. Любая религия регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения. [7, с.377]
Наряду с регулятивной, религия
и церковь выполняют еще
мировоззренческая — религия организует
систему мировоззрения
компенсаторная — религия
интегрирующая — заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.
Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума.
Мировоззренческую функцию религия и церковь реализуют благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. [2, с.67]
Религия и церковь выполняют
компенсаторную функцию, восполняет ограниченность,
зависимость, бессилие людей — в
плане как перестройки
Религия и церковь обеспечивают общение, осуществляют коммуникативную функцию. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с Богом.
Религия и церковь, являясь составной
частью культуры, выполняют
3.Роль церкви в обществе
Религия и церковь выполняют ряд функций и играют определенную роль в обществе. Понятия “функции” и “роль” связаны, но не тождественны. Функции — это способы действия религии в обществе, роль — суммарный результат, последствия выполнения ею функций.
Церковь оказывает на экономические отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им “ореол святости” или объявляет “нечестивыми”, “отпавшими”, “погрязшими во зле”, “греховными”, противоречащими “закону”, “Слову Божию”. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит “наложение” религиозных отношений на другие общественные отношения. [2, с.69]
Степень влияния церкви связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов сакрализации (лат. sacer — священный) и секуляризации (позднелат. saecularis — мирской, светский). Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание. Указанные процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменяющих друг друга этапах их развития, в меняющихся социально-политических и культурных ситуациях. [2, с.69]
Сторонники теории конфликта утверждают,
что религия укрепляет