Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 07:05, реферат
Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархическую систему — церковь. Церковь, как общественно-историческое образование — один из важнейших социальных институтов. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с позиций социологии. Социология религии — это одно из направлений социологии, объектом исследования которого являются различные религиозные феномены, в том числе и церковь. Ее основоположниками считаются Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм заложил традицию функционального изучения религии как “коллективного представления”, воплощающего систему верований и действий, санкционированных обществом. М. Вебер рассматривал религию как определенный мотив социального действия, исследовал ее роль в процессе крупных общественных преобразований.
Введение
1. Функции церкви в обществе
1.1. Церковь как социальный институт
1.2. Функции церкви как социального института
1.3 Роль церкви в обществе
2. Особенности Русской Православной Церкви
2.1. Особенности исторического становления Русской Православной Церкви
2.2. Особенности современной Русской Православной Церкви
3. Религиозная ситуация в современной России
Заключение
настоящее время большинство церковных
иерархов и рядовых священнослужителей
стоят на позициях нового осмысления
современных социально-
Религиозные центры активизируют свою деятельность по повышению профессионального уровня духовенства, качественному обновлению подготовки священников в духовных учебных заведениях, строгой ориентации на рост моральных и духовных качеств. Принят новый Устав, начата работа по проведению богослужебной реформы. [2, с.140]
Религиозная ситуация в современной России
минувшие десятилетия 20 века, практически
в течение всего
Религиозная ситуация серьезно изменилась
за относительно короткий срок в последнее
десятилетие. Существенно вырос
общественный престиж религии и
церкви. Изменились в их пользу настрой
общественного мнения. Поддержку
и одобрение как
Исходя из этих фактов, можно сделать вывод о том, что современная религиозная ситуация характеризуется:
во-первых, тем, что высвободившие
из-под влияния
во-вторых, среди населения резко возрос интерес к религиозным верованиям, хотя этот интерес для многих продиктован скорее влиянием моды, чем проникновением в сущность религиозного учения,
в-третьих, интерес к пробуждающемуся религиозному сознанию плечо в плечо идет с возрождением народных обычаев, традиций, празднований и ритуалов,
в-четвертых, развитие современного религиозного сознания сопровождается оживлением мистических верований, оккультизма и других верований в чудодейственные силы.
Социологический анализ современной
религиозной ситуации не может обойтись
без соответствующей
религиозная вера (идентификация себя как верующего человека),
религиозное поведение (посещение богослужений, участие в совершении обрядов и таинств),
принадлежность к определенной религиозной конфессии.
Строго говоря, подлинно верующим
может считаться лишь человек, обнаруживающий
устойчивые признаки всех трех составляющих
религиозности. Степень религиозности
указывает на то, каково влияние
религии на индивида или группу;
уровень религиозности — на то,
каково соотношение религиозных
и нерелигиозных индивидов в
обществе, в той или иной социальной
группе. Проводимые в последние годы
социологические исследования динамики
религиозности показали, что в
России проявляется бурный рост религиозности
и столь же бурное разрушение атеизма.
Наиболее рельефно эти процессы проявляются
в быстром и внушительном росте
религиозных объединений в
России сегодня не существует официальной
статистики членства в религиозных
организациях: закон запрещает требовать
от граждан заявлений о
Русская Православная Церковь на территории
России имеет 74 епархии, 7,4 тыс. приходов.
По социологическим данным, верующих,
сознательно вовлеченных в
Мусульмане не имеют единой структуры,
в России зарегистрировано свыше 40
духовных центров и управлений. Число
явных и потенциальных
других христианских конфессий в России действуют:
Православные других юрисдикций: Российская Православная Свободная Церковь (цент в Суздале), отделившаяся в 1991 г. от Русской Православной Церкви, — 7епархий, 103 прихода. Истинно-Православная Церковь (катакомбная), образовавшаяся в результате разрушения централизованной структуры Церкви в 1927 г., — 4 центра, 50 зарегистрированных общин (есть незарегистрированные).
Старообрядцы (разных толков) — 5 центров, 177 общин, есть и незарегистрированные.
Римско-католическая Церковь — 2 епархии, 204 общины.
Протестантские конфессии — 2 тыс. зарегистрированных и до 1,5 тыс. незарегистрированных общин, общая численность до 1 млн. относительно активных членов. В отличие от православия членство в общинах сознательное и фиксированное (свыше 90% баптистов и пятидесятников — этнические русские).
того, на территории России действуют другие религиозные организации:
Религиозные меньшинства, имеющие исторические корни, но незначительное количество последователей: иудеи — 3 центра, 82 общины, буддисты — 7 центров и 135 общин, толстовцы — 2 общины, духоборы — 2, молокане — 16, трезвенники — 5, язычники — 12, зороастрийцы — 2 общины, многие секты (как скопцы и хлысты) существуют без регистрации.
Новые религиозные объединения: отечественного происхождения (церковь Виссариона — 8 общин, “богородичники” — 9); и привнесенные из-за рубежа, наиболее крупные, — “Свидетели Иеговы”, “Общество сознания Кришны” и Церковь объединения Муна. [3]
Россия конституционно гарантировала
всем гражданам свободу совести
и вероисповеданий. Это создало
широкую правовую основу для реализации
мировоззренческих позиций и
установок отдельных индивидов
и их различных социальных общностей
— семейных, территориальных, национальных
и т.д. В этих условиях резко усилилась
активность религиозных организаций
и традиционных для России (православных,
католических, иудаистских, мусульманских,
буддийских) и нетрадиционных. Среди
прочих причин роста религиозности
— причины, связанные с особенностями
переходного состояния
Своеобразие современной религиозной ситуации в стране заключается в том, что с ростом приверженцев определенных конфессий, растет число людей, склоняющихся к принятию веры как таковой, они верят не в Бога, а в сверхъестественные силы. Часть из них идентифицирует себя с православием, католицизмом или другими традиционными для России конфессиями, но в большинстве своем — это люди с неопределенным, эклектическим мировоззрением, с повышенным интересом к восточным религиозным учениям, к спиритизму, парапсихологии, астрологии.
первым направлением социодинамики религиозного сознания в современной России является возрождение интереса к христианству, рост числа приверженцев различных христианских конфессий при слабой институализации их религиозного поведения. Другое направление связано с развитием неопределенных, не имеющих четких границ типов “квазирелигиозного” сознания. Его носители — люди, частично отождествляющие себя с верующими. Следующая тенденция, характерная для “новой религиозности”, связана с широким распространением нетрадиционных верований. В настоящее время в нашей стране зафиксировано несколько таких направлений: неохристианство, нетрадиционные культы восточного происхождения, нетрадиционные оккультные секты, секты тоталитарного типа (“Аум Сенрике”, “Белое Братство”), сатанизм, и др. [7, с.386] Новый закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” предполагает перерегистрацию религиозных организаций России и призван поставить заслон таким тоталитарным сектам.
Исторически сложившаяся
Современный мир, в жизни которого возникло немало острых противоречий и кризисных проблем, нуждается в мобилизации всего арсенала людских ресурсов для утверждения реального гуманизма, действительного равноправия, подлинной свободы, материального благополучия и духовного богатства личности. В этих условиях особенно возрастает значимость взаимодействия и сотрудничества всех социальных институтов, в том числе и церкви. В 1997 г. социологические опросы показали, что армия и церковь занимают два первых места по доверию среди россиян. Мы видим ряд усилий церкви по “собиранию умов”. Это Рождественские чтения, Православные чтения в Академии МВД, Конференция по здоровью нации, формирование факультетов православной культуры в элитных учебных заведениях вооруженных сил, международные акции Фонда единства православных народов и т.д.
Церковь, как общественно-историческое образование — один из важнейших социальных институтов, представляющая собой сложную централизованную и иерархическую систему. Кроме того, это — устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу, дающим духовную опору. Религия и церковь выполняют кроме своих специфических функций еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них: мировоззренческая; компенсаторная; интегрирующая. Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума.
одной стороны церковь функционирует
в обществе как гармонизирующий,
стабилизирующий фактор, способствующий
сохранению сложившегося социального
статус-кво и тем самым
Современный статус Русской Православной
Церкви, прежде всего — результат
новых взаимоотношений