Ценности и социальные нормы брачно-семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:28, контрольная работа

Краткое описание

Семья является одним из важнейших социальных институтов культуры. Традиционно, семья определяется, как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначально основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Семья же, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Оглавление

Введение
1. Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака
1.1. Национальные особенности семейных отношений
1.2. Семья в России
1.3. Современные исследования семейно-брачных отношений
2. Семья как малая социальная группа: функции, ролевая структура,
динамика развития
3. Ценности и социальные нормы брачно-семейных отношений
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

социология- нормы и ценности брачно-семейных отношений.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

А. И. Антонов и В. М. Медков выделяют по составу:

- нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

- расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений — прародителей, родителей и детей (внуков).

Авторы указывают, что когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.

Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И. В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:

- централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;

- автономный — муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;

- демократический — управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти разделяют на:

- патриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,

- матриархальные, где наивысшим авторитетом и влияние используется мать, и

- эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав, и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью. [2, с. 78]

Большинство семей проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи.

Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

Брак — принятие супружеских социальных ролей.

Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.

Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями, воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков).

В нашей стране наибольшую "известность получила периодизация Э. К. Васильевой (1975). Она выделяет 5 стадий жизненного цикла: I — зарождение семьи с момента заключения брака до рождения первого ребенка; II — рождение и воспитание детей. Эта стадия оканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка; III — окончание выполнения семьей воспитательной функции. Включает период с начала трудовой деятельности ребенка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей; IV — дети живут с родителями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи; V— супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Итак, в данной главе определили семью, как малую социальную группу, рассмотрели функции семьи с нескольких точек зрения, проанализировали структуру семьи, как социального института, как малую группу, и по степени формализации, а также изучили динамику развития семьи.

 

 

3. Ценности и социальные нормы брачно-семейных отношений

Ценностные представления и идеалы могут быть очень разнообразными, они складываются по-разному в различных культурах и изменяются в ходе исторической эволюции.

Свои комплексы ценностей образуются у разных народов, поколений, возрастов, социальных групп, профессий, семей и, наконец, у каждого отдельного человека:

Чтобы быть объективным, беспристрастным, человек должен выйти за рамки личных, индивидуальных ценностных представлений и не судить исключительно по принципу «мне нравится - мне не нравится». При этом нужно отдавать отчет в том, что полностью освободиться от ценностей и идеалов, которые сложились в культуре его эпохи, его народа, его социальной среды, невозможно.

Можно выделить два уровня, на которых в культуре функционируют ценностные парадигмы: уровень обыденного сознания и уровень идеологической мысли.

Обыденное сознание занято вопросами повседневной жизни людей, житейских «малых дел»: ежедневного быта, покупок вещей и продуктов, труда и отдыха, будней и праздников, общения с друзьями, родственниками.

Ценностные парадигмы повседневной жизни начинают формироваться с детства: любовь матери, отношения с близкими людьми, домашний уют, защищенность и так далее. Культура повседневности тяготеет к выдвижению на первый план вещественно-материальной оболочки ценностей, подмене ценностей их вещественными носителями.

Над человеком, полностью погруженным в повседневность, нависает угроза стать покорным рабом обстоятельств, чем-то вроде машины для жизнеобеспечения себя и своей семьи. Жизнь такого человека течет как бы помимо его воли. Он плывет по течению, не зная, что впереди, и чувствует себя игрушкой в руках ведомых сил, определяющих его судьбу. Это подавляет его личность, делая его похожим на автомат, механически выполняющий заданные ему операции.

Спасение от обыденности достигается тогда, когда жизнь человека обретает смысл. Способность придать своей жизни шел, не заложена в человеке природой. Она дается культурой, культура задает человеку «поле» смысложизненных (экзистециональных) ценностей, в котором он имеет возможность найти смысл своей жизни.

Идеология - это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

В идеологических суждениях, в конечном счете, находят выражение взгляды, обусловленные ценностями и идеалами, которые являются типичными для больших социальных групп, обществ, классов, народов. Идеология, так или иначе, выражает интересы определенных социальных групп.

Система ценностных ориентаций определяет направленность личности, составляет основу взаимоотношения между людьми и социумом в целом. Так для лиц без определенного места жительства (БОМЖ) наиболее актуальными ценностями являются: «нормальная жизнь», «создание семьи». А также основными ценностями для них являются долговременные (ценности-цели), те, к которым следует стремиться как к конечной цели индивидуального существования. Среди них наиболее значимыми являются: нормальная жизнь, семейная жизнь, любовь, уверенность в себе, самостоятельность, богатство. Ценности, необходимые для успешного развития человека (ценности-средства: исполнительность, ответственность, аккуратность) в любой ситуации у лиц БОМЖ практически отсутствуют или неявно или неявно выражены. Это значит, что ценности, актуальные для развития «здесь и сейчас», не востребованы в настоящем, что не способствует адаптации. Сама иерархия ценностей слабо развита.

Следовательно, у лиц без определенного места жительства можно констатировать обеднение ценностной сферы, своеобразный ценностный вакуум.

Идеология, так или иначе, выражая интересы определенных социальных групп, не может быть беспристрастной.

Ценностные парадигмы идеологии носят обобщенный характер и охватывают, прежде всего, типичные для тех или иных социальных групп представления о том, как должно быть устроено «хорошее» общество.

Проекты идеального устройства общества разрабатывались многими мыслителями, начиная еще с Платона. Он, кстати, считал, в духе своего времени, необходимым социальное неравенство людей.

Из истории известно, что участники народных восстаний большей частью оставались в плену господствующей в общественном сознании идеологии. Например, сподвижники Разина и Пугачева не помышляли об изменении общественного строя, они желали лишь «хорошего царя».

Государственная идеология, как правило, провозглашает приоритет общественных, национальных, общегосударственных интересов над личными, семейными, групповыми. Внедрение идеологических ценностей в обыденное сознание и подчинение частных житейских интересов человека общенациональным, государственным целям - это, несомненно, один из путей, который выводит личность за узкие рамки повседневного бытия и отрывает широкие возможности выбора форм общественно-полезной деятельности и обретения в ней смысла жизни. Однако ценности вообще и социально-политические ценности в частности нельзя навязать человеку силой.

Ценности и идеалы выступают как цели, на достижение которых направлена: деятельность человека. Для организации этой деятельности существуют определенные средства. И в этом случае мы также можем говорить о ценностях, ценностях средствах (например, исполнительность, ответственность, аккуратность и обман, подкуп, насилие, перекладывание ответственности на других).

Человек может рассматривать в качестве ценностей и сами способы деятельности - правила, принципы, способы поведения. Для медиков «клятва Гиппократа», принцип «не навреди» становятся не просто способом действий, не просто нормой их профессиональной деятельности, но также и ценностью, символом врачебной этики. Верующие относятся как к величайшим Ценностям к ритуалам, установленным религией, - проведению богослужений, поклонению церковным святыням, выполнению обрядов.

Русские старообрядцы уходили с насиженных мест в ссылку, шли на смерть, самосожжение, не желаю отказаться от «двуперстия» (обычая креститься двумя пальцами) и некоторых других ритуальных действий, которые они считали нормами «истинного» православия.

Таким образом, ценности и идеалы тоже являются регуляторами человеческого поведения.

Чем выше в иерархии ценностных ориентации личности находится ценность, тем больше человек склонен накладывать печать ценности и на способы, нацеленного на нее поведения.

Поэтому неудивительно, что ценностное отношение в наибольшей мере распространяется на способы поведения, направленного на высшие, финальные ценности. Такие правила, как и сама финальная ценность, становятся самоценными. Примером тому могут служить принципы нравственности. Личность придерживается их не ради достижения какой-либо цели, а в силу их самоценности.

Средства организации поведения, вызванного стремлением к финальным ценностям, образуют глубинные установки самосознания культурного человека, связанные с его пониманием смысла жизни, долга, счастья, чести и так далее.

Ценностное отношение представлено в процессе духовно-практического освоения действительности в нескольких взаимосвязанных аспектах:

1) это исходные для процессов духовно-практического отражения оценки действительности (моральные суждения о справедливости, ответственности благе и т.д.);

2) ценности выражают факт существования уже утвердившихся социальных, в т.ч. моральных норм (нравственные отношения нормативного характера, устойчивые представления людей, стереотипы житейской мудрости, пословицы и поговорки);

3) ценностное отношение дано в системе аргументации необходимости исполнения социальных норм, предлагаемой личности со стороны общества;

4) ценностное отношение дано в оценках отдельных поступков, осуществляемых на базе уже действующих, утвердившихся в обществе социальных норм;

5) ценностное отношение представлено в сознании личности в виде итога постижения всей системы общественных требований.

Моральная норма показывает личности исходную необходимость постижения разрешенных каналов взаимодействия с другими людьми. Ценность же не только подтверждает необходимость выполнения нормы, но и в целом способствует более глубокому пониманию ее содержания.

Благодаря расширенному обоснованию системы социальных норм личность все более переходит к ценностному уровню сознания, способному достаточно далеко отходить от исходной формальной нормативности. В этике это получает выражение в крылатом выражении Демокрита: «Не следует мудрецу повиноваться законам», т.е. у мудреца закон в душе, или, что по сути то же самое, - в ценностных уровнях сознания.

Ценностные ориентации индивида представляют собой основной "канал усвоения духовной культуры общества", превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения. Формирование ценностных ориентации во многом способствует процессу развития личности в целом.

Информация о работе Ценности и социальные нормы брачно-семейных отношений