Социальные нормы и ценности социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Этика, возникнув в философии, тем не менее, не выделилась в особую науку типа социологии, психологии. Почему? – Потому, что проблемы добра и зла, долга, счастья, смысла жизни, практического поведения органично связаны с мировоззрением человека, со сферой свободы его воли, они не определены жёстко природой внешней или внутренней. В моральном выборе важна оценка, проведённая с определённых мировоззренческих позиций.

Оглавление

Понятие этики………………………………………….............…1.
Понятие профессиональной этики…..........…..2.

Этические нормы и ценности социального педагога……........…2.
Проблемные области этики социальной работы……............3.
Международная федерация социальных работников……....…6.
Нормативные документы, регулирующие деятельность социального педагога………...…………......................................14.
Списоклитературных сточников……………………………..17.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.78 Кб (Скачать)

Понятие этики………………………………………….............…1. 

Понятие профессиональной этики…..........…..2.

 

Этические нормы и ценности социального педагога……........…2. 

Проблемные  области этики  социальной работы……............3. 

Международная федерация социальных работников……....…6. 

Нормативные документы, регулирующие деятельность социального  педагога………...…………......................................14. 

Списоклитературных сточников……………………………..17. 

  Понятие этики.

    Понятия добра и зла, морали и нравственности, этики являются одними из самых распространённых в языке, и в то же время одними из самых многозначных и неопределённых.  Нравственные проблемы при этом предстают одними из самых важных для человека. 

  В отличие от во многом стихийно формирующейся  нравственности, этика представляет собой сознательную духовно-теоретическую  деятельность.  Но теоретически она  решает и многие из практических вопросов, которые возникают перед человеком  в жизни и которые связаны  с проблемами долга, добра, зла, смысла жизни и т.п.  Этика рационально  осмысливает, развивает и формализует  некоторые интуитивно очевидные  для нас истины о нравственных ценностях, придавая тем самым подобным интуитивным предположениям статус научно обоснованных положений.

    Этика, возникнув в философии, тем не менее, не выделилась в особую науку типа социологии, психологии.  Почему? – Потому, что проблемы добра и зла, долга, счастья, смысла жизни, практического поведения органично  связаны с мировоззрением человека, со сферой свободы его воли, они не определены жёстко природой внешней или внутренней.  В моральном выборе важна оценка, проведённая с определённых мировоззренческих позиций.

  Понятие профессиональной этики

  Профессиональная  этика является многозначным понятием.  Во-первых, это определённые кодексы поведения людей при выполнении ими своей профессиональной деятельности.  Во-вторых, это теория данных кодексов, способы их обоснования. Актуальной является проблема соотношения профессиональной этики и общечеловеческой морали.  В целом, данное соотношение предстаёт разновидностью диалектического отношения части и целогоНельзя подменять общечеловеческую мораль профессиональной.  Существует только одна мораль, которая и предстаёт общечеловеческой, а все прочие специфические нравственные системы являются лишь её разновидностью.

  Этические нормы и ценности социального педагога

    «Какую бы степень  эгоизма мы не  предполагали в  человеке, природе его, очевидно, свойственно участие к тому, что случается с другими, участие, вследствие которого счастье их необходимо для него, даже если бы оно состояло только в удовольствии быть его свидетелем».

  Адам  Смит1

  Изучив  личностные качества социального педагога, не трудно понять, что не каждый человек пригоден для социально-педагогической работы. Определяющей здесь является система ценностей социального педагога, где альтруизм — способность делать добро другому человеку, независимо от его происхождения, веры, социального статуса, приносимой им пользы обществу, — переходит из разряда философских категорий в стойкое психологическое убеждение. Альтруистическая установка, входящая в личностные качества, часто предъявляет к социальному педагогу высокие требования — умение подняться над своими собственными желаниями и потребностями и отдать безусловный приоритет нуждам клиента.

        В личностном ядре каждого  человека, а особенно социального педагога, важно чувство собственного достоинства. Если нет такого чувства у профессионала, то он не заслуживает уважения и сам не сможет воспитать чувство собственного достоинства у ребенка, нуждающегося в помощи. Чувство собственного достоинства есть условие и предпосылка личностной и социальной ответственности. Оно включает: чувство безопасности — принятие ответственности за собственную жизнь; чувство идентичности — принятие собственного «Я», реальная оценка себя; чувство принадлежности — закрепление себя в какой-то группе; чувство цели — определение смысла жизни, умение принимать вызовы судьбы; чувство компетентности — уверенность в собственном профессионализме.

  Проблемные  области этики  социальной работы

      Проблемные  области этического характера не обязательно являются универсальными из-за культурных и политических различий. Каждая национальная ассоциация должна проводить дискуссии и разъяснения по поводу важных вопросов и проблем, актуальных именно для ее страны. Однако существуют следующие проблемные области, актуальные для большинства стран:

  1. когда приверженность социального работника находится между конфликтующими интересами
  • самого социального работника и клиента
  • клиента и другого человека
  • внутри групп клиентов
  • групп клиентов и остального населения
  • системой/учреждением и группами клиентов
  • системой/учреждением/работодателем и социальным работником
  • внутри различных групп социальных работников
  1. когда социальный работник выполняет функцию как помощника, так и контролера. Взаимоотношение между этими двумя противоположными аспектами социальной работы требует разъяснения, основанного на точном выборе ценностей, для того чтобы избежать смешения мотивов или недостаточной четкости мотивов, действий и последствий этих действий. Если государство ожидает от социального работника, что он/она будет участвовать в государственном контроле граждан, социальный работник должен выяснить, что это означает в этическом смысле, и до какой степени эта роль приемлема по отношению к основным этическим принципам социальной работы.
  1. долг социального работника защищать интересы клиента легко могут начать конфликтовать с требованиями качества и выгоды.

  Эта проблема становится важной с началом  применения информационных технологий в области социальной работы.

       В поле зрения социальной работы попадает человек, но не любой, а тот, у которого есть проблемы, мешающие человеку быть успешным, благополучным членом общества, жить полноценной жизнью.

       Те  или иные проблемы возникают фактически у каждого человека в течение всей его жизни. Они могут носить психологический, медицинский, правовой, материальный и иной характер, могут быть связаны с внешними, не зависящими от человека факторами (экологические, социальные, техногенные, межнациональные и другие катаклизмы), или внутренними личностными проблемами (нездоровье, отклонения в физическом или психическом развитии и пр.). Для социальной работы важно то, что человек не может разрешить эти проблемы самостоятельно и поэтому нуждается в чьей-то профессиональной помощи.

     Социальная  работа – это содержательная деятельность, способная дать удовлетворение человеку своей значимостью, возможностью проявить себя и внести вклад в решение  проблем семьи, постоянным общением с разными людьми. Она порождает  возвышенные, положительные чувства, являющиеся важным источником её мотивации. Вместе с тем могут быть факторы, вызывающие отрицательные эмоциональные  реакции и состояния. Сильные переживания вызывают:

    • Концентрация внимания на проблемах одной семьи;
    • Не сложившиеся взаимоотношения с клиентом из-за невозможности в данный момент решить его проблему;
    • Новые задания, резко меняющиеся планы;
    • Отсутствие очевидных результатов предполагаемых мер, и т.п.

     Проблемы  клиентов социальной работы, как правило, настолько взаимосвязаны, что при  решении одной из них необходимо принимать во внимание ряд других, чтобы не нанести ему ущерба. Это  создаёт высокий уровень ответственности  и напряженности всей деятельности социального работника, порождает  специфические трудности. Имеют  место нежелательные эмоциональные  реакции, вызванные некомпетентностью  клиентов, их бестактностью, попытками  вывести социального работника  из равновесия и т.д. В этих условиях вспышки негодования, проявления несдержанности, растерянности и других эмоций обычно ещё более усложняют обстановку, накладывают на деловую проблему новую - проблему взаимоотношений. Всё  это повышает значимость высокого самообладания, способности сдержать непосредственную эмоциональную реакцию и принять  решение, которое диктуется обстоятельствами самого дела.

     Особенности познавательных и эмоциональных  трудностей дают представление о  волевом напряжении, характерном  для специалиста социальной работы. Волевые усилия необходимы там, где работа длительное время не даёт ожидаемого результата, где проявляется недооценка труда социального педагога, вследствие чего ослабевают внутренние стимулирующие факторы. Они особенно необходимы молодому специалисту, испытывающему «синдром выгорания», обусловленного необходимостью каждодневно решать однообразные и обыденные проблемы определённой категории семей. В этих условиях твёрдость, последовательность, поиск новых форм работы является важным условием доведения дела до конца.

         В работе с людьми, имеющими  проблемы и трудности, возникают вопросы этического плана, ответ на которые не всегда лежит на поверхности в плоскости повседневных норм поведения и общения. Социальный педагог, выполняя профессиональные обязанности, является в то же время человеком с присущей только ему системой взглядов, убеждений, привычек, стиля деятельности и общения, темперамента и т.п. Этические вопросы, которые во множестве возникают в деятельности каждого специалиста, решаются всегда индивидуально. Поэтому так много значит в социальной работе нравственная и социальная зрелость профессионала. Несмотря на то, что единая профессия «социальная работа» существует уже почти сто лет, только в начале девяностых годов двадцатого столетия профессиональное сообщество подошло к выработке единых этических стандартов в социальной работе.

  Международная федерация социальных работников

        В июле 1994 года в г. Коломбо  (Шри-Ланка) Общее собрание Международной федерации социальных работников приняло документ «Этика социальной работы: принципы и стандарты». Документ состоит из двух частей: «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальных работников». Принятие этих документов откладывалось Федерацией много лет, и это неудивительно. Представители сотни стран, входящих в эту организацию, очень разные по религиозным и политическим взглядам. Государства, которые их направили, различны по устройству, формам правления, культуре, имеют свои традиции и богатую историю становления социальной работы. В горячих спорах удалось прийти к согласию и в результате появились эти декларации.

  В «Декларации об этических принципах  в социальной работе» провозглашены  принципы:

  • Каждый человек уникален, что требует внимания к нему с позиций нравственности.
  • Каждый человек имеет право на свободу в удовлетворении своих потребностей, не ущемляя также права других, и обязан вносить свой вклад в повышение благосостояния общества.
  • Каждое общество, независимо от формы правления, должно стремиться к обеспечению максимума благ для всех своих членов.
  • Социальные работники привержены принципам социальной справедливости.
  • Социальный работник обязан использовать объективную систему знаний, умения и навыки для оказания помощи отдельным людям группам, общинам и обществам в их развитии, решении личностно-общественных конфликтов и устранении их последствий.
  • Социальная работа основана на отказе от дискриминации. Следовательно, она осуществляется независимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания, языка, политических убеждений, половой ориентации.
  • Социальные работники уважают права каждого человека и права социальных групп их независимость и достоинство, руководствуясь при этом положениями «Хартии ООН о правах человека» и другими международными конвенциями этой Хартии.
  • Социальная работа основана на принципах защиты неприкосновенности клиентов, включая требования соблюдать права на свободу выбора и профессиональную тайну, право клиента на компетентное разъяснение его прав и сути его личного дела.
  • Социальные работники хранят профессиональную тайну, даже если это противоречит действующему законодательству.

Информация о работе Социальные нормы и ценности социального педагога