Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 07:05, реферат
Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархическую систему — церковь. Церковь, как общественно-историческое образование — один из важнейших социальных институтов. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с позиций социологии. Социология религии — это одно из направлений социологии, объектом исследования которого являются различные религиозные феномены, в том числе и церковь. Ее основоположниками считаются Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм заложил традицию функционального изучения религии как “коллективного представления”, воплощающего систему верований и действий, санкционированных обществом. М. Вебер рассматривал религию как определенный мотив социального действия, исследовал ее роль в процессе крупных общественных преобразований.
Введение
1. Функции церкви в обществе
1.1. Церковь как социальный институт
1.2. Функции церкви как социального института
1.3 Роль церкви в обществе
2. Особенности Русской Православной Церкви
2.1. Особенности исторического становления Русской Православной Церкви
2.2. Особенности современной Русской Православной Церкви
3. Религиозная ситуация в современной России
Заключение
убедительное объяснение религии с точки зрения теории конфликта предложено Карлом Марксом; он считал религию орудием классового господства. Подобно Фрейду, Маркс считал религию иллюзией, мифом, приносящим утешение, когда жизнь уверенности не вселяет. Маркс полагал, что религия маскирует не только страх и тревоги, но и несправедливость эксплуатации при классовой системе. [6, с.474] Функционалисты стремятся выяснить, каким социальным целям служит религия; сторонники теории конфликта анализируют, каким образом религия упрочивает классовую систему, разрушает ее или одновременно способствует тому и другому.
религиях представлены и самые различные культуры. Переплетаются, порой причудливо, компоненты общечеловеческие, формационные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях — история показывает, что в религиозных организациях (церкви) были и есть разные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причем какая-то конкретная группа и ее представители не всегда жестко “закреплены” за какой-то из них, могут менять ориентацию, переходить от одной к другой. [2, с.71]
точки зрения истории и социологии,
церковь связана с миром
Особенности Русской Православной Церкви
1.Особенности исторического
Воздействие религии на общество реализуется
через ее институты. Русская Православная
Церковь являясь подсистемой
общества, в свою очередь оказывает
влияние на его жизнь и развитие,
на поведение и взаимоотношения
людей на разных уровнях — от
индивидуального и
времен утверждения
Проникновение православия в Киевскую
Русь началось с середины X в., но официально
оно стало государственной
Дальнейшее укрепление церковной
организации было предпринято в
XVII в. патриархом Никоном. Исправляя
богослужебные книги и изменяя
некоторые обряды (трехперстное знамение
вместо двуперстного и др.), Никон
преследовал цель доказать ортодоксальность
русской православной церкви и ее
неоспоримое преимущество перед
всеми остальными христианскими
церквами. Царь Алексей Михайлович
поддержал реформы патриарха, а
поместные соборы 1655 и 1656 гг. одобрили
их. Но централизация церковного управления
вызвала протест со стороны значительной
части бояр и купечества, низшего
духовенства и крестьянства. Началось
брожение внутри церкви, приведшее
к расколу. В основе внутрицерковного
конфликта лежала общественные противоречия,
которые в силу исторических условий
того времени получили религиозное
выражение. Это придавало движению
раскольников широкое общественное
звучание, проявлявшееся, особенно на
первых порах, как протест против
существующего строя. Церковь и
государство совместными
результате церковных реформ Петра
I было ликвидировано патриаршество,
в 1721 г. его заменило новое высшее
церковное учреждение — Синод. Царь
стал главой церкви. Церковь была превращена
в составную часть
качестве официальной
целом же изучение истории государственно-
конце XIX — начале XX вв. религиозные
реформаторы попытались представить
православную церковь в России жертвой
самодержавия, стремясь при этом доказать,
что для возрождения
падения самодержавия церковь предпринимает
ряд мер по укреплению своей системы
управления. С этой целью в 1917 г. собрался
Поместный собор, который восстановил
патриаршество. Патриархом был избран
московский митрополит Тихон. В своих
первых обращениях к духовенству
и верующим Тихон призывал к укреплению
веры, усилению нравственного воздействия
на общество, невмешательству в политические
вопросы. Советское правительство
публикует декрет “Об отделении
церкви от государства и школы
от церкви” и постановления о
конфискации синодальной
Отношения церкви и государства, регулирование всех сторон жизни Русской Православной Церкви и других конфессий — было одним из центральных мест в “Своде законов Российской империи” и основой канонического права Русской Православной Церкви. После Декрета об отделении церкви от государства каноническое право перестало быть таковым, поскольку вся внутренняя жизнь церкви перестали регулироваться нормами, санкционированными государством. Зачастую формально эти нормы оставались прежними, но их социальный статус изменился. [4, с.123] Естественно, понизился и социальный статус церкви как социального института.
Русская Православная Церковь, как
и другие конфессии, действовавшие
в стране, считались контрреволюционными
организациями. Вследствие этого последовали
жестокие репрессии и физическое
уничтожение большинства
перестройки и события последнего
десятилетия существенно
2.Особенности современной
специфический социальный институт церковь
включена в определенную систему
общественных отношений. Она тесно
взаимодействует с
соответствии с Федеральным
законом “О свободе совести и
о религиозных объединениях”
Русская Православная Церковь зарегистрирована
в государственном реестре
Православная церковь
Отличительной особенностью Русской Православной Церкви является то, что она со времени первых семи вселенских соборов не добавила ни одного догмата к своему вероучению, в отличие от католической церкви, и не отказалась ни от одного их них, как это имело место в протестантизме. Именно это православная церковь считает одной из главных своих заслуг, свидетельствующих о верности первоначальному христианству. [2, с.139]
католическая церковь давно перешла с латыни на национальные языки, то наша церковь до сих пор продолжает вести службы на древнерусском языке. Кроме того, Русская Православная Церковь до сих пор использует юлианский календарь, из-за чего основные религиозные праздники в христианской среде, использующей григорианский календарь, не совпадают. [1]
отличие от католицизма православие обращено не к индивиду, а к “собору”. Под “собором” прежде всего, понимается духовное единение людей на основе их идеалов и ценностей. Соборность, согласно известной формуле Хомякова, это “свободное единство в любви”. Но это только одно из определений соборности. Можно также сказать: соборность — это максимальное единство при наибольшем разнообразии. Соборность есть одновременно и природа церкви и ее задание. Цель спасения: собрать все человечество воедино, восстановить Адама, не мечем, не принуждением, а любовью в свободе и истине. [8, с.183]
Православию чужд теологический рационализм католицизма. Истина в православном учении дается человеку как “благодать”, она переживается не столько разумом, сколько “сердцем”.
Современный статус Русской Православной
Церкви, прежде всего — результат
новых взаимоотношений
Оформившись и вписавшись в систему
современного общества, Русская Православная
Церковь постоянно вступает во взаимодействие
с государством и его различными
структурами, представляя собой
хорошо отлаженный аппарат, приспособленный
для формирования мировоззрения
и взглядов на многие социальные явления.
Отсюда вытекает заинтересованность государства
и церкви в совместных действиях
по формированию в нужном направлении
сознания людей. В государственно-церковных
отношениях, которые являются одним
из видов общественных отношений, можно
выделить ряд отдельных сторон и
взаимосвязей, т.е. различных граней.
Наиболее существенными аспектами
отношений между государством и
церковью являются экономические, правовые,
социально-политические и некоторые
другие. И хотя церковь отделена
от государства, федеральный бюджет
на международную деятельность Русской
Православной Церкви в 1997 г. предусматривал
2,2 млн. долларов на содержание представительств
и церковной недвижимости за границей.
Ощущая за спиной поддержку властей,
еще недавно сама гонимая Русская
Православная Церковь начинает при
поддержке госаппарата