Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 13:21, курсовая работа
Этика, возникнув в философии, тем не менее, не выделилась в особую науку типа социологии, психологии. Почему? – Потому, что проблемы добра и зла, долга, счастья, смысла жизни, практического поведения органично связаны с мировоззрением человека, со сферой свободы его воли, они не определены жёстко природой внешней или внутренней. В моральном выборе важна оценка, проведённая с определённых мировоззренческих позиций.
Понятие этики………………………………………….............…1.
Понятие профессиональной этики…..........…..2.
Этические нормы и ценности социального педагога……........…2.
Проблемные области этики социальной работы……............3.
Международная федерация социальных работников……....…6.
Нормативные документы, регулирующие деятельность социального педагога………...…………......................................14.
Списоклитературных сточников……………………………..17.
Понятие
этики………………………………………….........
Понятие профессиональной этики…..........…..2.
Этические
нормы и ценности
социального педагога……........…2.
Проблемные
области этики
социальной работы……............3.
Международная
федерация социальных
работников……....…6.
Нормативные
документы, регулирующие
деятельность социального
педагога………...…………............
Списоклитературных
сточников……………………………..17.
Понятие этики.
Понятия добра и зла, морали и нравственности, этики являются одними из самых распространённых в языке, и в то же время одними из самых многозначных и неопределённых. Нравственные проблемы при этом предстают одними из самых важных для человека.
В
отличие от во многом стихийно формирующейся
нравственности, этика представляет
собой сознательную духовно-теоретическую
деятельность. Но теоретически она
решает и многие из практических вопросов,
которые возникают перед
Этика, возникнув в философии, тем не менее, не выделилась в особую науку типа социологии, психологии. Почему? – Потому, что проблемы добра и зла, долга, счастья, смысла жизни, практического поведения органично связаны с мировоззрением человека, со сферой свободы его воли, они не определены жёстко природой внешней или внутренней. В моральном выборе важна оценка, проведённая с определённых мировоззренческих позиций.
Понятие профессиональной этики
Профессиональная этика является многозначным понятием. Во-первых, это определённые кодексы поведения людей при выполнении ими своей профессиональной деятельности. Во-вторых, это теория данных кодексов, способы их обоснования. Актуальной является проблема соотношения профессиональной этики и общечеловеческой морали. В целом, данное соотношение предстаёт разновидностью диалектического отношения части и целого. Нельзя подменять общечеловеческую мораль профессиональной. Существует только одна мораль, которая и предстаёт общечеловеческой, а все прочие специфические нравственные системы являются лишь её разновидностью.
Этические нормы и ценности социального педагога
«Какую бы степень эгоизма мы не предполагали в человеке, природе его, очевидно, свойственно участие к тому, что случается с другими, участие, вследствие которого счастье их необходимо для него, даже если бы оно состояло только в удовольствии быть его свидетелем».
Адам Смит1
Изучив личностные качества социального педагога, не трудно понять, что не каждый человек пригоден для социально-педагогической работы. Определяющей здесь является система ценностей социального педагога, где альтруизм — способность делать добро другому человеку, независимо от его происхождения, веры, социального статуса, приносимой им пользы обществу, — переходит из разряда философских категорий в стойкое психологическое убеждение. Альтруистическая установка, входящая в личностные качества, часто предъявляет к социальному педагогу высокие требования — умение подняться над своими собственными желаниями и потребностями и отдать безусловный приоритет нуждам клиента.
В личностном ядре каждого человека, а особенно социального педагога, важно чувство собственного достоинства. Если нет такого чувства у профессионала, то он не заслуживает уважения и сам не сможет воспитать чувство собственного достоинства у ребенка, нуждающегося в помощи. Чувство собственного достоинства есть условие и предпосылка личностной и социальной ответственности. Оно включает: чувство безопасности — принятие ответственности за собственную жизнь; чувство идентичности — принятие собственного «Я», реальная оценка себя; чувство принадлежности — закрепление себя в какой-то группе; чувство цели — определение смысла жизни, умение принимать вызовы судьбы; чувство компетентности — уверенность в собственном профессионализме.
Проблемные области этики социальной работы
Проблемные области этического характера не обязательно являются универсальными из-за культурных и политических различий. Каждая национальная ассоциация должна проводить дискуссии и разъяснения по поводу важных вопросов и проблем, актуальных именно для ее страны. Однако существуют следующие проблемные области, актуальные для большинства стран:
Эта проблема становится важной с началом применения информационных технологий в области социальной работы.
В поле зрения социальной работы попадает человек, но не любой, а тот, у которого есть проблемы, мешающие человеку быть успешным, благополучным членом общества, жить полноценной жизнью.
Те или иные проблемы возникают фактически у каждого человека в течение всей его жизни. Они могут носить психологический, медицинский, правовой, материальный и иной характер, могут быть связаны с внешними, не зависящими от человека факторами (экологические, социальные, техногенные, межнациональные и другие катаклизмы), или внутренними личностными проблемами (нездоровье, отклонения в физическом или психическом развитии и пр.). Для социальной работы важно то, что человек не может разрешить эти проблемы самостоятельно и поэтому нуждается в чьей-то профессиональной помощи.
Социальная работа – это содержательная деятельность, способная дать удовлетворение человеку своей значимостью, возможностью проявить себя и внести вклад в решение проблем семьи, постоянным общением с разными людьми. Она порождает возвышенные, положительные чувства, являющиеся важным источником её мотивации. Вместе с тем могут быть факторы, вызывающие отрицательные эмоциональные реакции и состояния. Сильные переживания вызывают:
Проблемы
клиентов социальной работы, как правило,
настолько взаимосвязаны, что при
решении одной из них необходимо
принимать во внимание ряд других,
чтобы не нанести ему ущерба. Это
создаёт высокий уровень
Особенности познавательных и эмоциональных трудностей дают представление о волевом напряжении, характерном для специалиста социальной работы. Волевые усилия необходимы там, где работа длительное время не даёт ожидаемого результата, где проявляется недооценка труда социального педагога, вследствие чего ослабевают внутренние стимулирующие факторы. Они особенно необходимы молодому специалисту, испытывающему «синдром выгорания», обусловленного необходимостью каждодневно решать однообразные и обыденные проблемы определённой категории семей. В этих условиях твёрдость, последовательность, поиск новых форм работы является важным условием доведения дела до конца.
В работе с людьми, имеющими проблемы и трудности, возникают вопросы этического плана, ответ на которые не всегда лежит на поверхности в плоскости повседневных норм поведения и общения. Социальный педагог, выполняя профессиональные обязанности, является в то же время человеком с присущей только ему системой взглядов, убеждений, привычек, стиля деятельности и общения, темперамента и т.п. Этические вопросы, которые во множестве возникают в деятельности каждого специалиста, решаются всегда индивидуально. Поэтому так много значит в социальной работе нравственная и социальная зрелость профессионала. Несмотря на то, что единая профессия «социальная работа» существует уже почти сто лет, только в начале девяностых годов двадцатого столетия профессиональное сообщество подошло к выработке единых этических стандартов в социальной работе.
Международная федерация социальных работников
В июле 1994 года в г. Коломбо (Шри-Ланка) Общее собрание Международной федерации социальных работников приняло документ «Этика социальной работы: принципы и стандарты». Документ состоит из двух частей: «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальных работников». Принятие этих документов откладывалось Федерацией много лет, и это неудивительно. Представители сотни стран, входящих в эту организацию, очень разные по религиозным и политическим взглядам. Государства, которые их направили, различны по устройству, формам правления, культуре, имеют свои традиции и богатую историю становления социальной работы. В горячих спорах удалось прийти к согласию и в результате появились эти декларации.
В «Декларации об этических принципах в социальной работе» провозглашены принципы:
Информация о работе Социальные нормы и ценности социального педагога